Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Казакова Н Н на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N4 Первомайского района г. Пензы от 15 июля 2021 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 8 сентября 2021 года, вынесенные в отношении начальника цеха очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" Казакова Н Н по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N4 Первомайского района г. Пензы от 15 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 8 сентября 2021 года, начальник цеха очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - общество) Казаков Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Казаков Н.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, считая их необоснованными и незаконными, просит производство по делу прекратить.
Изучение доводов жалобы и представленных материалов позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды па основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства, потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлении природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Сброс сточных вод в водные объекты в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 7-ФЗ возможен лишь после получения разрешения специально уполномоченного органа при условии установлении лимитов на сбросы, при этом разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды направленные на поэтапное достижение установленных нормативов допустимых сбросов веществ.
На основании пункта 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Как следует из материалов дела при проведении в период с 6 июля 2020 года по 28 августа 2020 года выездной проверки в отношении ООО "Горводоканал" должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям выявлено нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водный объект - р. Сура, а именно: на выпуске N2 ООО "Горводоканал" в р. Сура содержание опасных для здоровья человека веществ и соединений в указанных сточных водах, сброс которых осуществляется обществом, превысило нормативы допустимого воздействия на водные объекты, Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копиями приказов по проведении проверки и продлении срока проведения проверки, копией акта проверки, копиями решений о предоставлении водного объекта в пользование, протоколами и актами отбора проб воды, протоколом об административном правонарушении и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия заявителя, выразившиеся в ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей, повлекших сброс обществом сточных вод в реку Сура, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и водных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Довод жалобы о нарушении административным органом положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" состоятельным признать нельзя.
Проверка проведена при наличии распоряжения о ее проведении и дальнейшем продлении срока проведения.
Доводы жалобы о нарушении максимально рекомендуемых сроков хранения проб для проведения лабораторных исследований, установленных требованиями ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", являлись предметом исследования нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными.
Как установлено пунктом 3.7 ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5, с соблюдением условий хранения. Выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в нормативном документе. При этом, если в нормативном документе на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюдают условия хранения проб, регламентированные в этом нормативном документе.
Согласно пункту 5.5 ГОСТ 31861-2012 основные рекомендуемые методы консервации и хранения отобранных проб, предназначенных для проведения определений конкретных показателей, приведены для: обобщенных показателей в таблице 1; химических показателей в таблице 2; при этом метод хранения и консервации не определен.
Соответственно, возможность хранения пробы до начала анализа в срок, превышающий указанный в таблице (если в указанный срок анализ не начат), предусмотрена методом определения конкретного показателя, установленного в нормативном документе.
Согласно актам отбора проб вид тары также соответствует требованиям ГОСТ 31861-2012 и не ставит под сомнение результаты проведенного исследования.
Иные доводы жалобы заявителя также были предметом проверки судебных инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Казакова Н.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Казакова Н.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных. Правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N4 Первомайского района г. Пензы от 15 июля 2021 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 8 сентября 2021 года, вынесенные в отношении начальника цеха очистных сооружений общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" Казакова Н Н по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Казакова Н Н - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.