Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-80/2021 по иску Тарасовой Ларисы Владимировны, Чикишевой Ольги Николаевны, Белкиной Елены Валентиновны, Калининой Татьяны Петровны, Седых Светланы Михайловны, Прокиной Ольги Вильгельмовны, Пермяковой Ираиды Григорьевны, Шиловой Яны Валерьевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр о признании системы оплаты труда незаконной, возложении обязанностей привести систему оплаты труда в соответствие с законодательством, о выплате заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Тарасовой Ларисы Владимировны, Чикишевой Ольги Николаевны, Белкиной Елены Валентиновны, Калининой Татьяны Петровны, Седых Светланы Михайловны, Прокиной Ольги Вильгельмовны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 08 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Тарасову Л.В, поддержавшую кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тарасова Л.В, Чикишева О.Н, Белкина Е.В, Калинина Т.П, Седых С.М, Прокина О.В, Пермякова И.Г, Шилова Я.В. обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" (далее по тексту - ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр"), с учетом уточнений, о признании незаконной системы оплаты труда, установленной Положением об оплате труда, утвержденным приказом ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" от 20 января 2020 года N 17/4, для санитарок палатных и воспитателей, о возложении на ответчика обязанности привести систему оплаты труда в соответствие с законодательством о труде, о выплате разницы заработной платы с 01 апреля 2020 года, взыскании компенсации морального вреда по 20 000 руб. в пользу каждой.
В обоснование заявленных требований Тарасова Л.В, Чикишева О.Н, Белкина Е.В, Калинина Т.П, Седых С.М, Прокина О.В, Пермякова И.Г, Шилова Я.В. сослались на то, что работали в ГБУЗ Пермского края "Краевой детский санаторий для больных туберкулезом N 7 "Росинка" в качестве санитарок палатных и воспитателей. В конце 2019 года всех сотрудников санатория уведомили о завершении реорганизации санатория форме слияния и о его переименовании в филиал ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" - "Краевой детский санаторий для больных туберкулезом N 2 "Росинка", а также об изменении даты выплаты заработной платы с 05 и 20 на 10 и 25 каждого месяца. В конце января 2020 года им было вручено уведомление об изменении системы оплаты труда с 01 апреля 2020 года, к подписанию были предложены дополнительные соглашения к трудовым договорам, в соответствии с которыми с 01 апреля 2020 года начисление заработной платы производится из оклада 6 000 руб, в целом размер заработной платы был уменьшен. От подписания дополнительных соглашений к трудовому договору они отказались. В начале сентября 2020 года им повторно вручили уведомления о введении новой системы оплаты труда с 01 апреля 2020 года и вновь предложили подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам в течение двух месяцев с момента получения уведомления, а также разъяснили о возможном расторжении трудовых договоров по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. 09 сентября 2020 года ими направлено коллективное обращение в прокуратуру г..Соликамска, в ходе проведенной проверки нарушения прав работников не выявлены, указано, что заработная плата с 01 апреля 2020 года не снизилась. В соответствии с трудовым законодательством им положены выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (25%), за оказание противотуберкулезной помощи (25%), за работу в местностях с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент - 15%).
Должность санитарки палатной относится к младшему медицинскому персоналу и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" их заработная плата, как младшего медперсонала, должна быть не менее 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Считают, что работодатель злоупотребляет своим положением, принуждает работников к труду, который оплачивается низко, не обеспечивает достойное существование работников и членов их семей, возможность развития личности.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 08 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 июля 2021 года, Тарасовой Л.В, Чикишевой О.Н, Белкиной Е.В, Калининой Т.П, Седых С.М, Прокиной О.В, Пермяковой И.Г, Шиловой Я.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истцы Тарасова Л.В, Чикишева О.Н, Белкина Е.В, Калинина Т.П, Седых С.М, Прокина О.В. ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода основания для отмены решения суда и апелляционного определения имеются.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Тарасова Л.В. с 19 октября 2016 года, Чикишева (Понамарева) О.Н. с 29 апреля 2016 года, Белкина Е.В. с 21 мая 2015 года, Калинина Т.П. с 17 марта 2009 года, Седых С.М. с 20 сентября 2016 года, Прокина О.В. с 18 октября 2016 года работали в ГБУЗ Пермского края "Краевой детский санаторий для больных туберкулезом N 7 "Росинка" санитарками палатными по 3 квалификационному разряду.
