Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Дмитрия Викторовича к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет, по кассационной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2021 г, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д, объяснения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Симонова Н.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Васильев Д.В. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области) о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет.
Решением Кировского районного суда г.Саратова от 6 февраля 2020г. на ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность зачесть в выслугу лет Васильева Д.В. в льготном исчислении один день за три дня периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 15 апреля 2003 г. по 21 октября 2003 г, с 1 октября 2004 г. по 4 апреля 2005 г. С ГУ МВД России по Саратовской области в пользу Васильева Д.В. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29 октября 2020г. решение Кировского районного суда г.Саратова от 6 февраля 2020 г. отменено, и принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований Васильева Д.В.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29 октября 2020 г. отменено с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2021г. решение Кировского районного суда г.Саратова от 6 февраля 2020г. отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований Васильева Д.В. На ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность зачесть в выслугу лет Васильева Д.В. в льготном исчислении один день за три дня периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 15 апреля 2003 г. по 21 октября 2003г, с 1 октября 2004 г. по 4 апреля 2005 г. С ГУ МВД России по Саратовской области в пользу Васильева Д.В. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Саратовской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2021 г, ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанций нарушения норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации N 4468-I от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ и их семей", как следует из подпункта "а" части 1 статьи 1 этого Закона, распространяются в том числе на лиц, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений подпункта "а" части 1 статьи 5 и подпункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-I от 12 февраля 1993 г. лица, указанные в статье 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 лет и более.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с подпунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-I от 12 февраля 1993 г. засчитывается, в частности, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел (часть 1 статьи 18 указанного Закона).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации N 4468-I от 12 февраля 1993 года, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 указанного Закона).
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации N 4468-I от 12 февраля 1993 г, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 указанного Закона).
Статьей 22 действовавшего до 01.01.2007 Федерального закона N 130-ФЗ от 25.07.1998 "О борьбе с терроризмом" предусматривалось, что военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации N280 от 31 марта 1994 г. "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", пунктом 2 которого предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания подпункта "а" пункта 1 и подпункта "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 65 от 9 февраля 2004г. "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" следует, что военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров воинских частей, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Подпунктом "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г, а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
В Определении от 7 декабря 2017 года N 2795-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и указал, что оспоренная норма не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, и не препятствует участникам гражданского процесса прибегать к любым средствам доказывания, включая показания свидетелей, при установлении факта участия в боевых действиях, поскольку иное (признание допустимым доказательством лишь документов, выданных органами военного управления) не только не имело бы под собой каких-либо законных оснований, но и расходилось бы с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 18 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации истинным предназначением правосудия в правовом государстве, гарантирующим каждому не просто право на обращение в суд, но и реальное обеспечение признания, соблюдения и защиты своих прав и свобод.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Васильев Д.В. с 3 апреля 2001 года по 20 июня 2018 года являлся сотрудником органов внутренних дел и Росгвардии.
На основании приказов ГУ МВД России по Саратовской области Васильев Д.В. в числе других сотрудников ГУВД по Саратовской области находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона в Мобильном отряде МВД России в Чеченской Республике с 15 апреля 2003 года по 21 октября 2003 года, с 1 октября 2004 год по 4 апреля 2005 года, где выполнял служебно-боевые задачи по защите территориальной целостности Российской Федерации.
Решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29 мая 2006 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 5 июля 2006 года, приказы первого заместителя командующего Объединенной группировки войск (сил) от МВД России - руководителя Временной оперативной группировки ОВД и подразделения МВД России "О выплате денежного вознаграждения за каждый день фактического участия сотрудников ОВД в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ" N 490 от 6 февраля 2003 года, N 931 от 6 марта 2003 года, N 1358 от 5 июня 2003 года, N 2399 от 6 июня 2003 года, N 2816 от 3 июля 2003 года, N 4250 от 3 сентября 2003 года, N 7109 от 1 ноября 2004 года, N 7765 от 1 декабря 2004 года, N 01 от 1 января 2005 года, N 493 от 1 февраля 2005 года, N 2038 от 2 апреля 2005 года, N 2038 от 2 апреля 2005 года в части периода участия в контртеррористической операции, размеров сумм, подлежащих выплате в том числе в отношении Васильева Д.В. признаны недействительными, с МВД России в пользу Васильева Д.В. взыскано 175380, 44 руб. в счет выплаты денежного вознаграждения за каждый день фактического участия в проведении контртеррористических операций.
