Судья Московского городского судья Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ООО "Ландшафт" в лице генерального директора фио на постановление судьи Тверского районного суда адрес от 10 февраля 2021 года, которым ООО "Ландшафт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
28 сентября 2020 года консультантом отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес в отношении ООО "Ландшафт" составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности направлен в Тверской районный суд адрес, судьей которого 10 февраля 2021 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует генеральный директор общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, должностными лицами административного органа нарушен порядок проведения проверки, установленный Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; судьей районного суда не учтено, что проверка проведена в отношении юридического лица, отнесенного к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о котором внесены в соответствующий реестр; на дату вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении в отношении ООО "Ландшафт" административного расследования - 24 августа 2020 года в действиях общества не имелось признаков состава административного правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, что противоречит ч.3 ст.28.7 КоАП РФ, в связи с чем доказательства, полученные в ходе такого расследования нельзя признать допустимыми и достоверными.
В судебное заседание законный представитель ООО "Ландшафт" фио, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обратился с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, изложенные в поданной жалобе доводы поддержал в полном объеме.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес фио возражала против удовлетворения доводов поданной жалобы, сочла оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, являющимися достоверными и допустимыми, полученными в ходе административного расследования, и совокупности которых достаточно для квалификации действий ООО "Ландшафт" по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Изучив материалы рассматриваемого дела, проверив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется в связи со следующим.
Административная ответственность по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 1 которого определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В статье 11 вышеназванного Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст.13.4 того же Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Исходя из ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N80 утверждены СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в силу пункта 3.7 которых, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в 12.30 час. 27 августа 2020 года должностными лицами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес в связи с обращением гражданина от 12 августа 2020 года N 120Г-19813, в рамках административного расследования обследования огороженной территории земельного участка с кадастровым номером...
Данные доказательства оформлены должностными лицами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе проведения обследования земельного участка, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, который на основании части 1 статьи 27.8 КоАП РФ производится должностными лицами, в силу статьи 28.3 настоящего Кодекса уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, является в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ одной из мер по обеспечению производства по делу.
Ч асть 2 статьи 27.8 КоАП РФ предоставляет право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых, обязательность участия которых предполагает не только подписание ими протокола осмотра, но и непосредственное присутствие при совершении данного действия.
Проведение осмотра и изъятие вещей, явившихся предметами административного правонарушения, направлено, в том числе, на обнаружение и закрепление доказательств по делу об административном правонарушении, представляет собой меру, которая позволяет своевременно зафиксировать правонарушение в случае, когда присутствие законного представителя обеспечить невозможно, и это препятствует немедленному составлению протокола.
Исходя из буквального содержания статьи 27.8 КоАП РФ, с учетом целей применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, работнику для присутствия при осмотре не требуется каких-либо полномочий, данная мера, прежде всего, направлена на пресечение правонарушения и фиксацию доказательств, поэтому ее применение не предполагает активного участия самого лица или его представителя, в связи с этим, под представителем понимается любой сотрудник юридического лица или работник предпринимателя, выполняющий на момент проведения осмотра функции старшего.
В рамках настоящего дела обследование принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий осуществлялось с использованием технического средства фото- и видеофиксации, в присутствии заместителя генерального директора ООО "Ландшафт" фио, по результатам которого составлен протокол осмотра, к которому приобщены фототаблица и предоставлена видеозапись, установлено юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, а именно: ООО "Ландшафт", осуществляющее по указанному адресу свою деятельность по обращению с отходами, которое и было в дальнейшем привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Приобщенные к материалам дела фототаблица и видеозапись, полученные в ходе обследования территории земельного участка по вышеприведенному адресу, которыми зафиксированы выявленные нарушения требований законодательства при обращении с отходами, являются приложением к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территории, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения фото- и видеосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ, являются документальными доказательствами по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которые получили надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов и видеозаписей доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Статья 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами указывает охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Объектом данного правонарушения является общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объективная сторона правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Установив, что ООО "Ландшафт" при установленных обстоятельствах допустило накопление отходов IV-V класса опасности на площадке из бетонных плит, не обеспечивающих водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (бетонные плиты неплотно прилегают друг к другу, между плитами - щели), и боя кирпича, а также отсутствие обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями по периметру площадки, отсутствие защиты поверхности хранящихся навалом отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, что является нарушением требований ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.2 ст.11, ч.1 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст.13, 42 Земельного кодекса РФ, п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Такие выводы судьи районного суда не опровергают и ссылки стороны защиты на устранение обществом выявленных нарушений, поскольку они устранялись уже после их выявления 27 августа 2020 года в связи с обращением жителя г. адрес, которые также не могут повлиять на квалификацию действий общества по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности.
При этом, следует отметить, что ни на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной в суд апелляционной инстанции жалобы сторона защиты не отрицает наличие выявленных должностным лицом административного органа нарушений.
Нельзя согласиться с доводами в жалобе о нарушение должностными лицами административного органа требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как в данном случае в отношении общества проверка в соответствии с указанным Законом не проводилась, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения обращения гражданина достаточных данных, указывающих на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, что соответствует контрольным полномочиям должностных лиц указанного административного органа, которые могут быть реализованы как в рамках проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, так и в иных формах, не связанных с проведением таких проверочных мероприятий, в том числе, в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", который не содержит норм, обязывающих должностное лицо государственного органа, рассматривающего обращение гражданина, назначать выездную или документарную проверку для разрешения поставленных в нем вопросов, при этом, часть 2 статьи 9 названного Закона предусматривает, что в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Вопреки позиции автора жалобы, обстоятельств, исключающих в соответствии с указанием Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", рассмотрение и проверку обращения гражданина, не имелось, а обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ООО "Ландшафт" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, при осуществлении деятельности по обращению с отходами представлено не было, ссылок на такие доказательств также не содержат доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что указывает на его вину.
Судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст.6.4 КоАП РФ, виновность данного юридического лица в его совершении.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, конкретных обстоятельств дела, степени вины правонарушителя, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и назначения наказания в виде предупреждения, не имеется.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств не установлено.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, в том числе по доводам поданной стороной защиты жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Тверского районного суда адрес от 10 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Ландшафт" оставить без изменения, жалобу генерального директора фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.