Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. на постановление первого заместителя председателя Москомстройнвеста от 25 ноября 2020 N ***, решение судьи Мещанского районного суда от 07 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н.
установил:
28 октября 2020 г. в отношении должностного лица - конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление первого заместителя председателя Москомстройнвеста от 25 ноября 2020 N ***, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда от 07 апреля 2021 г, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ конкурсный управляющий ООО ГСК "Лаврский" Ознобихина М.Н. привлечена к административной ответственности в виде штрафа 15 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением должностного лица, решением судьи, конкурсный управляющий ООО ГСК "Лаврский" Ознобихина М.Н. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала, что при рассмотрении дела не учтены его фактические обстоятельства, отсутствие переданной документации, ООО ГСК "Лаврский" не имеет статуса застройщика.
В судебном заседании Московского городского суда защитник конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. - Смирнов В.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Москомстройинвеста Исаковский Е.В. пояснил, что необходимую информацию должностное лицо могло получить путем запросов в Росреестр.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав стороны, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации) (далее - ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ), постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства", постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 N317-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетов города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительств" и контролю в области долевого строительства государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории города Москвы", Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства с соблюдением требований ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Деятельность ООО "ГСК "Лаврский" связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объектов: гостиница с подземным гаражом-стоянкой: г. Москва, Олимпийский просп. вл. 10.
В рамках реализации проекта строительства вышеуказанного объекта у ООО "ГСК "Лаврский" оформлены земельно-правовые отношения, заключено дополнительное соглашение от 27.05.2011 к договору аренды земельного участка от 16.04.1999 N ***, кадастровый номер земельного участка: ***.
Получено разрешение на строительство: N *** от 21.08.2014, срок действия до 21.12.2016.
По данным Москомстройинвеста, на дату совершения правонарушения у ООО "ГСК "Лаврский" имеются зарегистрированные договоры участия в долевом строительстве.
Таким образом, установлено, что в соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ ООО "ГСК "Лаврский" является застройщиком объектов, осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства объекта.
В соответствии с п.6 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ Москомстройинвест вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Отчетность), в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 N *** (далее - Приказ) утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Порядок).
Следовательно, существует обязанность застройщика по предоставлению в Москомстройинвест отчетности, до исполнения всех обязательств перед участниками долевого строительства.
Москомстройинвестом проведен анализ по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере долевого строительства при привлечении денежных средств участников долевого строительства при строительстве объекта последней переданной отчетности застройщика за III квартал 2016 года. По результатам анализа отчетности установлено: срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию перенесен с 21.11.2014 на 21.12.2016; срок передачи объекта участникам долевого строительства - 21.10.2016.
В соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ от 30.12.2004 N214-ФЗ в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно договорам участия в долевом строительстве, срок передачи застройщиком Объекта участникам долевого строительства - не позднее 21.10.2016.
Следовательно, ООО "ГСК "Лаврский" обязано направить извещения о переносе сроков передачи (за 2 месяца до истечения срока, предусмотренного договором участия в долевом строительстве).
Согласно пп. в п. 1.1. ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N214-ФЗ контролирующий орган осуществляет контроль за соблюдением застройщиком установленных правил. Кроме того, в соответствии с п. 13 контроль за полнотой и достоверностью сведений, предоставленных застройщиком н составе отчетности, осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, с целью осуществления контроля за соблюдением требований ч. 3 ст.6 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, в соответствии с п.9 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ 03 сентября 2020 года Москомстройинвестом выдано предписание N *** об устранении ООО "ГСК "Лаврский" нарушений требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, в соответствии с которым ООО "ГСК "Лаврский" в срок до 25 сентября 2020 года должно представить в Москомстройинвест информацию (реестр) об участниках долевого строительства на строительство объекта недвижимого имущества (с указанием номера договора по внутреннему учету застройщика, даты государственной регистрации договора); предложения (уведомления) об изменении (продлении) сроков строительства объекта, с документами, подтверждающими отправку уведомлений участникам долевого строительства; заключенные в установленном порядке дополнительные соглашения к договорам участия в долевом строительстве о переносе застройщиком сроков завершения строительства Объекта и передачи участникам долевого строительства (при наличии). В случае отсутствия уведомления об изменении (продлении) сроков строительства объекта участникам долевого строительства: направить участникам долевого строительства уведомления об изменении (продлении) сроков строительства объекта и предложение об изменении договоров участия в долевом строительстве; представить в Москомстройинвест информацию, подтверждающую направление документов согласно п. 2.1.
