Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Лана-Стиль" Пономарева М.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N5 г. Балаково Саратовской области от 19 августа 2021 года, решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 сентября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лана-Стиль" (далее - ООО "Лана-Стиль", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N5 г. Балаково Саратовской области от 19 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 сентября 2021 года, ООО "Лана-Стиль" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Пономарев М.С. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу.
Прокурор г. Балаково Саратовской области, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
Согласно пункту 4 Правил сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
Перечень должностей государственной или муниципальной службы, в отношении которых установлены приведенные выше ограничения, определен Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции". Он совпадает с перечнем должностей при замещении которых служащие обязаны ежегодно отчитываться о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N848 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Балаково Саратовской области 29 июня 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ООО "Лана-Стиль", в ходе которой установлено, что Бабенко Т.А. проходил службу в МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области в должности следователя отдела по расследованию преступлений в сфере экономики следственного управления МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области. На основании приказа от 14 сентября 2018 года N он уволен из органов внутренних дел.
28 ноября 2018 года Бабенко Т.Д. принят на работу в ООО "Лана-Стиль" на должность директора. Однако, информация (уведомление) о трудоустройстве Бабенко Т.А. в адрес МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области не поступала.
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции работодатель ООО "Лана-Стиль" не сообщил в десятидневный срок представителю нанимателя по последнему месту службы Бабенко Т.Д, замещавшему ранее должность федеральной государственной гражданской службы, о заключении с указанным лицом трудового договора.
29 июня 2021 года постановлением заместителя прокурора г. Балаково в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается постановлением первого заместителя прокурора г.Балаково о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 3 - 6), решением о проведении проверки (л.д.7), копией сообщения МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области прокурору об уволенных сотрудниках (л.д. 11-18), сведениями из налоговой службы (л.д.19-22), выпиской из приказа об увольнении Бабенко Т.А. (л.д.23), приказа о вступлении в должность директора (л.д.28) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Общества обоснованно квалифицировано по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства о противодействии коррупции.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, мировой судья и судья районного суда сочли, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для несогласия с выводами, изложенными в обжалуемых заявителем судебных актах, не усматривает.
Из материалов дела следует, что после увольнения из органов внутренних дел с 17 сентября 2018 года Бабенко Т.А. подано заявление о вступлении в состав участников общества (л.д.24). 14 ноября 2018 года единственным учредителем общества принято решение о вступлении Бабенко Т.А. в состав участников общества (л.д.25).
28 ноября 2018 года Бабенко Т.А. как единственный учредитель Общества принимает решение о досрочном расторжении контракта с директором общества Навлютовой Л.А. (бывший учредитель общества) и заключении контракта с ним, как с директором общества (л.д.27).
28 ноября 2018 года Бабенко Т.А. издан приказ N 3 о вступлении в должность директора общества (л.д.28), а также приказ N 4, согласно которому в связи с отсутствием в штатном расписании должности бухгалтера и кадрового работника ответственность за организацию и ведение бухгалтерского и кадрового делопроизводства он возлагает на себя (л.д.29).
В дальнейшем, в связи с выходом Бабенко Т.А. из состава учредителей Общества, его участниками становятся Ведяйкин А.А. и Климешин Е.О..
Таким образом, ООО "Лана-Стиль" являлось для Бабенко Т.А. работодателем, свою деятельность не прекращало.
Исходя из смысла статьи 12 Закона о противодействии коррупции обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы, в этой связи доводы защитника Общества об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, с учетом установленных обстоятельств, не могут быть приняты во внимание.
Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Лана-Стиль" в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N5 г. Балаково Саратовской области от 19 августа 2021 года, решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 22 сентября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лана-Стиль" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Лана-Стиль" Пономарева М.С. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.