Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Шостак Р.Н, Попова В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова Сергея Михайловича, Ивановой Виктории Валентиновны, Щипулиной Нины Михайловны, Демина Юрия Александровича, Сиротина Евгения Александровича, Афониной Зои Васильевны, Антонова Сергея Владимировича, Комарова Валерия Михайловича, Юдиной Риммы Михайловны, Тисленко Алексея Владимировича, Тисленко Владимира Николаевича, Тисленко Максима Владимировича, Панькова Анатолия Васильевича, Синицына Николая Фомича, Гришакова Валерия Павловича, Майорова Виктора Анатольевича к гаражно-строительному кооперативу "Железнодорожник", администрации городского округа Домодедово Московской области о признании права собственности на гаражные боксы, внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о гаражных боксах, по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Шостак Р.Н, выслушав объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Хребет О.С, действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, посредством веб-конференции объяснения Ивановой В.В, представителя истцов Конюхову Л.Е, действующую на основании доверенностей, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Щербаков С.М, Иванова В.В, Щипулина Н.М, Демин Ю.А, Сиротин Е.А, Афонина З.В, Антонов С.В, Комаров В.М, Юдина Р.М, Тисленко А.В, Тисленко В.Н, Тисленко М.В, Паньков А.В, Синицын Н.Ф, Гришаков В.П, Майоров В.А. обратились в суд с иском к гаражно-строительному кооперативу (далее - ГСК) "Железнодорожник", администрации городского округа Домодедово Московской области о признании права собственности на гаражные боксы, внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о гаражных боксах, в обоснование завяленных требований указав, что истцы являются членами ГСК "Железнодорожник", находящегося по адресу: "адрес"", все паевые взносы выплатили, гаражные боксы построены на выделенном для этих целей земельном участке, истцы приобрели право собственности на указанное имущество, однако вследствие отсутствия разрешительной документации на строение они лишены возможности зарегистрировать свое право собственности в установленном законом порядке.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2019 года заявленные исковые требования истцов удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 года решение Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2019 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 марта 2020 года решение Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2019 года отменено, дело рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции, принято новое решение об удовлетворении исковых требований истцов.
За истцами признано право собственности на гаражные боксы, указано, что решение является основанием для внесения Управлением Росреестра по Московской области в государственный кадастр недвижимости сведений о нежилых зданиях, находящихся по адресу: "адрес"", со соответствующими характерными точками зданий.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Российские железные дороги" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 марта 2021 года, как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему делу допущено не было.
Судом установлено, что истцы являются членами ГСК "Железнодорожник", находящегося по адресу: "адрес"".
Щербаков С.М. владеет гаражным боксом N 42 общей площадью 39, 6 кв.м, Иванова В.В. владеет гаражным боксом N 41 общей площадью 22, 8 кв.м, Щипулина Н.М. владеет гаражным боксом N 40 общей площадью 36, 9 кв.м, Демин Ю.А. владеет гаражным боксом N 39 общей площадью 40, 8 кв.м, Сиротинин Е.А. владеет гаражным боксом N 38 общей площадью 39, 6 кв.м и гаражным боксом N 26 общей площадью 42, 3 кв.м, Афонина З.В. владеет гаражным боксом N 37 общей площадью 39, 9 кв.м, Антонов С.В. владеет гаражным боксом N 36 общей площадью 39, 9 кв.м, Комаров В.М. владеет гаражным боксом N 35 общей площадью 39, 7 кв.м, Юдина Р.М. владеет гаражным боксом N 34 общей площадью 37, 5 кв.м, Тисленко А.В. владеет гаражным боксом N 33 общей площадью 38, 1 кв.м, Тисленко В.Н. владеет гаражным боксом N 33 общей площадью 42, 9 кв.м, Тисленко М.В. владеет гаражным боксом N 31 общей площадью 22, 9 кв.м, Паньков А.В. владеет гаражным боксом N 30 общей площадью 42, 4 кв.м, Синицын Н.Ф. владеет гаражным боксом N 28 общей площадью 43, 0 кв.м, Гришаков В.П. владеет гаражным боксом N 69 общей площадью 38, 8 кв.м, Майоров В.А. владеет гаражным боксом N 68 общей площадью 43, 8 кв.м.
Паенакопления за гаражные боксы выплачены истцами полностью, задолженности по членским взносам не имеется, что подтверждается справкой ГСК "Железнодорожник".
Постановлением исполнительного комитета Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области N 1385/21 от 15 ноября 1991 года по ходатайству руководства станции "Домодедово" Московской железной дороги было выдано разрешение станции "Домодедово" на строительство хозблоков для работников железнодорожного транспорта, проживающих на территории Домодедовского района, в полосе отвода железной дороги, вблизи тяговой подстанции г. Домодедово.
