Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Колчина С.Л. в защиту ООО "РСЕ/РС" на постановление Тверского районного суда Москвы от 20 мая 2021 года, которым общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ИНН *, ОГРН *, юридический адрес: *), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
01 апреля 2021 года начальником отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу А.Ю. в отношении ООО "РСЕ/РС" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого принято указанное постановление, с которым не согласился защитник ООО "РСЕ/РС" по доверенности Колчин С.Л. и просил указанное постановление отменить.
Защитник ООО "РСЕ/РС" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ наступает за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
На основании ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", в случае признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, организация распространения на территории Российской Федерации предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") осуществляется учрежденным им российским юридическим лицом.
В течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, такие лицо или структура учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Информация о российском юридическом лице, учрежденном иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее - российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента), подлежит включению в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, либо исключению из данного реестра.
Российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, с даты включения информации о нем в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, имеет права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, не допускается.
Форма указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требования и порядок размещения такого указания утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 года N 124.
На основании п.1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации (п.4 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124).
Цвет шрифта Указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается (п.5 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124).
На основании п.11 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, указание подлежит размещению при распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц печатной продукции, аудио-, аудиовизуальной продукции и иных сообщений и материалов, распространяемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) (п.12 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124).
Как следует из материалов дела, * года установлено, что ООО "РСЕ/РС", расположенное по адресу: *, допустило распространение на территории Российской Федерации средством массовой информации "*", включенным в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в социальной сети "*", статей "*" (опубликовано *), "*" (опубликовано *), без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Факт правонарушения и вина ООО "РСЕ/РС", в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 01 апреля 2021 года; сообщением ООО "Федеральное агентство новостей" в Роскомнадзор о фактах нарушений законодательства иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента; реестром иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласно которому ООО "Радио свободная Европа / Радио Свобода" и СМИ "*" внесено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; актом видеофиксации c прилагаемым к нему DVD диском; уставом ООО "РСЕ/РС", согласно которому Общество создано с целью распространения на территории Российской Федерации, предназначенных для неограниченного круга лиц, сообщений и материалов иностранного средства массой информации и иными материалами.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ООО "РСЕ/РС", в совершении инкриминируемого ему деяния.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, основаниям не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Действия ООО "РСЕ/РС" правильно квалифицированы по ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
Доводы жалобы о том, что в статье 19.34.1 КоАП РФ систематические нарушения должны рассматриваться как одно нарушение, основаны на субъективном толковании закона.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. В соответствии со ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Из взаимосвязи приведенных норм следует, что размещение сведений и материалов пусть одних и тех же, но в разное время и на разных платформах в сети "Интернет" не может расцениваться как одно действие, образующее состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ. Размещение информации на разных ресурсах является следствием разных действий, каждое из которых по отдельности образует состав указанного административного правонарушения.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что по итогам рассмотрения дела мировым судьей 09 февраля 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в связи с выявлением признаков нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и и/или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, а указанным постановлением мирового судьи ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" привлечено за то же самое нарушение, что и в настоящем деле, что свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена в ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с ч.8 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 и п.12 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124, указание на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что отсутствие в начале каждого распространённого для неограниченного круга лиц сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, образует в действиях указанных лиц состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ.
С учетом действующего правового регулирования размещение в разное время на одном информационном ресурсе иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, сообщений (материалов) без приведённого выше указания, вопреки утверждению заявителя, не может свидетельствовать о совершении лицом одного административного правонарушения.
Равным образом довод жалобы о том, что положения приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д, не влияет на законность постановления судьи районного суда и основан на собственном толковании заявителем норм действующего законодательства.
В целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, в целях реализации права граждан на доступ к информации, в том числе в части сведений о лице, её распространившем, принят Федеральный закон от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п.2 ст.1 которого в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" введена статья 25.1 "Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента".
В ч.8 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 предусмотрено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Для установления единообразных требований к названному указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, ауди-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, во исполнение ч.9 ст.25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций издан приказ от 23.09.2020 N 124 "Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания", который является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует.
Вопреки утверждению заявителя, соблюдение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание распространённого сообщения и материала, его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем.
Довод о том, что требования закона соблюдаются надлежащим образом, несостоятелен, так как в рассматриваемом случае предусмотренное выше указание должно быть обозримо не при переходе по ссылке, а непосредственно при размещении каждого поста (сообщения).
Довод о том, что все проекты корпорации не являются отдельными российскими СМИ, их нужно рассматривать как одно СМИ, не принимается, так как основан на субъективной трактовке фактических обстоятельств в свою пользу.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учел данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, подтвержденные объективными данными, которые могут являться основанием для применения ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначения наказания в размере ниже низшего размера, установленного санкцией ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, отсутствуют, в связи с чем заявленное в жалобе ходатайство о применении данных положений отклоняется.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" оставить без изменения, жалобу защитника Колчина С.Л. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.