Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Новиковой О.А.
и судей Салтыковой Л.В, Фроловой Л.А, при помощнике судьи Теплове К.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Салтыковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ТСЖ "Утес" - Каляпина П.Б. на решение Хорошевского районного суда адрес от 07 июля 2021 года, которым постановлено:
Обязать ТСЖ "Утёс" выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки от 19.11.2020 и представлении о нарушении закона от 24.08.2020 N 7-1-2020/2093-20-20450024.
Взыскать с ТСЖ "Утёс" в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора адрес обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Утёс" об обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ТСЖ "Утёс" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес на основании протокола N 1 от 18.05.2007 года. Ранее прокуратурой округа проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в ТСЖ "Утёс" 24.08.2020 г. внесено представление. В вышеуказанном представлении содержались требования о принятии в течение месяца со дня внесения представления мер к устранению выявленных нарушений, способствующих им причин и условий. Однако, по состоянию на 19.11.2020 г. ТСЖ "Утёс" меры, направленные на устранение выявленных нарушений, способствующих им причин и условий, не приняты, что подтверждается актом проверки от 19.11.2020 г. и представлением об устранении нарушений закона от 24.08.2020 г. N 7-1-2020/2093-20-20450024.
В связи с изложенным, первый заместитель Прокурора адрес просил суд обязать ТСЖ "Утес" выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и прокуратуре, указанные в акте проверки от 19.11.2020 г. и представлении об устранении нарушений закона от 24.08.2020 г. N 7-1-2020/2093-20-20450024.
В судебном заседании представитель истца Еремина О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Каляпин П.Б, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, указав, что в настоящее время ведутся работы по устранению нарушений, все, что ТСЖ могло устранить своими силами - устранено.
Представитель третьего лица Мосжилинспекции в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался судом надлежащим образом, письменного мнения по иску не представил.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель ответчика ТСЖ "Утес" - Каляпин П.Б. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом существенно нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ответчика ТСЖ "Утес" - Каляпин П.Б, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение.
Представитель истца прокурор Хомяченко Е.Л. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Мосжилинспекции, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, руководствуясь ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ТСЖ "Утёс" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом N 1 от 18.05.2007 г.
Прокуратурой адрес (далее по тексту Прокуратура, Истец) на основании решения N 298 от 10.08.2020 г. проведена проверка соблюдения ТСЖ "Утёс", в том числе, требований законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки выявлены многочисленные нарушения ТСЖ "Утёс" требований законодательства в области пожарной безопасности, Прокуратурой выдано предписание об устранении нарушений за N 7-1-2020/2093-20-20450024 в установленный законодательством месячный срок.
Прокуратурой адрес на основания решения N 407 от 18.11.2020 г. проведена контрольная проверка соблюдения ТСЖ "Утес" требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки было выявлено, что юридическим лицом не приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений правил и норм противопожарной безопасности:
- при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных
выходов допущено размещение (складирование) на путях эвакуации и эвакуационных выходах различных материалов, изделий, оборудования, производственных отходов, мусора и других предметов. (Тамбур эвакуационного выхода на 1 этаже, на путях эвакуации из подземного паркинга пианино, коридор 29 этажа, коридор 28 этажа, коридор 26 этажа, 14 этаж высокой секции, 13 этаж высокой секции). Правила противопожарного режима в РФ п. 36(6);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечивает наличие на путях эвакуации знаков пожарной
безопасности). (Отсутствует световое табло "Выход" на 1 этаже выход из
подземного паркинга, в подземном паркинге отсутствуют световые табло "Выход"). Правила противопожарного режима в РФ п. 33;
- ТСЖ "Утёс" не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. (В период проведения проверки указанная документация не предоставлена). Правила противопожарного режима в РФ п. 61;
- пути движения автомобилей внутри автостоянок не оснащены (находятся в неработоспособном состоянии, в некоторых местах отсутствуют) ориентирующими водителя указателями. Указатели направления движения не установлены на высоте 2 и 0, 5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей. Световые указатели мест установки соединительных головок для пожарной техники, мест установки пожарных кранов и огнетушителей должны включатся автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики, ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании"; п.4 ст.4, Федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") п. 33 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 6.4.5 СП 113.13330.2016 Стоянки автомобилей;
- в помещениях для хранения легковых автомобилей (подземный паркинг), принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допущено хранение авторезины горючих веществ и материалов, а также негорючих веществ в сгораемой упаковке, ст. 46 Федерального закона РФ ОТ 27.12.2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании"; п.4 ст.4, Федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") п. 33 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 5.2.6 СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности;
- на объекте защиты допущено изменение (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой). (В подземном паркинге между машиноместами N25 и N26 устроено складское помещение для хранения резины). Правила противопожарного режима в РФ п. 23(о);
- не проведены аэродинамические испытания систем противодымной вентиляции (дымоудаления) и подпора воздуха лифтов, ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, ст. 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, НПБ 240-97;
- подземная автостоянка вместимостью до 200 машино-мест включительно не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией 3-го типа. ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п. 4 ст. 4, ст. 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; п. 6.5.7 СП 113.13330.2016 Стоянки автомобилей; п. 6.5.5 СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности, НПБ 104-03;