Предписание направлено посредством ФГУП "Почта России" в адрес ООО "ГСК "Лаврский" и вручено адресату. 14.09.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором ***.
Предписание от 03 сентября 2020 года N *** в установленный срок не исполнено.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2020 по делу N А40-171042/18-174-227 ООО "ГСК "Лаврский" признано несостоятельным (банкротом), и открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утверждена Ознобихина Мария Николаевна.
В связи с неисполнением предписания конкурсным управляющим Ознобихиной М.Н. Москомстройинвестом составлен протокол об административном правонарушении от 28.10.2020 N *** по делу об административном правонарушении N *** и вынесено постановление от 25.11.2020 N *** по делу об административном правонарушении N 05-07-20-727 о привлечении конкурсного управляющего Ознобихиной М.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является лицо, обязанное в установленный срок выполнить законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела подтверждается, что предписание *** от 03 сентября 2020 года в установленный срок не исполнено.
Конкурсный управляющий Ознобихина М.Н. должна была предпринять все необходимые и достаточные меры по соблюдению требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2020 по делу NА40-171042/18-174-227 ООО "ГСК "Лаврский" (ОГРН: ***, ИНН: ***, КПП: ***, юридический адрес и телефон: ***, город Москва, ***, дата государственной регистрации юридического лица - 02.03.2006) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим ООО "ГСК "Лаврский" утверждена Ознобихина ***.
ООО "ГСК "Лаврский", Ознобихина М.Н. указанное предписание N *** от 03.09.2020 в судебном порядке не оспаривало. С ходатайством в Москомстройинвест о продлении сроков его исполнения не обращалось. Таким образом, предписание N *** от 03.09.2020 является законным и подлежит исполнению в установленный в нем срок.
При этом, доказательств обращения арбитражного управляющего в адрес учредителей Общества, в налоговый орган, Управление Росреестра по г. Москве и в другие компетентные органы в Москомстройинвест не представлены.
В соответствии с ч.2 ст. 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конкурсным управляющим М.Н. Ознобихиной не представлено сведений об обращении в компетентные органы с целью привлечения лиц, препятствующих деятельности арбитражного управляющего, уклоняющихся от передачи документов юридического лица, к административной (по ч.4 ст. 14.13 КоАП РФ) или уголовной (по ч. 1 ст. 195 УК РФ) ответственности.
Действия конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. квалифицированы по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении, решением Арбитражного суда г. Москвы от 01 сентября 2020 г. о назначении конкурсного управляющего, уведомлением Москомстройинвеста, сведениями ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Действия конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. правильно квалифицированы судьей по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельства, изложенные в объяснениях заявителя в части отсутствия у конкурсного управляющего сведений и документов в связи с не передачей документации бывшим руководителем организации, не освобождают юридическое лицо (застройщика) от исполнения обязанности по предписанию N *** от 03.09.2020. Доказательств невозможности получения сведений о количестве зарегистрированных договорах долевого участия, сведения о договорах долевого участия из Управления Росреестра по Москве, конкурсный управляющий ООО "ГСК "Лаврский" не представило.
Утверждение защиты, что у ООО "ГСК "Лаврский" отсутствует необходимость направлять в государственный орган какие-либо отчеты, исполнять предписания, так как ООО "ГСК "Лаврский" не имеет статуса застройщика в связи с уступкой всех прав и обязанностей по инвестиционному контракту от 23.01.2004 N *** на строительство инвестиционного Объекта, а также заключением трехстороннего соглашения к Договору аренды земельного участка, по условиям которого все права и обязанности заявителя перешли к третьему лицу также несостоятельны.
