Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белоносова В.И, Гльоговер З.В, Пономарёва С.А, Чеботарёва В.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Белоносова В.И, Гльоговер З.В, Пономарёва С.А, Чеботарёва В.Н. к прокуратуре Сахалинской области о признании ответов незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения Пономарёва С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 августа 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Белоносова В.И, Гльоговер З.В, Пономарёва С.А, Чеботарёва В.Н. к прокуратуре Сахалинской области:
- о признании необоснованным, не соответствующим законодательству, не относящимся к предмету обращения и не дающим ответа по существу обращения ответа - разъяснения прокуратуры Сахалинской области от 22 октября 2020 года N 712-115-2020 на имя Пономарёва С.А. в части ссылки на статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации, которой установлен перечень нерабочих праздничных дней, среди которых значится 9 мая - День Победы, как основание для неприменения Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией;
- о признании необоснованными, не соответствующими законодательству ответов прокуратуры Сахалинской области от 22 октября 2020 года и от 30 ноября 2020 года N 71-115-2020 на имя Пономарёва С.А. в части ссылки на раздел 2 Конституции Российской Федерации как основание не применения на территории Российской Федерации Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией;
- о признании необоснованными, не соответствующими действующему законодательству, в том числе тексту Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" (далее - Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ), а также противоречащими части 2 статьи 44, статье 55 и статье 67.1 Конституции Российской Федерации ответов прокуратуры Сахалинской области от 22 октября 2020 года и от 30 ноября 2020 года N 71-115-2020 на имя Пономарёва С.А. в части утверждения, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией противоречит Федеральному закону от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 126-ФЗ) и с учётом статьи 11 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств не должен применяться на территории Российской Федерации;
- о признании ответа прокуратуры Сахалинской области от 30 ноября 2020 года в части указания, что статьями 1 и 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ 3 сентября (День Победы над Японией) не установлен ни в качестве дня воинской славы России, ни в качестве памятной даты - недостаточным, чтобы признать недействующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией;
- о признании того, что ответы Прокуратуры Сахалинской области от 22 октября 2020 года и от 30 ноября 2020 года N 712-115-2020 на имя Пономарёва С.А. нарушают права и законные интересы административных истцов на получение объективного и всестороннего ответа по существу обращения от 15 октября 2020 года, а также ограничивают право административных истцов на доступ к культурным ценностям, предусмотренное статьей 44 Конституции Российской Федерации, вопреки статье 55 Конституции Российской Федерации.
12 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административных истцов, поданная ими 30 августа 2021 года через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо Пономарёва С.А. и прокурора иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) следует, что прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года в ознаменование победы над Японией установлено, что 3 сентября является днём всенародного торжества - Праздником Победы над Японией и считается нерабочим днём.
7 мая 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года были внесены изменения: 3 сентября - Праздник Победы над Японией постановлено считать рабочим днём.
Федеральным законом от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России (далее - дни воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (далее - памятные даты России).
Так, к дням воинской славы России статья 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ относит 3 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год). Одновременно 3 сентября также является и памятной датой России - Днём солидарности в борьбе с терроризмом (статья 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ).
Пунктами 1, 2, 3, 8 Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 716 "О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России" установлено, что подготовка и проведение торжественных мероприятий, посвящённых празднованию дней воинской славы России, и мероприятий, посвящённых памятным датам России, осуществляется федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам); расходы на проведение торжественных мероприятий, посвящённых празднованию дней воинской славы России, а также публичных мероприятий в связи с памятными датами России осуществляются в пределах средств федерального бюджета на соответствующий год, предусматриваемых на эти цели федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам) и иным главным распорядителям средств федерального бюджета.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным организациям, органам местного самоуправления и общественным объединениям в соответствии с пунктом 9 указанного постановления Правительства Российской Федерации рекомендовано оказывать во взаимодействии с Российским организационным комитетом "Победа" содействие в подготовке и проведении торжественных мероприятий, посвящённых празднованию дней воинской славы России, и публичных мероприятий в связи с памятными датами России.
В соответствии со статьёй 1 Закона Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО "О памятных днях Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО) 3 сентября установлено в качестве памятного дня Сахалинской области - Дня освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов (1945 год).
Частью 1 статьи 2 Закона Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО предусмотрено, что органы государственной власти Сахалинской области информируют население Сахалинской области о памятных днях Сахалинской области, организуют освещение в государственных средствах массовой информации вопросов, связанных с памятными днями, проводят мероприятия общественно-политического характера.
Порядок подготовки и проведения мероприятий, посвящённых памятным дням Сахалинской области, устанавливается Правительством Сахалинской области (часть 3 статьи 2 Закона Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО).
Как следует из материалов настоящего административного дела, 15 октября 2020 года Пономарёв С.А. направил на имя Генерального прокурора Российской Федерации обращение, в котором просил сообщить: почему Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1947 года) не исполняется на территории Российской Федерации, а прокуратура Российской Федерации не надзирает за его исполнением; почему в городе Южно-Сахалинске более 40% вывесок на магазинах, парикмахерских, иных организациях предоставления услуг и торговли вопреки тому, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык, выполнены на иностранных языках (в основном на английском); почему новое руководство Сахалинской области игнорирует положения Закона Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО (3 сентября Губернатор Сахалинской области не поздравил население области с Днём освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов), а прокуратура не обеспечивает исполнение данного областного закона?
