Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 июля 2021 года в отношении Барышевой Натальи Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 июля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Барышевой Н.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В порядке статей 30.1-30.10 КоАП РФ постановление судьи районного суда не обжаловалось и не опротестовывалось.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. просит судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильно установленные судом обстоятельства дела.
Барышева Н.А. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещена о принесении данной жалобы, возражений не представила.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ судом при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда вышеуказанные требования закона в полной мере выполнены не были.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут ответственность в соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу положений статьи 10 Федерального закона N 52 -ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Коронавирусная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (2019-nCoV) включена в указанный перечень.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Положениями пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ введение (отмена) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах отнесена к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В соответствии со статьей 31 и пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (далее - Постановление N 7).
Указанным постановлением в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации, предписано в том числе обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс) (пункт 2.1). В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания) (пункт 2.2.)
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении, составленному старшим специалистом 1 разряда отдела эпидемиологического надзора Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Барыбиной Ю.А. 11 мая 2021 года, Барышева Н.А, прибыв из Катара авиарейсом (QR-223) на территорию Российской Федерации 1 апреля 2021 года, не выполнила требования по заполнению в Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru) анкеты прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация пребывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), а также в срок до 5 апреля 2021 года не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, которое она прошла 1 апреля 2021 года. Результат тестирования на COVID-19 размещен Барышевой Н.А. лишь 26 апреля 2021 года.
Прекращая производство по делу в отношении Барышевой Н.А, возбужденное должностным лицом административного органа по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, судья районного суда указал о том, что Барышева Н.А, прибыв на территорию Российской Федерации 1 апреля 2021 года, прошла исследование на COVID-19 методом ПЦР-тест и 3 апреля 2021 года, то есть в 3-х-дневный срок разместила в установленном порядке результат исследования на сайте ЕПГУ, что нашло подтверждение в представленных в материалы дела доказательствах.
Нахожу указанные выводы судьи немотивированными, преждевременными, поскольку судьей районного суда не были выполнены положения статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, не установлены юридически значимые обстоятельства дела и не в полной мере исследованы представленные доказательства. Кроме того, часть обвинения, изложенного в протоколе по делу об административном правонарушении, о том, что Барышева Н.А. в установленный пунктом 2.1 Постановления N 7 срок не разместила анкету прибывающего на территорию Российской Федерации в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" судьей вовсе оставлена без внимания и оценки. Допущенные судьей районного суда нарушения повлияли на правильность постановленного решения.
Как было указано выше, Барышевой Н.А. вменено в вину нарушения пункта 2.1 и пункта 2.2. Постановления N 7. Исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 Постановления N 7, разместить анкету прибывающего в Российскую Федерацию в ЕПГУ, должно быть осуществлено таким лицом в срок с момента приобретения билета, но не позднее регистрации на рейс. Обязанность, установленная пунктом 2.2. Постановления N 7, разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР-теста подлежит исполнению в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации. Применительно к обстоятельствам настоящего дела не позднее 4 апреля 2021 года.
Делая вывод о том, что данные тестирования были размещены Барышевой Н.А. в ЕПГУ 3 апреля 2021 года, судья районного суда оставил без внимания, что из представленных в дело данных следует, что в указанную дату Барышевой Н.А. размещена анкета прибывающего на территорию Российской Федерации лица, в связи с чем согласно данным ЕПГУ 3 апреля 2021 года в 17:07 ей оказана услуга "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (л.д.35, 36).
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что 3 апреля 2021 года Барышева Н.А. в ЕПГУ разместила данные исследования на COVID-19 методом ПЦР-теста, которое она прошла 1 апреля 2021 года, получив в этот же день результат исследования, не основан на представленных в дело доказательствах.
Из скриншота портала ФС Роспотребнадзора "Информация о прибывших гражданах в Российскую Федерацию" следует, что Барышевой Н.А. результаты лабораторного исследования COVID-19 методом ПЦР-теста размещены только 26 апреля 2021 года. Доказательству иному в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку постановление судьи районного суда вынесено с такими существенными нарушениями процессуальных требований, срок давности привлечения Барышевой Н.А. к административной ответственности не истек, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Хабаровска.
При новом рассмотрении дела судье Железнодорожного районного суда города Хабаровска следует исследовать все представленные доказательства в совокупности, установить на их основе обстоятельства дела применительно к объему обвинения, изложенному в протоколе по делу об административном правонарушении, дать надлежащую оценку всем доводам Барышевой Н.А. и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, постановила:
жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. удовлетворить.
постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 июля 2021 года в отношении Барышевой Натальи Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить
Дело возвратить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.