Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Ситиматик-Нижний Новгород" Набережных Ю.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Межрегионального Роспотребнадзора по Нижегородской области N от 2 декабря 2020 года, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 16 апреля 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Управление отходами - НН" (далее - АО "Управление отходами - НН", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Межрегионального Роспотребнадзора по Нижегородской области N от 2 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 16 апреля 2021 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года АО "Управление отходами - НН" (в настоящее время - АО "Ситиматик-Нижний Новгород") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Набережных Ю.С. просит отменить акты, вынесенные в отношении Общества по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представила.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 80 (действовавшими на момент обнаружения правонарушения), в пункте 3.2 определено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно пункту 3.7 названных правил при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно пункту 8.3 СП 2.1.7.1038-01 (Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила) промышленные отходы 4 и 3 класса опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30% от массы твердых бытовых отходов) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК20 и ХПК 3400 - 5000 мг/л O2.
Контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон (пункты 6.1, 6.2 СП 2.1.7.1038-01).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что проведенной Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности АО "Управление отходами-НН" 28 сентября 2020 года на объекте размещения отходов "Муниципальный полигон для размещения непригодных к переработке ТБО на территории Балахнинского района Нижегородской области" по адресу: Нижегородская область, Балахнинский муниципальный район, г.Балахна, территория Сахаровские болота полигон ТБО, участок N8 выявлены нарушения санитарных норм, устанавливающих обязательные требования по обращению с отходами: 1. на площадке временного хранения отсортированных и обработанных отходов (после комплекса мусоросортировки) имеются участки с нарушенным твердым, водонепроницаемым основанием, отсутствует навес для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров, подготовленных к транспортировке спрессованных и обвязанных отходов, пригодных к использованию в качестве вторсырья; 2. контроль по показателям БПК и ХПК в фильтрате из ТКО и водной вытяжке смеси бытовых и промышленных отходов не организован; 3. не организован контроль за морфологическим составом поступающих отходов.
Установленные по делу обстоятельства явились основанием для привлечения АО "Управление отходами-НН" постановлением должностного лица административного органа от 2 декабря 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия АО "Управление отходами-НН" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы обществом не были представлены документы, подтверждающие проведение исследований показателей БПК и ХПК в водных вытяжках фильтрата и водной вытяжке смеси отходов. Указанный факт был также подтвержден представителем Общества при рассмотрении дела. Санитарными правилами предусмотрен не только визуальный, но и систематический лабораторный контроль за составом отходов. Указанная обязанность, предусмотренная санитарным законодательством, Обществом не выполняется.
Дело об административном правонарушении возбуждено прокурором при наличии к тому повода, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каковым в данном случае являлись поступившие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 этой статьи дело возбуждено по результатам рассмотрения прокурором соответствующих материалов. Вопреки доводам жалобы оснований для иных выводов не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Управление отходами-НН" объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения АО "Управление отходами-НН" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя руководителя Межрегионального Роспотребнадзора по Нижегородской области N от 2 декабря 2020 года, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 16 апреля 2021 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 23 июня 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Управление отходов - НН" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Набережных Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.