Указанное обращение в порядке пункта 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция), направлено для проверки его доводов и даче ответа заявителю в прокуратуру Сахалинской области.
Письмом от 22 октября 2020 года N 7/2-115-2019 за подписью исполняющего обязанности начальника управления по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Сахалинской области Кучина А.А. обращение Пономарёва С.А. в части доводов о нарушении законодательства при использовании вывесок на иностранном языке в соответствии с пунктом 3.5 Инструкции направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области для рассмотрения и уведомления заявителя о результатах такого рассмотрения. В остальной части доводов административному истцу сообщено об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. В этой части заявителю разъяснено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (статья 4 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ установил, что 3 сентября является днём воинской славы России - Днём окончания Второй мировой войны. Официальный перечень нерабочих праздничных дней установлен статьёй 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Названные федеральные акты имеют большую юридическую силу по отношению к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года.
Не согласившись с данным ответом, 28 октября 2020 года Пономарёв С.А. направил на имя прокурора Сахалинской области новое обращение, в котором просил повторно рассмотреть и дать ответ на его обращение от 15 октября 2020 года.
По результатам рассмотрения данного обращения письмом от 30 ноября 2020 года N 7/2-115-2020 за подписью первого заместителя прокурора Сахалинской области Попова М.Н. административному истцу вновь сообщено об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, поскольку Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года входит в противоречие с положениями Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ, имеющего большую юридическую силу. В части доводов о неисполнении Закона Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО заявителю сообщено, что 3 сентября 2020 года в городе Южно-Сахалинске прошли мероприятия, посвящённые 75-й годовщине окончания Второй мировой войны и освобождению Южного Сахалина и Курильских островов. Информация о проведении торжественных мероприятий в 2020 году и в предыдущие годы размещена на официальном сайте Правительства и Губернатора Сахалинской области.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области и судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, проанализировав положения Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ), Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ, Закона Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО, Инструкции пришли к выводу, что обжалуемые административными истцами ответы должностных лиц прокуратуры Сахалинской области от 22 октября 2020 года N 7/2-115-2019 и от 30 ноября 2020 года N 7/2-115-2020 не противоречат действующему законодательству, прав, свобод и охраняемых законом интересов Белоносова В.И, Гльоговер З.В, Пономарёва С.А, Чеботарёва В.Н. не нарушают.
Оснований не согласится с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Заявления, жалобы, иные обращения, поступающие в органы прокуратуры, рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
Кроме того, пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусматривает, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Пунктом 5.1 Инструкции предусмотрено, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения (пункт 3.5 Инструкции).
Из содержания пункта 6.5 Инструкции следует, что при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован, в нём должна быть дана оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.
В данном случае прокуратура Сахалинской области в соответствии с пунктом 3.5 Инструкции обоснованно направила обращение Пономарёва С.А. в части доводов о нарушениях требований действующего законодательства при использовании вывесок на иностранном языке для рассмотрения и дачи ответа заявителю в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области.
Обращение Пономарёва С.А. не содержало конкретных сведений о фактах нарушения законов, допущенных со стороны органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления, поскольку, как установлено прокуратурой области, мероприятия, посвященные 75-й годовщине окончания Второй мировой войны и освобождению Южного Сахалина и Курильских островов во исполнение Закона Сахалинской области от 17 июня 2008 года N 52-ЗО были проведены в городе Южно-Сахалинске 3 сентября 2020 года.
Разъяснения прокуратуры Сахалинской области относительно исполнения на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года действующему федеральному законодательству не противоречат.
Как уже указывалось выше, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
Согласно правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 2 октября 2019 года N 2657-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пономарёва Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" была установлена новая памятная дата России: 2 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год), при этом федеральный законодатель не вышел за пределы своих полномочий, как они указаны в главе 5 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" указанная памятная дата России была заменена на день воинской славы России - "3 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год)".
На основании статьи 5 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 716 утверждён порядок проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвящённых памятным датам России.
Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвящённых памятным датам России, осуществляется за счёт средств федерального бюджета; на эти цели также могут направляться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетные средства и добровольные (в том числе целевые) взносы и пожертвования физических и юридических лиц (статья 6 Федерального закона от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ).
В свою очередь, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1947 года) не регламентировался порядок проведения торжественных мероприятий и порядок их финансового обеспечения.
Мнение административных истцов о необходимости наименования указанного выше дня воинской славы России "Праздником Победы над Японией" не основано на законе. Кроме того, поставленный административными истцами вопрос о целесообразности отмечать 3 сентября не как День окончания Второй мировой войны (1945 год), а как Праздник Победы над Японией, не относится к компетенции суда.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы повторяют правовую позицию административных истцов, изложенную ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
Поскольку отмена или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, а доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных решении и апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении нижестоящими судами норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Белоносова В.И, Гльоговер З.В, Пономарёва С.А, Чеботарёва В.Н. не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 5 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белоносова В.И, Гльоговер З.В, Пономарёва С.А, Чеботарёва В.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.