Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1822/2021 по иску Лукьянова Александра Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Лукьянова Александра Владимировича на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лукьянов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кургане Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что решением Государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кургане Курганской области (межрайонное) N200265/20 от 28 октября 2020 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды его работы с 23 сентября 1991 года по 30 ноября 1991 года в Областной больнице г. Чебаркуль в должности врача стоматолога-хирурга, со 02 августа 1997 года по 02 апреля 2006 года, в качестве индивидуального предпринимателя, с 03 апреля 2006 года по 05 августа 2020 года в обществе с ограниченной ответственностью "Харизма" в должности стоматолога-хирурга. Просил признать незаконным решение N200265/20 от 28 октября 2020 года, возложить на пенсионный орган обязанность включить в специальный стаж для назначении досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: с 23 сентября 1991 года по 30 ноября 1991 года в Областной больнице г. Чебаркуль в должности врача стоматолога-хирурга, со 02 августа 1997 года по 02 апреля 2006 года в качестве индивидуального предпринимателя, с 03 апреля 2006 года по 05 августа 2020 года в обществе с ограниченной ответственностью "Харизма" в должности стоматолога-хирурга, возложить на пенсионный орган обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 05 августа 2020 года.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 14 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 августа 2021 года исковые требования Лукьянова А.В. удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) возложена обязанность включить Лукьянову А.В. в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в должности врача-интерна в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Областная больница г. Чебаркуль" с 23 сентября 1991 года по 30 ноября 1991 года, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы в должности врача-стоматолога-хирурга при осуществлении деятельности индивидуального предпринимателя с 02 августа 1997 года по 31 октября 1999 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) в пользу Лукьянова А.В. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Лукьянов А.В. ставит вопрос об отмене решения Курганского городского суда Курганской области от 14 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 августа 2021 года в той части, которой ему отказано в удовлетворении требований, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах кассационной жалобы указывает, что суды пришли к выводу о том, что законодатель право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам связывает с работой именно в учреждениях здравоохранения и такие организационно-правовые формы как индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью к ним не относятся. Однако суды не учли, что условия труда, интенсивность и т.д. у него как у индивидуального предпринимателя и у врача-стоматолога-хирурга в обществе с ограниченной ответственностью "Харизма" идентичными условиям работы врачей стоматологов-хирургов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Также Конституционный суд Российской Федерации указал, что форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений правового значения не имеет. В Федеральном законе "О страховых пенсиях" и Списках не содержится указаний на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. Более того, требование осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях исключено из пенсионного законодательства еще Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а в приказе Минздрава России от 20 декабря 2012 г..N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" нет разделения на должности в государственных и муниципальных учреждениях и на должности в учреждениях частной формы собственности.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 04 марта 2004 года N81-О, а также на положения пункта 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П, указывает, что по смыслу Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Обращает внимание и на то, что в частной клинике работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Должность врача стоматолога-хирурга государственного учреждения тождественны должности врача стоматолога-хирурга частного медицинского учреждения. Условия труда тождественны. На этом основании полагает, что периоды работы в медицинских организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, нежели учреждения, в том числе индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью, включаются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам. Кроме того, отмечает, что он в должности врача стоматолога-хирурга всегда работал на полную ставку, условия его труда на основании специальной оценки условий труда соответствовали классу 3.1, а за некачественно оказанную медицинскую помощь он несёт ответственность, в том, числе уголовную.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кургане Курганской области (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
От представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области поступили письменные возражения, в которых просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Лукьянова А.В. - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Списком, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, как и в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 в разделе "Наименование должностей" и разделе "Наименование учреждений" приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, как и в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поименована должность врача в больницах всех наименований.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, предоставляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05 августа 2020 года Лукьянов А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Кургане Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N200265/20 от 28 октября 2020 года Лукьянову А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, продолжительность специального стажа работы определена в 7 лет 10 месяцев 2 дня при необходимых 30 годах. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не зачтены следующие периоды работы:
- в страховой стаж и в стаж медицинской деятельности с 23 сентября 1991 года по 30 ноября 1991 года - так как период работы в Областной клинической больнице N 1 документально не подтвержден, не подтвержден факт работы на штатной должности "врач-интерн" и факт начисления заработной платы и факт уплаты обязательных платежей, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, - с 01 января 1997 года по 31 октября 1999 года - так как документально не подтвержден факт работы в штатной должности врача-стоматолога-хирурга и наименование индивидуальный предприниматель не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, и стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в установленном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не подтвержден, - с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - так как документально не подтвержден факт работы в должности врача-стоматолога-хирурга на ставку заработной платы, наименование индивидуальный предприниматель не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, и стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в установленном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не подтвержден, - с 12 ноября 2002 года по 02 апреля 2006 года - так как документально не подтвержден факт работы в должности врача-стоматолога-хирурга на ставку заработной платы, наименование индивидуальный предприниматель не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации
гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в установленном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не подтвержден, - с 03 апреля 2006 года по 05 августа 2020 года - так как документально не подтвержден факт работы в должности врача-стоматолога на ставку заработной платы, наименование общество с ограниченной ответственностью "Харизма" не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования установленном порядке в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" не подтвержден.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, Лукьянов А.В. обратился с иском в суд.
