Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Ляпуновой Инны Владимировны на вступившие в законную силу постановление судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 12 апреля 2021 года, решение судьи Кировского областного суда от 9 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ляпуновой Инны Владимировны,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского областного суда от 9 июня 2021 года, Ляпунова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ляпунова И.В. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 3, подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил при введений режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций: при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2020 N 57771) постановлено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44 "О введении режима повышенной готовности" на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 1.8.2 Постановления Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122-П "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области" (редакция от 3 февраля 2021 года) до отмены режима повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44 "О введении режима повышенной готовности", гражданам, проживающим (находящимся) на территории Кировской области необходимо в числе прочего использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) (далее - масочный режим) при посещении объектов торговли. (Аналогичные положения содержатся в пункте 1.8.2 Постановления Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122-П и в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы).
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 4 февраля 2021 года с 10 часов 30 минут до 11 часов 00 минут Ляпунова И.В, находясь в помещении магазина АО "Тандер", расположенного по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, г. Кирс, ул. Ленина, д. 16, не выполняла правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Кировской области в нарушении требований постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", Указа Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44 "О введении режима повышенной готовности", пункта 1.8.2 Постановления Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122-П (редакция от 3 февраля 2021 года) "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области" находилась в помещении магазина, деятельность которого не приостановлена, не использовала средства защиты органов дыхания (маски, респиратора).
Ранее постановлениями судей Верхнекамского районного суда Кировской области от 30 ноября 2020 года, вступившими в законную силу 19 и 21 января 2021 года, Ляпунова И.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначены административные наказания в виде административных штрафов.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ляпуновой И.В. к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении; рапортом старшего инспектора по ИАЗ ОМВД России по Верхнекамскому району ФИО6; письменными объяснениями свидетелей ФИО7, ФИО8, опрос которых осуществлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе с предупреждением по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; протоколом осмотра помещений, территорий, находящихся там вещей; рапортом командира отделения ППСП ОМВД России по Верхнекамскому району ФИО9; фототаблицей; видеозаписью, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе лицо, совершившее административное правонарушение.
Деяние Ляпуновой И.В. квалифицировано по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины Ляпуновой И.В. в совершении вмененного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении в отношении Ляпуновой И.В. по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен уполномоченным должностным лицом. Данный протокол составлен с соблюдением требований статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в нем отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой. Оснований для возвращения протокола должностному лицу для устранения недостатков у судьи районного суда не имелось.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Ляпуновой И.В.
По настоящему делу отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных о свидетелях не является существенным нарушением процессуальных требований, не влечет недействительность данного доказательства и основанием к его возвращению должностному лицу для устранения недостатков не являлось.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей Кировского областного суда в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для всестороннего и объективного рассмотрения дела, необходимости для вызова свидетелей для дачи пояснений, с учетом имеющийся в деле их письменных объяснений, не усматривается.
Доводы Ляпуновой И.В, касающиеся несогласия с действиями должностного лица ГИБДД, который, не представившись, проводил ее к патрульному автомобилю для составления процессуальных документов, на правильность квалификации действий по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияют.
Утверждение о наличии по делу неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу заявителя, не подтверждаются материалами дела. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Ляпуновой И.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
В целом доводы жалобы были предметом рассмотрения в предыдущих судебных инстанциях, получили оценку, подробно приведенную в судебных актах, оснований не согласиться с ней не имеется.
Несогласие заявителя с этими выводами судебных инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Постановление о привлечении Ляпуновой И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено Ляпуновой И.В. в пределах санкции части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Оснований для освобождения Ляпуновой И.В. от административной ответственности не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
Постановление судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 12 апреля 2021 года, решение судьи Кировского областного суда от 9 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ляпуновой Инны Владимировны, оставить без изменения, жалобу Ляпуновой Инны Владимировны - без удовлетворения.
Судья Волынчук Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.