Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-137/2021 по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонное) к Смирнову Юрию Петровичу о взыскании излишне выплаченных сумм, по иску Смирнова Юрия Петровича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонное), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение удостоверения, о возобновлении ежемесячных денежных выплат, взыскании задолженности по выплатам, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 01 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 Зиновьевой О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонное) (далее УПФР в г.Ревде) обратилось в суд с иском к Смирнову Ю.П. о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты за период с 01 января 2007 года по 31 августа 2018 года в сумме 397 415 руб. 18 коп.
В обоснование иска указано, что Смирнов Ю.П. с 01 января 2005 года являлся получателем ежемесячной денежной выплаты по категории "ликвидаторы 1986-1987" по Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Кроме того, на основании статьи 27.1 названного закона с 23 июля 2007 года ежемесячная денежная выплата назначена несовершеннолетней дочери Смирнова Ю.П. - "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ. Смирнов Ю.П. состоял на учете как участник ликвидации последствий аварии, ему было выдано удостоверение союзного образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А N 083215 от 26 апреля 1994 года, на основании этого удостоверения производились выплаты. 13 сентября 2018 года из Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ревде в пенсионный орган поступили сведения о том, что удостоверение А N 083215 участника ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданное Смирнову Ю.П, с 01 января 2007 года является недействительным. После получения данной информации выплаты Смирнову Ю.П. и его дочери были прекращены. Ссылаясь на то, что Смирнов Ю.П. своевременно не уведомил пенсионный орган об отсутствии у него права на получение выплат на себя и ребенка, ему излишне выплачены ежемесячные денежные суммы в общем размере 397 415 руб. 18 коп, в том числе Смирнову Ю.П. - 267 621 руб. 26 коп. (за период с 01 января 2007 года по 31 августа 2018 года), дочери истца - 129 793 руб. 92 коп. (за период с 23 июля 2007 года по 31 августа 2018 года), которые, по мнению истца, подлежат взысканию с ответчика.
Смирнов Ю.П. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 (далее по тексту - Управление социальной политики Свердловской области N 5), Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонное), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России) о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, права на получение денежной выплаты, о выплате задолженности.
В обоснование исковых требований Смирнов Ю.П. указал, что проходил срочную военную службу по призыву, в период которой с 27 мая 1987 года по 15 июня 1987 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС при войсковой части 62008. 21 мая 1990 года Красноуфимским горвоенкоматом ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за N 1652, заменена которого произведена Свердловским облвоенкоматом 20 апреля 1994 года, выдано удостоверение за N 083215 бессрочно. С 01 января 2005 года ему (истцу) установлена ежемесячная денежная выплата. 01 сентября 2007 года его дочери "данные изъяты" также была установлена ежемесячная денежная выплата как ребенку первого поколения, родившегося после радиоактивного облучения отца вследствие чернобыльской катастрофы. 18 сентября 2019 года он обратился с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, 27 ноября 2019 года в выдаче удостоверения отказано в связи с отсутствием справки, свидетельствующей об участии в работах в пределах зоны отчуждения, пенсионным органом предложено вернуть выплаченную ежемесячную денежную выплату в размере 397 415 руб. 18 коп. С 01 сентября 2018 года выплата ЕДВ ему и дочери прекращена.
С учетом изложенного, Смирнов Ю.П. просил признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признать за ним и его дочерью "данные изъяты" право на получение льгот, возложить на УПФР в г.Ревде обязанность возобновить ежемесячные денежные выплаты ему и дочери, причитающиеся в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возложить обязанность выплатить задолженность по ежемесячной денежной выплате с 01 сентября 2018 года.
Определением суда от 12 января 2021 года гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 01 марта 2021 года исковые требования УПФР в г.Ревде к Смирнову Ю.П. о взыскании суммы ЕДВ, излишне выплаченной пенсионеру, оставлены без удовлетворения; иск Смирнова Ю.П. удовлетворен: на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 возложена обязанность выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца; за Смирновым Ю.П, "данные изъяты" признано право на получение льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на УПФР в г.Ревде возложена обязанность возобновить Смирнову Ю.П, "данные изъяты" выплату ежемесячной денежной выплаты, причитающейся в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплатить названным лицам задолженность по ежемесячной денежной выплате с 01 сентября 2018 года, в удовлетворении исковых требований Смирнова Ю.П. к МЧС России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июня 2021 года решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 01 марта 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель МЧС России просит оставить обжалуемые судебные акты без измненения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Смирнов Ю.П, представители УПФР в г.Ревде, МЧС о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
На основании части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Смирнов Ю.П. при прохождении срочной военной службы по призыву в период с 27 мая 1987 года по 15 июня 1987 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. За время участия в этих работах Смирнов Ю.П. получил дозу облучения 0, 026 рентген.
