Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Рассказова Г.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области на определение Волгоградского областного суда от 15 сентября 2021 г. о взыскании судебных расходов по административному делу N 3а-27/2021 (УИД 34OS0000-01-2020-000416-30) по административному исковому заявлению Бикмухановой ФИО4 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Волгоградского областного суда от 4 февраля 2021 г. административное исковое заявление Бикмухановой Веры Данашовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворено, установлена кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 824, кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в сумме 5 965 000 руб. по состоянию на 9 августа 2017 г.
Указанное решение обжаловано не было и вступило в законную силу.
Экспертной организацией ООО "Центр оценки и консалтинга "Арта" заявлено ходатайство о возмещении расходов по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 8 000 руб.
Определением Волгоградского областного суда от 15 сентября 2021 г. заявление ООО "Центр оценки и консалтинга "Арта" удовлетворено. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в пользу ООО "Центр оценки и консалтинга "Арта" взысканы расходы за проведение судебной экспертизы в размере 8 000 руб.
В частной жалобе филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области просит определение суда отменить. Указывает, что учреждение не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости утверждены в приложении N 2 к Приказу Комитета по Управлению Государственным имуществом Волгоградской области N 46-н от 27 октября 2015 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", в связи с чем судебные расходы по делу должны быть отнесены на указанное лицо.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы, содержащиеся в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями пунктов 1 и 7 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Частью 3 статьи 108 КАС РФ установлено, что эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в этой связи вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Приведенные положения закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации необходимо применять с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр". Названным Постановлением Конституционного Суда РФ положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 АПК Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:
ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Из материалов дела усматривается, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N в сумме 28 667 457, 28 руб. определена по состоянию на 9 августа 2017 г. определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в связи с постановкой указанного объекта на кадастровый учет 9 августа 2017 г.
Вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 15 сентября 2021 г. кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N была установлена в сумме 5 962 000 руб.
С учетом характера рассмотренного судом спора, предметом которого явилось установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в предмет доказывания при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов входит выяснение вопроса о том, допущена ли в результате массовой кадастровой оценки объектов недвижимости ошибка, повлекшая нарушение прав соответствующего лица, либо удовлетворение заявленных административным истцом требований сводилось к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года N 20-П).
Разница между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью составляет 79%.
Установленная в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу разница между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью является существенной и свидетельствует об ошибке, допущенной при установлении кадастровой стоимости, что повлекло за собой нарушение прав административного истца. Допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в обозначенном размере не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений. В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что судебные расходы по настоящему делу должны быть отнесены на административного ответчика по делу.
При определении лица, с которого надлежит взыскать судебные расходы по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N, является ФГБУ "ФКП Росреестра", поскольку кадастровая стоимость указанного объекта была определена этим учреждением в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Применительно к разъяснениям, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N - филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, участвующий в деле в качестве административного ответчика. Доводы автора частной жалобы о том, что филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, основаны на неверном понимании положений законодательства и разъяснений, содержащихся в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
В ходе судебного разбирательства на основании представленных в материалы дела доказательств судом было установлено, что проведенная ООО "Центр оценки и консалтинга "Арта" на основании определения суда судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков оплачена не была, в связи с чем суд пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения заявления эксперта. Стоимость услуг эксперта судом была определена в отношении спорного объекта недвижимости, являвшегося предметом экспертного исследования, на основании представленной судебным экспертом калькуляции. Размер подлежащих взысканию с административного ответчика судебных расходов судом определен верно.
Доводы частной жалобы о неуважительном характере причин пропуска срока для обращения в суда с заявлением и доводы об отсутствии оснований для восстановления процессуального срока судом апелляционной инстанции отклоняются. В силу положений части 3 статьи 108 КАС РФ, части 3 статьи 178 КАС РФ вопрос о распределении судебных расходов, в частности, об оплате проведенной по делу экспертизы, должен быть разрешен судом при вынесении решения по делу. Экспертная организация, выполнившая работы по проведению судебной экспертизы на основании определения суда, представила в суд заключение 18 января 2021 г, то есть до вынесения судом решения, в связи с чем вопрос об оплате судебной экспертизы судом должен быть разрешен при рассмотрении спора. После разрешения судом спора 20 мая 2021 г. экспертная организация обращалась в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа для взыскания суммы затрат на проведение судебной экспертизы. Новое заявление о возмещении затрат на проведение судебной экспертизы было направлено в суд экспертной организацией 24 августа 2021 г. Принимая во внимание указанные обстоятельства, выводы суда об удовлетворении заявления экспертной организации являются правильными.
Постановленное судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Волгоградского областного суда от 15 сентября 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Г.В. Рассказова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.