Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е.
судей Байбакова М.А. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-522/2021 по иску Дмитренко Ольги Павловны к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области) об оспаривании решения, понуждении к принятию к зачету специального стажа для назначения пенсии в льготном исчислении, назначении пенсии
по кассационной жалобе Дмитренко О.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитренко О.П. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения пенсионного органа от 12.11.2019 N 1931881 в части отказа в принятии к зачету в качестве специального стажа периоды работы Дмитренко О.П.: курсы повышения квалификации с 09.01.2018 по 04.05.2018; с 25.07.2002 по 28.02.2007 - в должности врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве; обязании ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области принять к зачету для назначения страховой пенсии Дмитренко О.П. по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в специальный стаж периоды ее работы: курсы повышения квалификации с 09.01.2018 по 04.05.201, с 25.07.2002 по 28.02.2007 - в должности врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве; обязании ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области назначить Дмитренко О.П. страховую пенсию по п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 09.08.2019.
Требования мотивированы тем, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12 ноября 2019 г. ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого льготного стажа, всего принято к зачету 25 лет 1 месяц 18 дней, в то время как имеющегося у истца специального стажа достаточно для назначения пенсии с даты обращения - с 09.08.2019.
Определением суда от 17 сентября 2020 г. производство по гражданскому делу по иску Дмитренко О.П. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, понуждении к принятию к зачету специального стажа для назначения пенсии в льготном исчислении, назначении пенсии - прекращено в части обязания ответчика включить в специальный стаж по основанию п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов работы истца с 25.07.2002 по 28.02.2007 в должности врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве, в связи с наличием вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного акта.
Указанное определение суда от 17 сентября 2020 г. отменено апелляционным определением Московского городского суда от 24 ноября 2020 г, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу в части требований, по которым производство прекращено.
В части требований о включении в специальный стаж курсов повышения квалификации с 09.01.2018 по 04.05.2018 судом принято решение от 1 сентября 2020 г. об удовлетворении заявленных требований; апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2020 г. решение суда в части включения в специальный стаж курсов повышения квалификации оставлено без изменения, в остальной части решение суда - отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 г. исковые требования Дмитренко О.П. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г.Москве и Московской области об оспаривании решения, понуждении к принятию к зачету специального стажа для назначения пенсии в льготном исчислении, назначении пенсии удовлетворены, постановлено:
признать незаконным решение ГУ - Главного управления ПФР N 1 по г. Москве и Московской области от 12.11.2019 N 1931881 в части непринятия в зачет специального стажа Дмитренко О.П. периода работы с 25.07.2002 по 28.02.2007 в должности врача-фтизиатра туберкулезного легочного отделения в ФГУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области и врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве, обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области принять к зачету для назначения Дмитренко О.П. страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанный период работы и назначить Дмитренко О.П. страховую пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 09.08.2019.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2021 г. решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2021 г. отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Дмитренко О.П. о включении периодов работы с 25.07.2002 по 28.02.2007 в подсчет специального стажа по основанию п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначении досрочной пенсии по старости с 09.08.2019.
В кассационной жалобе истцом Дмитренко О.П. ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, как незаконного и необоснованного. По мнению кассатора, выводы суда, изложенные в принятом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права. Полагает, что суд апелляционной инстанции не применил закон, подлежащий применению - ст. 422 НК РФ и п. 14 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", и сделал неверный вывод о том, что прохождение службы в уголовно-исполнительной системе является военной службой.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федеральною закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является особым видом государственной службы.
Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.?
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 01.01.2002 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ).
Как следует из положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1, ст. 3, ч. 1 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 11).
Вместе с тем, определяя порядок сохранения пенсионных, прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до 01.11.1999, что в частности предусматривалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
После 01.11.1999 список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, а также действующий в настоящее время список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пн. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периодов военной службы и службы в правоохранительных органах.
Только за периоды, выработанные до 01.11.1999, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 17.10.2006 N 380-0, 23.09.2010 N 1152-0, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дмитренко О.П, 28.05.1965 года рождения, 09.08.2019 обратилась повторно в ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложив к заявлению копии трудовой книжки, справок работодателя о периодах работы, уставы учреждений и штатных расписаний, судебные решения.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области от 12.11.2019 N 1931881 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Дмитренко О.П. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку специальный стаж истца при необходимом не менее 30 лет составил 25 лет 01 месяц 18 дней, в который включены периоды, в том числе по решению Зеленоградского районного суда г. Москвы от 11.04.2018 и апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.11.2018: в стаж истца на соответствующих видах работ не были включены, в том числе период работы истца с 25.07.2002 по 28.02.2007 в должности врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве ввиду того, что наименование организации не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицами, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (утв. Совмином РСФСР от 06.09.1991 N 463 и постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002), а также период нахождения на курсах повышения квалификации с полным отрывом от работы с 09.01.2018 по 04.05.2018, при этом период работы до 09.01.2018 и после 04.05.2018 в специальный стаж зачтены, поскольку истец работала в ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N 6 ДЗ г. Москвы" врачом-фтизиатром.
Решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 17 сентября 2020 г, вступившим в законную силу 24 ноября 2020 г, исковые требования Дмитренко О.П. удовлетворены частично, признано незаконным решение ГУ - Главного управления ПФР N 1 по г. Москве и Московской области от 12.11.2019 N 1931881 в части не принятия в зачет специального стажа Дмитренко О.П. периода нахождения на курсах повышения квалификации с 09.01.2018 по 04.05.2018, обязан Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области принять к зачету для назначения Дмитренко О.П. страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода нахождения на курсах повышения квалификации с 09.01.2018 по 04.05.2018.
Из трудовой книжки Дмитренко О.П. следует, что с 25.07.2002 по 28.02.2007 она проходила службу в уголовно-исполнительной системе РФ и стаж такой службы в календарном исчислении составляет 04 года 07 месяцев 03 дня, в льготном исчислении - 06 лет 09 месяцев 28 дней, с 05.03.2007 по 06.10.2018 истец работала врачом- фтизиатром, заведующей диспансерным фтизиатрическим отделением - врачом- фтизиатром в ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N 6 ДЗ г. Москвы".
В соответствии со справкой N50/ТО/2/5/9-2Ю от 14.10.2018 и копией служебной карточки (форма N2) Дмитренко О.П. проходила службу в уголовно-исполнительной системе: с 25.07.2002 по 09.09.2002 стажером по должности врача-фтизиатра туберкулезно-легочного отделения больницы ЛИУ-12 МЮ РФ по Кировской области и данный период включен в страховой стаж истца; с 09.09.2002 по 26.02.2005 истец проходила службу по контракту в должности врача-фтизиатра туберкулезного легочного отделения в ФГУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области; 26.02.2005 по 28.02.2007 в должности врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве.
Согласно контракту о службе в органах внутренних дел Дмитренко О.П. принята на должность врача-фтизиатра туберкулезно-легочного отделения больницы ЛИУ-12 МЮ РФ по Кировской области с испытательным сроком 6 месяцев, на испытательный срок принималась стажером по указанной должности.
Как следует из представления к увольнению ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве Дмитренко О.П. проходила военную службу в системе УИС с 25.07.2002 в звании капитана внутренней службы.
Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица Дмитренко О.П, в период прохождения военной службы страховые взносы в пенсионный фонд не поступали, по справке ФКУ СИЗО N5 Дмитриенко О.П. капитану внутренней службы за период службы с 26.02.2005 по 28.02.2007 выплачивалось денежное довольствие.
Также истцом представлено служебное удостоверение N007138 старшего лейтенанта внутренней службы от 15.03.2005.
Согласно штатным расписаниям исправительных учреждений на 2002-2007 годы врач фтизиатр по должности в штатных расписаниях имел звание капитана внутренней службы.
Согласно трудовой книжке истца, в период с 26.02.2002 по 28.07.2007 выслуга лет составила 4 года 07 мес. 3 дня, и в льготном исчислении 6 лет 9 мес. 28 дней, истец уволена с военной службы в соответствии с п. "а" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах и удовлетворяя исковые требования истца о включении периодов работы с 25.07.2002 по 28.02.2007 в должности врача-фтизиатра туберкулезного легочного отделения в ФГУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области и врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" и назначив досрочную пенсию Дмитренко О. П. с 09.08.2019, суд первой инстанции исходил из того, что указанные периоды подтверждают ведение истцом лечебной деятельности, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения истцу досрочной пенсии.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с его выводами, указав, что суд первой инстанции не учел, что период прохождения службы, приравненной к военной, включается в общий страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный страховой стаж при определении права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Только за периоды, выработанные до 01.11.1999, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 17.10.2006 N 380-0, 23.09.2010 N 1152-0, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, разъяснениями п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судебная коллегия пришла к выводу, что период прохождения военной службы истцом в УФСИН в спорный период включается в страховой стаж и общий календарный стаж для назначения страховой пенсии по старости, и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы при определении права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Рассматривая требования истца об обязании ответчика назначить пенсию с 09.08.2019 с учетом применения п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400, исходя из наличия специального стажа у истца на дату обращения в пенсионный орган 19.08.2019 с учетом включенных периодов по решения суда составил 25 лет 05 месяцев 14 дней, при требуемом 30 лет стажа, что не является достаточной величиной специального стажа и не дает истцу право на назначение пенсии с 19.08.2019 для назначения досрочной пенсии по основанию п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ввиду изложенного, судебная коллегия указала, что обжалуемое решение об удовлетворения исковых требований Дмитренко О.П. о включении периодов работы с 25.07.2002 по 28.02.2007 в должности врача-фтизиатра туберкулезного легочного отделения в ФГУ ЛИУ- 12 УФСИН России по Кировской области и врача-фтизиатра медицинской части ФГУ ИЗ-77/5 УФСИН России по г. Москве в подсчет специального стажа по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" и назначении досрочной пенсии с 09.08.2019, нельзя признать законным. В этой связи решение суда первой инстанции отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Дмитренко О.П. в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебной инстанцией дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами судебной коллегии об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, принятого по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитренко Ольги Павловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.