Сведения о направлении истца в указанный период в войсковую часть 62008, дислоцированную в п. Новая Радча, об участии в ликвидации последствий аварий на ЧАЭС, о получении им указанной дозы облучения подтверждены архивными документами. При этом сведения о прибытии, убытии и работе истца в зоне отчуждения в документах не отражены.
Истцу дважды (в 1990 и в 1994 году) выдавались удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС. В выданном 20 апреля 1994 года Свердловским облвоенкоматом удостоверении указано на то, что истец являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, удостоверение бессрочно и действительно на территории Союза ССР.
На основании вышеуказанного документа Смирнову Ю.П. пенсионным органом с 01 января 2005 года назначена ежемесячная денежная выплата, дочери истца "данные изъяты" как ребенку лица, принимавшего участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выплата назначена с 2007 года.
Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 949 Смирнов Ю.П. награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени за мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, основанием к награждению послужил наградной лист, где отмечено, что истец с 27 мая 1987 года по 15 июня 1987 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км. зоне.
С 01 сентября 2018 года ежемесячная денежная выплата Смирнову Ю.П. и его дочери "данные изъяты" прекращена на основании решений УПФР в городе Ревде Свердловской области.
18 сентября 2019 года Смирнов Ю.П. обратился в Управление социальной политики Свердловской области N 5 по вопросу замены удостоверения, поскольку в силу пункта 1 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08 декабря 2006 года, удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01 января 2007 года.
Письмом от 30 сентября 2019 года в выдаче удостоверения ему было отказано в связи с тем, что в представленных истцом документах участие в работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения не подтверждено.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Смирнова Ю.П. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Ревде Свердловской области (межрайонное) о признании права на получение удостоверения и льгот, о возобновлении ежемесячных выплат, о взыскании задолженности по выплатам, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 13, частью 4 статьи 15, статьей 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", проанализировав приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации", решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 года N ГКПИ 03-1519, исходил из того, что факт участия истца в ликвидации последствий аварии на территории Чернобыльской АЭС и выполнения им работ в пределах зоны отчуждения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами; граждане, имеющие удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца не обязаны представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения, в связи с чем пришел к выводу, что отказ Управления социальной политики Свердловской области N 5 в выдаче истцу удостоверения в порядке замены ранее выданного удостоверения, непризнанного недействительным, незаконен, равно как и незаконно прекращение предоставления социальных льгот, положенных истцу как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Смирнов Ю.П. и его дочь
"данные изъяты" имеют право на льготы и компенсации, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 13, статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Признав за Смирновым Ю.П. и его несовершеннолетней дочерью "данные изъяты" право на ежемесячную денежную выплату, суд первой инстанции оставил без удовлетворения исковые требования УПФР в г.Ревда о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий судом не установлено.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Давая правовую оценку действиям Управления социальной политики Свердловской области N 5, отказавшего Смирнову Ю.П. в замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08 декабря 2006 года, обоснованно принял во внимание вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2019 года N АКПИ19-97, которым признан не действующим со дня вступления в силу решения суда абзац 4 пункта 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 727/831/165н, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной
поддержки.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом. Приведенным законом не предусмотрена обязанность граждан, указанных в его пунктах 3 и 4 части первой статьи 13, получившим ранее удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, которые не признаны недействующими или недействительными, при замене таких удостоверений на предусмотренные Порядком удостоверения нового образца повторно представлять иные документы, подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения, в связи с отсутствием в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему соответствующее удостоверение, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.
Уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Управления социальной политики Свердловской области N 5, суд апелляционной инстанции проанализировал Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21 апреля 2020 года (далее - Порядок), вступивший в силу с 29 августа 2020 года, указал, что новым Порядком не предусмотрено, что удостоверения союзного образца являются недействительными. Истолковав в совокупности пункт 1, 4, 6, 12 Порядка, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оформление удостоверения, предусмотренное нормами пункта 1, 2, 4, регламентирует вопросы выдачи удостоверения впервые, тогда как вопросы переоформления удостоверения урегулированы пунктом 12 Порядка. При этом вопрос о переоформлении удостоверения гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не по объекту "Укрытия" (пункт 7 Порядка), не регламентирован. В ситуации, когда у гражданина есть ранее выданное удостоверение участника работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, требование при переоформлении удостоверения документов, названных в пункте 6 Порядка, не может быть признано правомерным.
В ходе разрешения спора обстоятельств необоснованного получения Смирновым Ю.П. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС судами не установлено, правомерность выдачи удостоверения установлена судами на основании представленных в материалы дела доказательств, которые признаны достоверными и допустимыми.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в судебных постановлениях приведено исчерпывающие толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, с учетом решений Верховного Суда Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам дела, касающимся обоснованности признания за истцом права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, на получение ежемесячной денежной выплаты и задолженности по ней.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов, повторяют позицию заявителя, изложенную ранее в суде первой и апелляционной инстанций, которая была судами исследована и получила надлежащую правовую оценку. Иное понимание и толкование заявителем норм материального права не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 01 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.