Рассматривая заявленный спор, суд первой инстанции возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) обязанность включить Лукьянову А.В. в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы в должности врача-интерна в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Областная больница г. Чебаркуль" с 23 сентября 1991 года по 30 ноября 1991 года, а также в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы в должности врача стоматолога-хирурга в период осуществления деятельности индивидуального предпринимателя с 02 августа 1997 года по 31 октября 1999 года, поскольку такое право предусмотрено Списком, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Включив указанные периоды в специальный стаж Лукьянова А.В, суд пришел к выводу о недостаточности продолжительности специального стажа для досрочного назначения пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения с 05 августа 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в приведенной части и их правовым обоснованием. Судебные акты в части включенных в специальный стаж периодов работы истца сторонами в кассационном порядке не оспариваются, предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не являются, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы судебной коллегией не усматривается.
Отказывая Лукьянову А.В. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы с 01 ноября 1999 года по 02 апреля 2006 года в должности врача стоматолога-хирурга при осуществлении им деятельности индивидуального предпринимателя, с 03 апреля 2006 года по 05 августа 2020 года в должности стоматолога-хирурга в обществе с ограниченной ответственностью "Харизма", руководствуясь положениями вышеприведенных нормативных актов, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2004 года N197-О, на основании анализа положений Устава общества с ограниченной ответственностью "Харизма", суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что общество с ограниченной ответственностью "Харизма" не является учреждением здравоохранения, является коммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781. По тому же основанию судом отказано и во включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 01 ноября 1999 года по 02 апреля 2006 года в должности врача стоматолога-хирурга при осуществлении им деятельности индивидуального предпринимателя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 50, 66, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период работы) указал, что общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью и индивидуальный предприниматель не могут отождествляться с учреждением. Понятие медицинской организации шире, чем понятие учреждение здравоохранения, так как в это понятие включаются все организации, осуществляющие медицинскую деятельность. Учреждение здравоохранения также признается медицинской организацией в случае, если основной вид деятельности учреждения - это медицинская деятельность.
Общество с ограниченной ответственностью "Харизма", как деятельность индивидуального предпринимателя не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Ключевым при отнесении работы к работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, является принадлежность медицинской организации именно к учреждениям.
Выводы, содержащиеся в судебных актах в оспариваемой Лукьяновым А.В. части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении положений вышеназванных нормативных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, у судов отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Лукьянова А.В. для досрочного назначения пенсии по старости спорных периодов его работы в обществе с ограниченной ответственностью "Харизма", осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01 ноября 1999 года.
Как верно указано судами, названные организации по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями, созданными для целей извлечения прибыли, и не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Вопреки ошибочному мнению истца, выполнение им работы по лечению больных с различными заболеваниями само по себе не свидетельствует о праве на льготное пенсионное обеспечение. При этом, термин "учреждение здравоохранения" необоснованно трактуется истцом расширительно и применяется ко всем субъектам здравоохранения.
Таким образом, доводы кассационной жалобы аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, уже являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Вопреки ошибочному мнению истца, при рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лукьянова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.