Имея на момент привлечения денежных средств первого участника долевого строительства как земельный участок, так и разрешение на строительство, ООО "ГСК "Лаврский" приобрело статус застройщика Объекта.
Статус застройщика не находится в прямой зависимости от договора инвестирования и наличия действующего права на земельный участок, так как это привело бы к тому, что в какой-то момент времени на юридическое лицо, законно привлекшее денежные средства участников долевого строительства, перестало бы распространяться действие ряда статей ФЗ от 30.12.2004 N214-ФЗ, в том числе ст.18 ФЗ от 30.12.2004 N214-ФЗ "Использование денежных средств застройщиком".
Положениями действующего законодательства (в первую очередь ФЗ РФ от 30.12.2004 N214-ФЗ) не предусмотрена утрата своего статуса юридическим лицом, ставшим в установленном порядке застройщиком.
Переход прав на объект недвижимого имущества осуществляется только после государственной регистрации такового перехода в органах Росреестра. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ФЗ от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно выписке ЕГРН N *** от 21.04.2020 право аренды земельного участка, а также договоры об участии в долевом строительстве зарегистрированы на заявителя.
Таким образом, до момента государственной регистрации перехода прав на земельный участок, объекты незавершенного строительства ООО "ГСК "Лаврский) является застройщиком объекта, расположенного по адресу: Гостиница с подземным гаражом- стоянкой: ***, на его деятельность распространялись положения ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, равно как и обязанности по исполнению предписаний контролирующего органа.
Положениями ч. 3 ст.6 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ обязанность по направлению участнику долевого строительства соответствующей информации и предложение об изменении договора в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, возложена на застройщика.
Таким образом, до момента государственной регистрации перехода прав на земельный участок, объекты незавершенного строительства на земельном участке ООО "ГСК "Лаврский" обязано исполнять обязанности застройщика, требования, предписанные застройщикам ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Сам факт нахождения застройщика в процедуре банкротства не освобождает его от исполнения требований ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, в связи с чем, оснований для неисполнения предписания N *** от 03.09.2020 у Ознобихиной М.Н. не имелось.
Таким образом, объектом административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в сфере долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.
Данные правонарушения несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков, в том числе гражданам - участникам долевого строительства, заключающим указанные договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, причиняют вред общественным отношениям в области эффективного контроля за строительством, создают препятствия в осуществлении контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве, а широкий круг лиц вводится в заблуждение относительно порядка строительства многоквартирных жилых домов (в том числе срока его окончания).
Такие административные правонарушения посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - сфере долевого строительства.
Таким образом, заявитель имел возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, в действиях конкурсного управляющего ООО "ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. установлено событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что предписание Москомстройинвеста было направлено в адрес бывшего руководителя ООО "ГСК "Лаврский" Демиденко К.Т. почтой, однако надлежащим доставлением предписания является направление его по адресу конкурсного управляющего, таким образом, направление предписания ненадлежащему получателю, ответственному за исполнение предписаний со стороны ООО "ГСК "Лаврский" не свидетельствуют об отсутствии состава и события административного правонарушения со стороны конкурсного управляющего, поскольку не нашли своего подтверждения, опровергаются письменными материалами дела, из которых следует, что предписание *** от 03.09.2020 было направлено по юридическому адресу ООО "ГСК "Лаврский" 04 сентября 2020 года и вручено адресату 14 сентября 2020 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ***.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи и не свидетельствуют о невиновности конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. в совершении вмененного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание назначено конкурсному управляющему ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н. в пределах санкции ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление Первого заместителя председателя Москомстройнвеста от 25 ноября 2020 N ***, решение судьи Мещанского районного суда от 07 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении конкурсного управляющего ООО ГСК "Лаврский" Ознобихиной М.Н.
оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.