Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В, рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования город Армавир, поступившую в суд первой инстанции 09 июля 2021 года, на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Армавира в интересах несовершеннолетних к администрации муниципального образования город Армавир о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не обеспечения коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Армавира в интересах несовершеннолетних "данные изъяты" обязав администрацию муниципального образования город Армавир выделить денежные средства из местного бюджета на эти цели.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2021 года административные исковые требования прокурора города Армавира удовлетворены.
Судом признаны незаконными действия администрации муниципального образования город Армавир в части непринятия мер к обеспечению объектами коммунальной инфраструктуры: электроснабжением, газоснабжением; водоснабжением; водоснабжением земельных участков.
Суд обязал администрацию муниципального образования город Армавир обеспечить предоставленные многодетным семьям в аренду для индивидуального жилищного строительства земельные участки, расположенные в городе Армавире, ст. Старая Станица объектами коммунальной инфраструктуры: электроснабжением, газоснабжением; водоснабжением; водоснабжением земельные участки, обязав администрацию муниципального образования город Армавир выделить денежные средства из местного бюджета на эти цели.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года оставлено без изменения решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования город Армавир - Вирясов К.С. просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
От прокуратуры Краснодарского края поступили возражения на кассационную жалобу, в которых выражены несогласия с доводами кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю. доводам кассационной жалобы возражала, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, прокуратурой города Армавира проведена проверка обращений Рахминовой Е.В, Поповой Н.А, Пахлеванян М.С, Делегодиной Г.Р, Вербицкой О.В, Артемова Я.А, Петушковой С.М, Кольва Е.В, Вознюк С.Л, Хиль Ю.П, Гришиной Е.В, Кондратцевой Н.В. о нарушении законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории муниципального образования город Армавир.
Проверкой установлено, что предоставленные семьям "данные изъяты", не обеспечены коммунальной инфраструктурой.
Таким образом, в результате бездействия администрации муниципального образования город Армавир нарушаются социальные права и законные интересы многодетных семей "данные изъяты" в том числе несовершеннолетних детей.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно ранее действовавшим редакциям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ, части 1 статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-К3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлялись в аренду.
В силу 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 24 июля 2020 года N 4338-КЗ) "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
Статьей 3 и 7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в ранее действовавшей редакции определялись условия и порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, а также порядок предоставления земельных участков в аренду, а в редакции Закона Краснодарского края от 24 июля 2020 года N 4338-КЗ - условия и порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность, а также порядок предоставления земельных участков в собственность.
Соответственно порядок постановки на учет предусматривался Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги: "Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду", утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 17 июня 2015 года N 1585, а в дальнейшем предусмотрен постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 26 августа 2020 года N 1159 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства".
Согласно приказу Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела прокуратурой города Армавира проведена проверка обращений "данные изъяты" о нарушении законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории муниципального образования город Армавир.
По результатам проверки были установлены следующие обстоятельства.
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Семья "данные изъяты"
Как установлено результатами проведения прокурорской проверки, представленные семьям "данные изъяты" не обеспечены коммунальной инфраструктурой, отсутствует электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение.
Недостаточная работа органов местного самоуправления муниципального образования город Армавир по реализации мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных под строительство семьям, имеющим трех и более детей, отмечалась и Законодательным собранием Краснодарского края в постановлении от 16 декабря 2015 года N2139-П П "Об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства".
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории определена как осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно - делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно - строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся в числе прочих ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.
Как следует из материалов дела, согласно представленного администрацией муниципального образования город Армавир Реестра земельных участков из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности предоставленные многодетным семьям земельные участки, расположенные в Старой Станице города Армавира, не обеспечены коммунальной инфраструктурой.
Данная информация подтверждается также ответами ГУП КК Северо-Восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод", АО "Газпромраспределение Краснодар", ПАО "Россетти Кубань", АО "НЭСК-электросети".
В силу пункта 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 4 и пунктом 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83, обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения возложена на орган местного самоуправления.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституционный суд в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, необеспечение предоставленных многодетным семьям земельных участков коммунальной инфраструктурой нарушают права многодетных семей, влекут за собой не достижение установленных Указом Президента Российской Федерации показателей, срыв общегосударственной социальной политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.
При изложенных выше обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что отсутствие коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставленных: "данные изъяты" нарушает права и законные интересы многодетных семей.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций так же пришли к верному выводу о том, что, в результате бездействия администрации муниципального образования город Армавир нарушаются социальные права и законные интересы многодетных семей ФИО47 в том числе несовершеннолетних детей, влечет за собой не достижение установленных Указом Президента РФ показателей, срыв общегосударственной социальной политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 28 сентября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.