Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" Парщик Г.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Юдичева "данные изъяты" к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании отказа в принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя административного истца Щербакова М.М, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юдичев А.А. обратился в суд с административным иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и возложении обязанности признать его с членами семьи нуждающимися в получении жилого помещения в собственность.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом N (по строевой части) командира войсковой части N он был исключен из списков личного состава на основании приказа начальника 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации об увольнении с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ N. Полагая, что имеет право на жилищное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальное отделение ФГКУ "Востокрегионжилье" в г. Комсомольске-на-Амуре с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении. Решением от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в принятии на учет в связи с тем, что он не подал соответствующее заявление в период прохождения военной службы.
С данным решением он не согласен, считает, что оно нарушает его конституционное право, как военнослужащего, на жилище, поскольку при увольнении он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с законом, о своем праве на обеспечение жильем заявил в период прохождения военной службы при проведении с ним беседы ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Юдичева А.А. оставлены без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, в период прохождения военной службы Юдичев А.А. с заявлением о принятии его на учет не обращался, нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке не признавался, соответствующее заявление им подано после утраты статуса военнослужащего.
В связи с тем, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 ноября 2020 года N 583 ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" реорганизовано путем присоединения к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации), ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда на основании статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации произведена замена административного ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кировского районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части отказа в признании незаконным решения ФГКУ "Востокрегионжилье" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в указанной части принято новое решение, которым требования Юдичева А.А. удовлетворены, признано незаконным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на ФГАУ "Росжилкомплекс" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Юдичева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" Парщик Г.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование требований кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что необходимым условием реализации права военнослужащего на обеспечение жилым помещением является обращение данного военнослужащего в установленном порядке до увольнения с военной службы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Между тем, на момент увольнения Юдичев А.А, как военнослужащий, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, а после увольнения и исключения из Вооруженных Сил Российской Федерации не имеется оснований для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в получении жилого помещения.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как следует из материалов административного дела, Юдичев А.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно выписке из приказа командира войсковой части N (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части в связи с увольнением с военной службы с зачислением в запас по причине невыполнения условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") приказом начальника 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации от 14 июня 2019 года N 86. Выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила 20 лет 1 месяц, в льготном исчислении - 28 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Юдичев А.А. обратился к начальнику территориального отделения г. Комсомольск-на-Амуре ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии его и членов его семьи (супруги ФИО5, дочери ФИО6) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик направил Юдичеву А.А. письмо о предоставлении дополнительных документов для принятия решения по заявлению.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N Юдичеву А.А. отказано в принятии его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, со ссылкой на обращение с заявлением после увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем, решение жилищного вопроса Юдичева А.А. возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном статьями 49 - 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, через органы местного самоуправления. Также указано на непредставление заявителем после направления уведомления документов, предусмотренных пунктом 1 Инструкции от 30 сентября 2010 года N 1280, а именно сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления и т.д.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административные исковые требования в части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что увольнение военнослужащего с военной службы не может служить основанием для лишения его права на жилище, гарантированного Федеральным законом "О статусе военнослужащих", поэтому при увольнении Юдичева А.А. в обязательном порядке подлежал рассмотрению вопрос о его нуждаемости в жилом помещении по избранному месту жительства, однако данный вопрос не был разрешен.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда не находит оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на правильном применении норм действующего законодательства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 указанного Федерального закона, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно пункту 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 и действовавших в период спорных правоотношений, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается), к которому прилагаются необходимые документы.
Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (пункт 11 Правил).
Из анализа положений приведенного законодательства следует вывод, что при увольнении Юдичева А.А. с военной службы в обязательном порядке подлежал разрешению вопрос о том, являлся ли он нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства и имелись ли правовые основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период военной службы.
Между тем из листа беседы, проведенной с Юдичевым А.А. в связи с предстоящим увольнением с военной службы, не следует, что ему были разъяснены последствия увольнения без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и данный военнослужащий с таким разъяснением был согласен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общая продолжительность военной службы Юдичева А.А. составляет более 20 лет, его права на жилищное обеспечение при увольнении с военной службы не были соблюдены, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к обоснованному выводу о незаконности отказа в принятии Юдичева А.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию обращения с заявлением после утраты статуса военнослужащего, поскольку указанное не может служить основанием для лишения его права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и возникшего в период прохождения военной службы.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика направлены на иное толкование норм материального права, примененных к спорным правоотношениям, переоценку исследованных по делу доказательств и на несогласие с выводами суда второй инстанции по результатам их оценки, что основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не может являться.
При разрешении настоящего дела судом апелляционной инстанции юридически значимые обстоятельства определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФГАУ "Росжилкомплекс" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.