Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова С.В. на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N 63 от 12 апреля 2021 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2021 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N 63 от 12 апреля 2021 года акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июля 2021 года, указанное постановление изменено частично, снижен размер административного штрафа до 20 000 рублей, а также из перечня вмененных обществу нарушений нарушения, указанные в п. п. 4, 6, 7-19 постановления исключены. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции защитник АО "Ямалкоммунэнерго" Белоногов С.В. просит отменить судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно частям 1 и 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Частями 5 - 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" урегулированы случаи несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды нормативам качества питьевой воды и порядок приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. При этом в силу части 9 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 введены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Из положений п.п. 2.1, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 следует, что требования настоящих санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение, указанным в таблице 2 (в том числе в указанной таблице приведены нормативы по показателю марганец).
В силу п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2. Для цветности установлен норматив не более 20 (35) градусов, для мутности- 2, 6 (3, 5) единицы мутности по формазину (ЕМФ); приведенные в скобках значения предусматривает возможность установления повышенных значений на отдельных территориях по постановлению главного государственного санитарного врача на соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.
В силу ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании требования прокуратуры ЯНАО Управлением Роспотребнадзора вынесено распоряжение N 91 о проведении внеплановой документарной и выездной проверки в отношении АО "Ямалкоммунэнерго".
18.02.2021 и 19.02.2021 должностным лицом, проводившим проверку, с участием специалиста ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Надымском районе", помощника врача-эпидемиолога "данные изъяты", в присутствии представителя общества "данные изъяты", в помещении ВОС и тепловых камерах общества в г. Надыме, и в распределительной сети общества произведено взятие проб и образцов холодной и горячей воды.
26.02.2021 экспертом-химиком испытательной лаборатории ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Надымском районе" "данные изъяты" подготовлены протоколы лабораторных испытаний отобранных проб с отражением органолептического анализа проб, санитарно-гигиенических и бактериологических исследований.
По результатам исследований составлен акт проверки N 91, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения.
При пересмотре дела судьей городского суда из объема вмененного административного правонарушения часть нарушений санитарно-эпидемиологических требований исключена. Согласно решению от 31 мая 2021 года обществу вменены следующие нарушения:
1. проба холодной (питьевой) воды, отобранная из водоразборного крана Т-5, ВОС, г. Надым, ЯНАО не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям по содержанию марганца (фактическое содержание 0, 25?0, 04 мг/л при ПДК не более 0, 1 мг/л), что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 1557 от 26 февраля 2021 года и является нарушением п. 75. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) в соответствие с которым, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам, а также строки 717 таблицы 3.13 раздела III "Нормативы качества и безопасности воды" СанПиН 2.1.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее СанПиН 2.1.3685-21);
2. проба горячей воды, отобранная из крана (подача) ТК-34, г. Надым, ЯНАО не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям по органолептическому показателю "цветность" (фактическое значение 25, 1 ?5, 0 градуса при нормируемом значении не более 20 градусов), что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 1559 от 26 февраля 2021 года и является нарушением п. 75. СанПиН 2.1.3684-21, а также строки 3 таблицы 3.1 раздела III "Нормативы качества и безопасности воды" СанПиН 2.1.3685-21;
3. проба горячей воды, отобранная из крана (обратка) ТК-34, г. Надым, ЯНАО не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям по органолептическому показателю "цветность" (фактическое значение 25, 3?5, 1 градуса при нормируемом значении не более 20 градусов), что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 1560 от 26 февраля 2021 года и является нарушением п. 75. СанПиН 2.1.3684-21, а также строки 3 таблицы 3.1 раздела III "Нормативы качества и безопасности воды" СанПиН 2.1.3685-21;
4. проба горячей воды, отобранная из крана (обратна) ТК-30, г. Надым, ЯНАО не соответствует гигиеническим нормативам и требованиям по органолептическому показателю "цветность" (фактическое значение 26, 0?5, 2 градуса при нормируемом значении не более 20 градусов) и показателю "мутность" (фактическое значение 4, 2?0, 8 ЕМФ при нормируемом значении не более 2, 6 ЕМФ), что подтверждается протоколом лабораторных испытаний N 1562 от 26 февраля 2021 года и является нарушением п. 75. СанПиН 2.1.3684-21, а также строки 3 и 5 таблицы 3.1 раздела III "Нормативы качества и безопасности воды" СанПиН 2.1.3685-21.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции, верно, установлено, что в период времени, относящийся к выявлению правонарушения, подлежит применению СанПиН 2.1.4.1074-01.
Факт совершения АО "Ямалкоммунэнерго" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которым судьями, нижестоящих инстанций дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Ямалкоммунэнерго" (ресурсоснабжающая организация) осуществляет поставку коммунальных ресурсов (в том числе водоснабжения) в целях дальнейшего обеспечения коммунальными ресурсами населения (потребителей), с использованием централизованных систем водоснабжения, в силу чего на нем лежит обязанность обеспечения качества воды. Техническое состояние системы водоснабжения и их необходимое содержание в этих целях, является предпринимательским риском общества, и не исключает привлечение общества к административной ответственности.
Факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01 в части несоответствия гигиеническим нормативам по цветности, единицам "мутности" и содержанию марганца подтвержден доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и в совокупности достаточности, чему нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка. Оснований для признания имеющихся в материалах доказательств, в том числе протоколов лабораторных испытаний недопустимыми и полученными с нарушением требований закона не имеется.
Доводы жалобы о недостоверности результатов исследования проб воды, отобранных из распределительной сети централизованного водоснабжения общества не могут быть приняты во внимание, поскольку отборы проб воды горячей и воды питьевой (холодной) на санитарно-химические исследования проведены в соответствии ГОСТ 31861-2012, ГОСТ 31942-2012, ГОСТ Р 56237-2014, в присутствии представителя юридического лица, с применением видеосьемки.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку протоколы лабораторных испытаний являются недопустимыми доказательствами, так как санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проводилась, не принимаются.
Согласно ст. ст. 42, 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, Положения о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствий (несоответствии) государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, утвержденных Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей вправе проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы, а также выдавать предписания федеральным государственным учреждениям здравоохранения - центрам гигиены и эпидемиологии, о проведении санитарно- эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которые являются самостоятельным основанием для проведения экспертиз наряду с определениями о назначении экспертиз, результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).
Таким образом, протоколы испытаний являются документами, удостоверяющие факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты.
Совокупность имеющихся доказательств, в том числе с учетом вышеуказанных протоколов лабораторных испытаний, свидетельствует о доказанности нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и наличии события административного правонарушения.
Таким образом, АО "Ямалкоммунэнерго" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении административным органом порядка проведения проверок, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в обжалуемых актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения АО "Ямалкоммунэнерго" от административной ответственности не усматривается.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО "Ямалкоммунэнерго" составлен в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, с участием представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, которому разъяснены процессуальные права и вручена в установленном законом порядке копия протокола.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "Ямалкоммунэнерго", вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Административное наказание АО "Ямалкоммунэнерго" назначено в соответствии с санкцией ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы АО "Ямалкоммунэнерго" на постановление судьей суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решение суда соответствуют требованиям закона.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N 63 от 12 апреля 2021 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2021 года, решение судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" оставить без изменения, жалобу директора филиала акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе Белоногова С.В. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.