Судом также установлено, что Васильев Д.В. обращался в Управление Росгвардии по Саратовской области с заявлением об осуществлении перерасчета выслуги лет, с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов его участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ с 15 апреля 2003 года по 21 октября 2003 года, с 1 октября 2004 год по 4 апреля 2005 года в льготном исчислении один день участия в контртеррористических мероприятиях за три дня службы.
Из ответа Управления Росгвардии по Саратовской области от 26 декабря 2019 года N 3/536-15-В-7 следует, что расчет выслуги, произведенный при увольнении, составлен на основании материалов личного дела и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии, в том числе, на льготных условиях, указанных в Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941. При этом указано, что в периоды пребывания Васильева Д.В. на территории Северо-Кавказского региона РФ с 15 апреля 2003 года по 21 октября 2003 года, с 1 октября 2004 года по 4 апреля 2005 года на льготных условиях один день службы за три дня засчитаны периоды службы: с 1 мая 2003 года по 3 мая 2003 года, с 1 июня 2003 года по 3 июня 2003 года, с 1 июля 2003 года по 3 июля 2003 года, с 1 августа 2003 года по 3 августа 2003 года, с 1 октября 2003 года по 3 октября 2003 года, с 11 декабря 2004 года по 14 декабря 2004 года, с 8 января 2005 года по 10 января 2005 года, с 8 февраля 2005 года по 10 февраля 2005 года, с 9 марта 2005 года по 13 марта 2005 года. Оснований для перерасчета выслуги лет, с включением всего периода нахождения в командировке на территории Северо-Кавказского региона не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Васильева Д.В, суд первой инстанции исходил из того, что решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29 мая 2006 года установлен факт участия Васильева Д.В. в боевых действиях, выполнения им боевых задач в весь период нахождения в командировках.
Установив, что дело было рассмотрено без привлечения к участию в нем Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Саратовской области, кадровым подразделением которого произведен расчет выслуги лет истца, суд апелляционной инстанции 08.10.2020г, перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, отменив решение суда первой инстанции.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обстоятельства фактического участия Васильева Д.В, как сотрудника органов внутренних дел в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, установлены решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29 мая 2006 года, а поскольку ГУ МВД России по Саратовской области является органом, уполномоченным на проверку достоверности сведений, содержащихся в расчете выслуги лет в отношении сотрудников, претендующих на пенсионное обеспечение, и на основании их заключения производится окончательный расчет пенсии с учетом выслуги лет сотрудника, а также последующий перерасчет этой пенсии, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В обжалуемом судебном акте приведено верное толкование норм материального права (Закона Российской Федерации N 4468-I от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ и их семей", Федерального закона N 130-ФЗ от 25.07.1998 "О борьбе с терроризмом", Постановления Правительства Российской Федерации N280 от 31 марта 1994 г. "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также оценка представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы ГУ МВД России по Саратовской области о том, что сам факт нахождения в командировках не является основанием для признания Васильева Д.В. участвовавших в боевых действиях, поскольку непосредственное участие в контртеррористических операциях должно быть подтверждено приказами должностных лиц о проведении таких операций и участии в них Васильева Д.В, не могут быть признаны обоснованными, так как правоотношения между истцом и МВД России и обстоятельства фактического участия сотрудника ОВД Васильева Д.В. в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, установлены приведенным решением суда, в связи с чем, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Васильева Д.В. о перерасчете выслуги лет.
Кроме того, указанные доводы приводились стороной ответчика в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, являлись предметом проверки суда и обоснованно отклонены. Приведенные доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.