Истцы Пермякова И.Г. с 28 февраля 2014 года, Шилова Я.В. с 18 февраля 2015 года работали в указанном учреждении воспитателями по 12 квалификационному разряду.
ГБУЗ Пермского края "Краевой детский санаторий для больных туберкулезом N 7 "Росинка" было преобразовано путем присоединения к ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" на правах филиала, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 27 августа 2019 года внесена соответствующая запись.
ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" было разработано и введено в действие с 01 апреля 2020 года Положения об оплате труда работников ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр", утвержденное приказом от 20 января 2020 года N 17/4, в соответствии с пунктами 1.10 и 1.12 которого, заработная плата работникам устанавливается трудовым договором. Работодатель заключает с работником трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору, в которых конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества выполняемых работ, оказываемых услуг, а также социальной поддержки. Заработная плата работников зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и предельными размерами не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Положения заработная плата работников учреждения включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 4.3 Положения предусмотрено повышение оплаты труда медицинских работников учреждений (структурных подразделений) для лечения больных туберкулезом, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 25 % к окладу (должностному окладу).
Согласно пункту 5.1 Положения в целях стимулирования работников учреждений к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждения могут быть установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе, надбавка за наличие квалификационной категории, надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет, надбавка к должностному кладу работникам, имеющим ученую степень, почетное звание, надбавка за интенсивность, выплаты за высокие результаты работы и качество выполняемых работ, выплаты за показатели и критерии оценки эффективности деятельности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг.
Предстоящие изменения в оплате труда ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" до истцов были доведены в январе 2020 года, также истцам было предложено в апреле 2020 года заключить соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Калинина Т.П. 30 апреля 2020 года подписала дополнительное соглашение от 01 апреля 2020 года к трудовому договору от 17 марта 2009 года N 15. Остальные истцы от подписания дополнительных соглашений в апреле месяце 2020 года отказались.
В сентябре 2020 года работодатель вновь уведомил истцов об изменении определенных сторонами условий трудового договора в части оплаты труда и предложил подписать дополнительные соглашения. В октябре 2020 года истцам были вручены уведомления о наличии вакантных должностей.
Дополнительные соглашения к трудовым договорам были подписаны Чикишевой О.Н. - 02 декабря 2020 года, Белкиной Е.В. - 13 ноября 2020 года, Прокиной О.В. - 14 декабря 2020 года, Шиловой Я.В. - 13 ноября 2020 года, Тарасовой Л.В. - 14 января 2021 года.
Седых С.М, Пермякова И.Г. подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам отказались, в связи с чем трудовые отношения с указанными работниками были прекращены по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 15 марта 2021 года, вступившим в законную силу 09 июня 2021 года, Седых С.М. была восстановлена на работе в прежней должности.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 22 марта 2021 года, вступившим в законную силу 21 июня 2021 года, Пермякова И.Г. была восстановлена на работе в прежней должности.
Принимая решение о восстановлении Седых С.М. и Пермяковой И.Г. на работе в прежней должности, признавая их увольнение незаконным, суд первой инстанции в обоих случаях указал, что истцы фактически согласились работать в новых условиях труда, следовательно, оснований для их увольнения по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации не имелось
Разрешая требования истцов о признании системы оплаты труда, установленной Положением об оплате труда работников ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр", утвержденным приказом главного врача от 20 января 2020 года N 17/4, в части, касающейся оплаты труда санитарок палатных и воспитателей; о возложении обязанности на ответчика по приведению системы оплаты труда в соответствие с действующим законодательством о труде, суд первой инстанции исходил из того, что права истцов введенной Положением об оплате труда от 20 января 2020 года системой оплаты труда не нарушены; Положение об оплате труда принято в соответствии с законодательством о труде, Указом Президента Российской Федерации N 597 от 07 мая 2012 года, Законом Пермского края от 03 сентября 2008 года N 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края", постановлением Правительства Пермского края от 31 декабря 2015 года N 1190-П "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края" и права истцов не нарушает, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данных требований.