Постановлением Главы администрации Домодедовского района Московской области N 2294/19 от 8 июня 1993 года зарегистрирован устав кооператива по строительству хозблоков "Железнодорожник" для работников железной дороги, также за кооперативом "Железнодорожник" был закреплен земельный участок по фактическому пользованию площадью 2000 кв.м.
Решением комиссии по недвижимости N 38 от 13 августа 1998 года принято решение о перерегистрации кооператива по строительству и эксплуатации хозблоков "Железнодорожник" в ГСК "Железнодорожник", а также о вынесении в натуре и оформлении в долгосрочную аренду (10 лет) после регистрации юридического лица и согласования с Начальником отделения дороги вопроса выделения земельного участка под размещение ГСК.
Постановлением Главы Домодедовского района Московской области N 2215 от 20 июля 1999 года на основании вышеуказанного Решения N 38 утвержден выбор земельного участка ГСК "Железнодорожник" (полоса отвода дороги) из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги под размещение индивидуальных гаражей по фактическому использованию, а также принято решение о предоставлении в аренду сроком на 10 лет ГСК "Железнодорожник" земельный участок площадью 5382 кв.м.
Постановлением Главы Домодедовского района Московской области N 2441 от 2 августа 1999 года утверждены границы земельного участка, отведенного в аренду сроком на 10 лет ГСК "Железнодорожник" под размещение индивидуальных гаражей площадью 0, 54 га (по фактическому пользованию) из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги в границах предоставленного чертежа.
Постановлением Главы Домодедовского района Московской области N 3339 от 19 октября 1999 года ГСК "Железнодорожник" разрешено строительство гаражей для индивидуального транспорта на земельном участке, предоставленном в аренду постановлениями Главы района N 2215 от 20 июля 1999 года и N 2441 от 2 августа 1999 года в г. Домодедове Московской области из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги.
16 августа 1999 года на основании вышеуказанных постановлений заключен Договор аренды N 143-КИЗ на земельный участок площадью 5400 кв.м под гаражи сроком на 10 лет.
В соответствии с Постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области N 409 от 11 февраля 2010 года Дополнительным соглашением N 4 от 28 мая 2010 года срок действия договора продлен до 19 сентября 2019 года. Указанный договор зарегистрирован в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно справке о присвоении почтового адреса N 120 от 1 октября 1999 года гаражам присвоен почтовый адрес: "адрес"
Проект отвода земельного участка под строительство 1998 года, ситуационный план 1998 года, генплан застройки "Гаражи индивидуального пользования на 138 машиномест для ГСК "Железнодорожник" 1999 года, план пристройки гаражей к существующим ординатам АБСД, письмо Управления Московской железной дороги от 3 февраля 1999 года N ДТК-224/230 содержат указания на согласования как органом местного управления, так и Московской железной дорогой, службами МПС России.
Между ТУ Росимуществом по Московской области и ОАО "Российские железные дороги" заключен договор N Р-24/08 от 5 сентября 2008 года аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 3270000 кв.м для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
В письме от 21 августа 2015 года исх. N 3242/МоскНРИ в адрес председателя правления ГСК "Железнодорожник" ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога указывало, что тот факт, что размещение ГСК "Железнодорожник" в полосе отвода в 1999 года было согласовано и Московской железной дорогой, и муниципальным органом, позволяет не относить возведенные гаражные боксы к самовольным постройкам, предлагало использование частей земельных участков полосы отвода на праве субаренды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российский железные дороги".
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, руководствуясь положениями статей 130, 131, 218, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса РСФСР, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания за истцами права собственности на гаражные боксы, поскольку паевые взносы истцами, являющимися членами кооператива, выплачены полностью, гаражи соответствуют строительным и иным нормам, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда, поскольку, вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 2, 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
Статьей 79 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.
Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов.
Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Таким образом, применительно к указанным положениям закона, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что разрешение на строительство гаражных боксов было выдано с соблюдением действовавшего на момент его выдачи законодательства органом местного самоуправления с согласия ОАО "Российские железные дороги", в связи с чем, учитывая наличие совокупности условий, являющихся основанием для признания за истцами права собственности на гаражи, в удовлетворении исковых требований не может быть отказано.
Доводы кассационной жалобы, в том числе, что спорные гаражные боксы являются самовольными постройками, так как разрешение на их возведение в установленном законом порядке не было получено, а также, что гаражные боксы расположены в границах полосы отвода железной дороги, содержат собственные суждения заявителей относительно обстоятельств и доказательств по делу, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку, несогласие с которой не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с принятым по делу судебным актом и не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.