г. Нижний Новгород
22 декабря 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Батялова В.А, при секретаре судебного заседания Защитниковой А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Адиуллина Р.Р. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по частной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 октября 2021 года о назначении судебной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Адиуллин Р.Р. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником на праве общей долевой собственности и арендатором земельных участков, кадастровая стоимость которых определена на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р по состоянию на 1 января 2015 года:
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты" разрешенное использование: "данные изъяты"), площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере 9 221 952, 3 руб.;
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты" "данные изъяты" - земельный участок, предназначенный для "данные изъяты"), площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере 4 641 155, 12 руб.;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты"), площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере 118 435 677, 92 руб.;
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты"), площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 20 068 376, 22 руб.;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты"), площадью "данные изъяты" квадратный метр, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 5 133 967, 87 руб.;
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты" разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" квадратных метра, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 23 марта 2020 года в размере 54 573 684, 48 руб.
В отчетах независимого оценщика ООО " "данные изъяты"" N N, N N, N N от 14 мая 2021 года определенна рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года:
- с кадастровым номером N в размере 2 810 000 руб.;
- с кадастровым номером N в размере 1 309 000 руб.;
- с кадастровым номером N в размере 16 879 000 руб.;
- с кадастровым номером N в размере 6 650 000 руб.;
- с кадастровым номером N в размере 1 685 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 марта 2020 года в размере 12 011 000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете независимого оценщика, что нарушает его права, как собственника и арендатора земельных участков, плата за которые определена в зависимости от размера кадастровой стоимости.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере, определенных в отчетах ООО " "данные изъяты"" N N N N, N N от 14 мая 2021 года.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 октября 2021 года по ходатайству административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"".
В частной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просил указанное определение суда от 22 октября 2021 года отменить в части распределения судебных расходов по проведению судебной экспертизы, как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с положениями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений относительно частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 КАС РФ. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 КАС РФ лежит на административном истце (часть 5 статьи 247 КАС РФ).
Частями 1, 2, 6 статьи 77 КАС РФ предусмотрено, что в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
В пунктах 19, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть 5 статьи 247, часть 1 статьи 248 КАС РФ). Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылалось (статья 62 КАС РФ). В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
В соответствие с частью 6 статьи 77 и пунктом 5 части 1 статьи 191 КАС РФ на время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
Проанализировав приведенные положения КАС РФ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по их применению, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для назначения по делу судебной экспертизы.
Из материалов дела следует, что в судебном заседании 22 октября 2021 года представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Сабирзанов М.Т. заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, проведение которой просил поручить государственному экспертному учреждению (т.3 л.д.41 оборот).
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 октября 2021 года по ходатайству административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"" ФИО11
Перед экспертом поставлен вопрос: правильно ли определена в отчетах N N, N N, N N от 14 мая 2021 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по инициативе Р.Р. Адиуллина, величина рыночной стоимости:
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты" разрешенное использование: "данные изъяты"), площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 2 810 000 руб. по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты" разрешенное использование: "данные изъяты"), площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 1 309 000 руб. по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты" разрешенное использование: "данные изъяты" площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 16 879 000 руб. по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты" площадью "данные изъяты" квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 6 650 000 руб. по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под комплексную лабораторию мониторинга окружающей среды), площадью "данные изъяты" квадратный метр, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 1 685 000 руб. по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: "данные изъяты" разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" квадратных метра, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере 12 011 000 руб. по состоянию на 23 марта 2020 года и какова их действительная рыночная стоимость по состоянию соответственно на 1 января 2015 года, 23 марта 2020 года?
Оплата расходов по проведению судебной экспертизы в размере 120 000 руб. возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Удовлетворяя ходатайство административного ответчика о назначении по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении административного дела возникли вопросы, требующие специальных знаний в области оценочной деятельности, при этом суд пришел к выводу о необходимости приостановить производство по делу до истечения срока проведения судебной экспертизы, расходы на проведение судебной экспертизы возложить на административного ответчика - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, которым заявлено данное ходатайство.
С такими выводами суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они, соответствуют материалам дела, нарушений норм КАС РФ при этом не допущено.
Содержание определения суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 78 КАС РФ, в нем указаны все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 78 КАС РФ. Вопрос, по которому требуется заключение эксперта, определен исходя из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Обязанность по оплате судебной экспертизы возложена на лицо, заявившее соответствующее ходатайство.
Поскольку проведение судебной экспертизы препятствует рассмотрению дела и требует определенного времени, суд правильно руководствовался положениями части 6 статьи 77, пункта 5 части 1 статьи 191 КАС РФ и приостановил производство по делу.
В силу части 1 статьи 202 КАС РФ определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено КАС РФ, либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.
Исходя из положений статей 115, 193 КАС РФ определение суда о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано лишь по вопросам, связанным с судебными расходами, а также в части приостановления производства по административному делу.
Доводы частной жалобы административного ответчика о том, что действующим законодательством обязанность по предоставлению доказательств несоответствия кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости возлагается на административного истца, в связи с чем, учитывая, что административным истцом реализуется право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, судебные расходы на судебную экспертизу подлежали взысканию с административного истца, не могут повлечь отмену обжалуемого определения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 78 КАС РФ, если экспертиза назначена по ходатайству лица, участвующего в деле, не освобожденного от уплаты сумм за проведение экспертизы, в определении указывается на обязанность этого лица внести в срок, установленный судом, на счет, определяемый в соответствии со статьей 109 КАС РФ, денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, в размере, определенном судом на основании соглашения сторон и эксперта.
Согласно положениям части 1 статьи 109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно верховного суда республики, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
В соответствии с указанными нормами КАС РФ Кабинет Министров Республики Татарстан, заявив ходатайство о проведении судебной экспертизы, тем самым выразил согласие на несение расходов на ее проведение, в связи с чем не имеется оснований полагать противоречащими статьям 78, 109 КАС РФ выводы суда первой инстанции о возложении на административного ответчика Кабинет Министров Республики Татарстан обязанности по оплате судебной экспертизы.
Кроме того, приведенные положения КАС РФ свидетельствуют об обязательности авансирования (предварительного внесения) судебных расходов в части сумм, подлежащих выплате экспертам. При этом они не регулируют вопросы распределения судебных издержек по итогам рассмотрения спора. Порядок распределения судебных издержек, понесенных судом при рассмотрении дела, урегулирован положениями статьи 111 КАС РФ.
Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, что следует из содержания главы 10 КАС РФ и разъяснений пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Следовательно, расходы на проведение судебной экспертизы наряду с иными понесенными по делу судебными расходами подлежат окончательному распределению между сторонами по итогам разрешения настоящего спора по существу с учетом специфики его предмета и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, независимо от того, по чьей инициативе она была назначена и кто предварительно внес денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, на депозитный счет суда.
Таким образом оснований для возложения на административного истца судебных расходов вопреки доводам частной жалобы не имеется. Вместе с тем административный ответчик не лишен возможности при наличии на то оснований впоследствии обратиться в суд с заявлением о распределении судебных расходов в порядке статьи 111 КАС РФ.
Другие доводы частной жалобы правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 октября 2021 года о назначении судебной экспертизы оставить без изменения, частную жалобу Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 декабря 2021 г.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.