Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Галенко В.А, судей Хуснутдиновой И.И, Мартыненко А.А, при секретаре Шишкине Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Гаврикова Е.В. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 10 августа 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Гаврикова Е.В. к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И, пояснения представителя ФКУ "ОСК ВВО", Министерства обороны РФ Фроловой Н.Н, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, установила:
Гавриков Е.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее ФКУ "ОСК ВВО", федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" (далее ФКУ "УФО МО РФ по Восточному военному округу") о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указав, что он состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности командира отделения пожарной команды войсковой части N Министерства Обороны Российской Федерации. 14.06.2021 ему стало известно о том, что в общий заработок для расчета среднего заработка не включают суммы премий за месяц, квартал, год по причине того, что выплаты премий не входят в стимулирующие и компенсационные выплаты. Полагает, что в средний заработок для начисления отпускных должны входить премии, систематически выплачиваемые работодателей в течение года на основании приказов по войсковой части, поскольку выплата этих премий не носит разовый характер, фактически является обязательным элементом системы оплаты труда. Произведя свой расчет, полагает, что недоплата отпускных составила 18 703, 52 руб. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред. Просил суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность по заработной плате за период с 01.07.2019 по 30.06.2020 в размере 18 703, 52 руб.; денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 02.07.2019 по 30.06.2021 в сумме 2 013, 76 руб.; компенсацию морального вреда - 10 000 руб.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 10 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Гаврикова Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Гариков Е.В. просит изменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика ФКУ "УФО МО РФ по ВВО" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, ответчик ФКУ "УФО МО РФ по Восточному военному округу", о явке были извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст.ст. 57, 135, 191 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу ч. 2 ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Перечень выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, установлен пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2007 года, к ним, в частности, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. В пункте 4 этого Положения указано, что средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гавриков Е.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности водителя пожарного автомобиля в войсковой части N; по условиям трудового договора работнику выплачивается: должностной оклад 4 798 руб, процентная надбавка за выслугу лет 40 %; премия - месячная, согласно коллективному договору и Положению о премировании; ЕДВ в размере двух должностных окладов с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, согласно приказу командира части. Приказ МО РФ N 273 от 2001г.; процентная надбавка за стаж работы, в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, от 50%; районный коэффициент к заработной плате 50%; другие гарантированные доплаты, надбавки, повышения, поощрительные выплаты и виды материальной помощи согласно коллективному договору, приказу МО РФ N 555 от 2008г.
Согласно дополнительному соглашению от 01.12.2012 N 363 (л.д.16), дополнительному соглашению от 19.09.2018 N 757 (л. д. 17-18) к трудовому договору от 01.11.2011 N 200, Гавриков Е.В. с 01.12.2012 принят на работу ФКУ "ОСК ВВО" на должность водителя автомобиля пожарной команды с окладом 5086, 00 руб, а с 19.09.2018 на должность командира отделения пожарной команды с оплатой труда: за работу с вредными условиями труда 4%, за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до 50%; районный коэффициент 50%; компенсационная выплата к должностному окладу за особые условия работы - 100%; процентная надбавка за выслугу лет до 40% должностного оклада; премия по результатам работы в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны РФ 2014 года N 255 - 25% должностного оклада; единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год до двух должностных окладов.
Из приказа Министра обороны России от 02.03.2001 года N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации" следует, что заработная плата гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны России состоит из: должностного оклада; ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; ежемесячной надбавки за выслугу лет; районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях; премии по результатам работы; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада.
Таким образом, система оплаты труда, установленная для гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны России (в том числе и для оплаты труда Гаврикова Е.В.) предусматривает, помимо должностного оклада, компенсационные выплаты (надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы; районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ежемесячной надбавки за выслугу лет; премии по результатам работы; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада), которые и подлежат учету при исчислении среднего заработка, если они были начислены в расчетном периоде.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с п. 4 данного Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 года N 1459 Министром обороны России издан Приказ от 26.07.2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны России от 26.07.2010 года N 1010 не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Поскольку материальное стимулирование в виде дополнительной премии не является обязательной гарантированной выплатой, осуществляется за счет экономии годового фонда оплаты труда, то суммы таких разовых выплат не входят в систему оплаты труда, и поэтому они не могут включаться в расчет среднего заработка.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если, среди прочего, за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, обоснованно исходил из отсутствия каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих об имеющейся задолженности по заработной плате перед истцом у работодателя за работу в спорный период времени; что расчет заработной платы истцу производится правильно; что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны России от 26.07.2010 года N 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Поскольку материальное стимулирование в виде дополнительной премии не является обязательной гарантированной выплатой, осуществляется за счет экономии годового фонда оплаты труда, то суммы таких разовых выплат не входят в систему оплаты труда, поэтому они не могут включаться в расчет среднего заработка.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает, поскольку представленные доказательства судом исследованы, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гаврикова Е.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.