- руководитель организации не организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие. (В период проведения подтверждающие документы не предоставлены). Правила противопожарного режима в РФ п. 24;
- в лестничных клетках приточная противодымная вентиляция создает избыточное давление воздуха более 150 Па (Федеральный закон N 123-ФЗ от 22.07.2008 ч 4 ст.4; ч.1, 3, 4 ст.5; ч.1 и ч.3 ст.6; Федеральный закон N 184-ФЗ от 27.12.2002 ст. 16.1, ч. 1 ст. 46; п.7.16, п.7.21, п. 3.2 СП 7.13130.2013) Гост Р 53300-2009 таб.2;
- руководитель организации не организует проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. (Подтверждающие акты в период проведения не предоставлены). Правила противопожарного режима в РФ п. 55;
- пожарные извещатели на этажах жилого дома установлены таким образом, что минимальное расстояние до силовых, осветительных кабелей и осветительных приборов менее 0, 5 м. ст.46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п.4 ст.4, Федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.п. 12.67, 12.33. НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов. (На 30 этаже допущено возведение перегородок, 27 этаж допущено возведение перегородок, 22 этаж низкой секции) Правила противопожарного режима в РФ п. 57;
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (29 этаж) Правила противопожарного режима в РФ п. 35;
- точечные пожарные извещатели установлены не на тросах, стенах, колоннах и других несущих строительных конструкциях (точечные пожарные извещатели установлены на плиты подвесного потолка типа "Армстронг")(2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 этажи высокой секции и 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 этажи низкой секции) Федеральный закон N 123-ФЗ от 22.07.2008 ч 4 ст.4; ч.1, 3, 4 ст.5; ч.1 и ч.3 ст.6; Федеральный закон N 184-ФЗ от 27.12.2002 ст.16.1, ч.1 ст. 46; СП 5.13130.2009, п. 13.3.4; (требования, действовавшие до дня вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - НПБ 88-2001, п. 12.18);
12.18);
- на объекте допущено использование технических этажей и других технических помещений для организации мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов. (27 технический этаж, 2 технический этаж). Правила противопожарного режима в РФ п. 23(6);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечивает исправное состояние светового табло "Выход" (24 этаж высокой секции). Правила противопожарного режима в РФ п. 33;
- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация за подвесным потолком на 18 этаже низкой секции. Федеральный закон N 123-ФЗ от 22.07.2008 ч 4 ст.4; ч.1, 3, 4 ст.5; ч.1 и ч.3 ст.6; Федеральный закон N 184-ФЗ от 27.12.2002 ст.16.1, ч.1 ст. 46; СП 5.13130.2009 п. 13.3.16, п.13.3.8, таб. А2 11.2; (требования, действовавшие до дня вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - НПБ 88-2001 п. 12.20;
- поворотный кассеты не поворачиваются в горизонтальной плоскости на угол не менее 90 градусов на всех этажах здания высокой и низкой секции, ст.46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п.4 ст.4, Федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.5 НПБ 151-2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний";
- жилой дом не оборудован системой оповещения 3-го типа в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. (Проектная документация в период проведения проверки не предоставлена), ст.46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п.4 ст.4, Федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях". Правила противопожарного режима в РФ п. 61;
- руководитель организации не обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты (повреждена огнезащита коробов дымоудаления в подземном паркинге) (п.21 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации");
- не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (27 этаж) п.22 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации";
- дверки ШП не имеют конструктивные элементов для их опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение не более 15 с. (отсутствуют ключи от дверей пожарных шкафов), ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 Г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п.4 ст.4, ст.140 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") п. 61 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 4.7 НПБ 151-2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний";
- пожарный шкаф не выполнен из листовой стали любой марки толщиной 1, 0 - 1, 5 мм на 26 этаже, ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 Г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; п.4 ст.4, ст.140 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") п. 61 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации"; п. 4.4 НПБ 151-2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний";
- не обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов на 18 этаже низкой секции. (Пожарный шкаф загроможден бытовым мусором) Правила противопожарного режима в РФ п. 57.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.2).
В силу п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в том числе вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно адрес закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах, в которых также указано на то, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ, Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Руководствуясь указанными нормами права, установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что юридическим лицом не приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений правил и норм противопожарной безопасности, что подтверждается, актом проверки от 19.11.2020 и представлением об устранении нарушений закона от 24.08.2020 N 7-1-2020/2093-20-20450024, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что судом к участию в деле не привлечены третьи лица, не влечет за собой отмену решения суда, поскольку в соответствии со ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Довод жалобы о том, что суд не применил закон, подлежащий применению, о неправильности выводов суда не свидетельствует, поскольку судебная коллегия полагает, что суд правильно определилправоотношения сторон и нормы права, подлежащие применению к ним.
Таким образом, мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений на иск, не опровергают выводов судов и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и неправильное толкование норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ТСЖ "Утес" - Каляпин П.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.