Разрешая требования истцов о взыскании разницы между заработной платы, выплачиваемой до 01 апреля 2020 года, и заработной платой, выплачиваемой в соответствии с Положением об оплате труда от 20 января 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика по оплате труда истцов с 01 апреля 2020 года в соответствии с новыми условиями не привели к нарушению их прав на получение заработной платы в полном объеме, поскольку уровень их заработной платы не изменился; доказательств ухудшения оплаты труда по Положению от 20 января 2020 года по сравнению с требованиями к оплате их труда, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, истцы не представили; Порядок принятия Положения об оплате труда от 20 января 2020 года, установленный статьями 135, 372 Трудового кодекса Российской Федерации; порядок изменения условий трудовых договоров, заключенных с истцами, ответчиком соблюден: истцы своевременно уведомлены об изменениях условий оплаты труда, ознакомлены с Положением об оплате труда, им было предложено заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам, которые они подписали, чем выразили свое согласие на продолжение работы в новых условий, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения данных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что в связи с принятием работодателем Положения об оплате труда от 20 января 2020 года размер заработной платы истцов не изменился; фактически уменьшение заработной платы истцов, занимающих должности санитарок палатных, произошел в связи с прекращением им с 01 апреля 2020 года выплат по программе "дорожная карта" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Между тем суд апелляционной инстанции учел, что нормативными актами не предусмотрен конкретный ежемесячный размер денежной компенсации в рамках плана мероприятий ("дорожная карта"), вопрос по распределению стимулирующих выплат производится двухуровневой Комиссией (приложение N 5 к Положению об оплате труда) и основан на соответствующих методиках расчета, а решений о выплате стимулирующих выплат по программе "дорожная карта" в отношении истцов в период с 01 апреля 2020 года не принималось.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает судебные акты подлежащими отмене ввиду неправильного применении судами норм материального права и нарушения норм процессуального права.
В соответствии со статьей 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй статьи 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 03 сентября 2008 года N 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений Пермского края и отдельных категорий работников Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Пермского края" оплата труда (заработная плата) включает: тарифные ставки, оклады (должностные оклады) руководителей, специалистов и служащих, оклады рабочих; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона работникам учреждений могут быть установлены следующие виды выплат компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; иные выплаты компенсационного характера.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 7 указанного Закона работникам учреждений могут быть установлены следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ, оказываемых услуг; иные выплаты стимулирующего характера.
Премиальные выплаты по итогам работы, выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ, оказываемых услуг устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить эффективность деятельности учреждений и личный вклад работника.
Общие условия и порядок установления стимулирующих выплат определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Перечень стимулирующих выплат, порядок назначения, размеры и условия осуществления стимулирующих выплат определяются коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 6.1 Коллективного договора ответчика, утвержденного 28 ноября 2019 года, условия и порядок оплаты труда работников определяются в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края и о признании утратившим силу отдельных постановлений Правительства Пермского края" от 31 декабря 2015 года N 1190-п, локальными нормативными актами Учреждения и настоящим коллективным договором.
Постановлением Правительства Пермского края от 31 декабря 2015 года N 1190-п утверждено примерное "Положение о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Пермского края, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края.
В соответствии с пунктом 1.10 указанного Положения при установлении систем оплаты труда работников учреждений работодатель обеспечивает наличие показателей и критериев для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом.
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников (пункт 4.1 Положения).
Согласно пункту 5.1 Положения в целях стимулирования работников учреждений к качественному результату работы, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждений могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера, порядок и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики поручено принять до 01 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (подпункт "е" пункта 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.
В соответствии с указанной Программой основаниями для разработки программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа) являются: Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах; Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах; Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Из приложения N 5 к Программе - Методике расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3) следует, что расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.
Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Данные по территориально обособленным подразделениям учреждений (в том числе филиалам) включаются в сводные итоги по тому субъекту Российской Федерации, на территории которого осуществляют деятельность эти подразделения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана. Согласно пункту 2 плана реализации "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии с статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 июля 2014 года N 1583-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из приведенных положений гражданского процессуального закона, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что суд должен принять решение по всем заявленным истцом требованиям, исходя из обстоятельств и оснований, указанных истцом. При этом в решении должны быть приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении или об отказе в удовлетворении по каждому из заявленных истцом исковых требований.
Судебные инстанции названные требования норм гражданского процессуального закона не выполнили.
Так, обращаясь с настоящим в суд в обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что принятие работодателем Положения об оплате труда от 20 января 2020 года привело к существенному снижению с 01 апреля 2020 года их заработной платы при выполнении ими того же объема работы. В частности истцы указывали на необоснованное снижение им доплаты за работу во вредных условиях труда с 25% до 7%; на несогласие с принятыми показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников структурных подразделений учреждения, размерами надбавок стимулирующего характера (в баллах) (приложения N 2, 3 к Положению об оплате труда от 20 января 2020 года), что привело к установлению и выплате всем санитаркам стимулирующей доплаты за эффективность деятельности в одинаковом размере - 4 800 руб. Также истцы указывали, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 их заработная плата не должна быть ниже средней заработной платы по Пермскому краю. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации их оклад должен быть установлен не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, а все доплаты и надбавки должны начисляться сверх оклада. В связи с изложенным истцы полагали, что установленная в учреждении новая система оплаты труда не соответствует трудовому законодательству, Указу Президента Российской Федерации N 597 от 07 мая 2012 года, Закону Пермского края от 03 сентября 2008 года N 291-ПК "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края", постановлению Правительства Пермского края от 31 декабря 2015 года N 1190-П "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края... ".
Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения настоящего спора являются:
какими локальными нормативными актами, действующими до 01 апреля 2020 года, была установлена система оплаты труда работников Краевого детского санатория для больных туберкулезом N 7 "Росинка"; какие выплаты были установлены и выплачивались каждому истцу в соответствии с данными локальными нормативными актами учреждения, и в каком размере; устанавливалась и выплачивалась ли истцам стимулирующая выплата за эффективность деятельности, в каком размере и в каком порядке определялся размер данной выплаты; производились ли истцам какие-либо выплаты, не предусмотренные системой оплаты труда, если да, то какие, в каком порядке и в каком размере;
какие выплаты были установлены и выплачиваются каждому истцу в соответствии с Положением об оплате труда работников ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" от 20 января 2020 года, с какого времени и в каком размере; установлена и выплачивается ли истцам стимулирующая выплата за эффективность деятельности, в каком размере и в каком порядке определяется размер данной выплаты; производятся ли с 01 апреля 2020 года истцам выплаты неустановленные системой оплаты труда работодателя, если да, то какие выплаты, в каком порядке и в каком размере;
изменился ли размер заработной платы истцов, в связи с принятием Положения об оплате труда ГБУЗ Пермского края "Клинический фтизиопульмонологический медицинский центр" от 20 января 2020 года, если изменился, то как и по какой причине, произошло ли ухудшение положения истцов по сравнению с установленным коллективным договором, законом.
Судом первой инстанции данные юридически значимые обстоятельства не устанавливались вообще. Суд апелляционной инстанции допущенные нарушения судом первой инстанции не устранил, ограничился лишь указанием на то, какие выплаты и в каком размере были установлены истцу Калининой Т.П. дополнительным соглашением от 01 апреля 2020 года к трудовому договору от 17 марта 2009 года N 15.
Установив, что снижение размера заработной платы истцов с 01 апреля 2020 года произошло из-за прекращения им выплат по "дорожной карте", суд апелляционной инстанции при этом не установил, предусмотрена ли данная выплата системой оплаты труда ответчика, за счет каких средств она производилась и в каком порядке, по какой причине истцам прекратилась данная выплата и подлежит ли она взысканию за спорный период времени.
Судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования истцов судами обеих инстанций по существу разрешены не были. Судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что является основанием для их отмены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 08 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 июля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.