Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио на постановление судьи Тверского районного суда адрес от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода",
УСТАНОВИЛ:
30 марта 2021 года начальником отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЦФО) в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (далее ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода, Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд адрес.
Постановлением судьи Тверского районного суда адрес от 20 мая 2021 года ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что все проекты Корпорации РСЕ/РС (в том числе проект "Кавказ. Реалии") необходимо рассматривать как одно зарубежное средство массовой информации; по итогам рассмотрения дела N05-0354/423/2021 мировым судьёй 24 февраля 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение аналогичного административного правонарушения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода"; положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. номы указанных законов Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д. Исполнение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д. препятствует получению сообщений и материалов проектов Корпорации РСЕ/РС, искажает суть и содержание сообщений, меняет их восприятие аудиторией; имеются основания для применения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Законный представитель ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", защитник фио извещённые в установленном порядке о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились, ходатайство об отложении слушания дела не заявлено, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебное заседание Московского городского суда законным представителем направлены защитники фио, фио, полномочия которых подтверждены доверенностями, ими представлены дополнительные доводы, в которых указывается на то, что употребление термина "агент" является по их мнению некорректным, противоречащим Конституции РФ, требования маркировки сообщений и материалов создает препятствия для реализации конституционных прав на свободу массовой информации, противоречит положениям ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в адрес 04.11.1950).
Проверив материалы дела, доводы жалобы и дополнений к ней, выслушав защитников, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ наступает за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
На основании ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1) в случае признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, организация распространения на адрес предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") осуществляется учрежденным им российским юридическим лицом.
В течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, такие лицо или структура учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Информация о российском юридическом лице, учрежденном иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее - российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента), подлежит включению в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, либо исключению из данного реестра.
Российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, с даты включения информации о нем в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, имеет права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Распространение на адрес сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, не допускается.
Форма указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требования и порядок размещения такого указания утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 года N 124 (далее - приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
На основании п. 1 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента "1", распространяемые на адрес (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации (п. 4 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Цвет шрифта Указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается (п. 5 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Указание, размещаемое в аудиовизуальной продукции, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20% от размера данного изображения (п. 10 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
На основании п. 11 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 указание подлежит размещению при распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц печатной продукции, аудио-, аудиовизуальной продукции и иных сообщений и материалов, распространяемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) (п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
При размещении Указания в аудио-, аудиовизуальной продукции, оно должно быть распространено в начале трансляции сообщения (материала), а также при каждом возобновлении трансляции данного сообщения (материала) после ее прерывания (п. 13 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Как следует из материалов дела, ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ОГРН 1207700021550), находящееся по адресу: адрес, комната сумма, учреждённое иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, допустило 02 марта 2021 года распространение на адрес средством массовой информации "Кавказ.Реалии", включенным в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в социальной сети "Одноклассники", постов к статьям "Похищения в адрес: не менее 83 человек пропали с начала года", "В Беслане одну из улиц назовут именем мэра хорватского Загреба фио", без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента".
Действия ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" административного правонарушения подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 30 марта 2021 года; письмом заместителя руководителя Роскомнадзора от 24 февраля 2021 года N 04СВ-10176 с приложением; актом видеофиксации от 02 марта 2021 года; видеозаписью, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
В жалобе указывается о том, что по итогам рассмотрения дела N05-0354/423/2021 мировым судьёй 24 февраля 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в связи с выявлением признаков нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и и/или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, на веб-странице проекта "Кавказ.Реалии". Указанным постановлением мирового судьи Общество привлечено за то же самое нарушение формы указания, допущенном на том же самом веб-сайте и свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена в ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
Данный довод не может быть признан состоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 и п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N124 указание на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Таким образом, из буквального толкования приведённых норм следует, что отсутствие в начале каждого распространённого для неограниченного круга лиц сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, образует в действиях указанных лиц состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ.
С учётом действующего правового регулирования размещение в разное время на одном информационном ресурсе иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, сообщений (материалов) без приведённого выше указания, а равным образом ссылка в материале, не имеющем указания, на статьи, опубликованные на иных информационных ресурсах также без указания, вопреки утверждению заявителя, не может свидетельствовать о совершении лицом одного административного правонарушения.
Также не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, в целях реализации права граждан на доступ к информации, в том числе в части сведений о лице, её распространившем, принят Федеральный закон от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п. 2 ст. 1 которого в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" введена статья 25.1 "Распространение на адрес сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента".
В ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 предусмотрено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Для установления единообразных требований к названному указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, марка автомобиля-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, во исполнение ч. 9 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 Роскомнадзором издан приказ от 23.09.2020 N 124 "Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на адрес, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания", который является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует.
Вопреки утверждению заявителя, соблюдение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание распространённого сообщения и материала, его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим 04.11.1950).
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Материалы дела, в соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, позволили судье сделать вывод о том, что Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность,.
Деяние Общества квалифицировано по ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, подтверждённые объективными данными, которые могут являться основанием для применения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ - назначения наказания в размере ниже низшего размера, установленного санкцией ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" к административной ответственности не нарушены. О времени и месте рассмотрения дела Общество было уведомлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда адрес от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.