Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу директора ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" Исаева А.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора по Астраханской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 21 сентября 2020 года, решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 12 ноября 2020 года, решение судьи Астраханского областного суда от 18 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по Астраханской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 21 сентября 2020 года ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 12 ноября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 18 декабря 2020 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" Исаев А.В. просит указанные процессуальные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании части 1 статьи 22 указанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В силу требований пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок), который содержит требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно статье 4.2 Федерального закона N 7 объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 7-ФЗ введена статья 31.1, в силу требований которой лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.
Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 143.
Положениями подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 496 -ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в период с 27 июля 2020 года по 24 августа 2020 года Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО "Единый санитарно-экологический комплекс", в ходе которой установлено следующее.
Основным видом деятельности ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" является удаление и обработка твердых отходов, уборка территории и аналогичная деятельность, а также деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов. Для осуществления деятельности в области обращения с отходами ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" имеет и эксплуатирует мусоросортировочный комплекс твердых бытовых отходов, который является объектом негативного воздействия на окружающую среду I-й категории и имеет код объекта N 12-0130-000914-П. ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" выдана лицензия от 29 декабря 2018 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. В соответствии со сведениями статистической отчетности 2-ТП в ходе деятельности ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" за 2019 год обезврежено 8510, 982 тонны отходов. Вместе с тем, ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" нормативы образования отходов и лимиты - на их размещение на момент проверки не разработало и на утверждение в уполномоченный орган не направило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО Единый санитарно-экологический комплекс" к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 названного Кодекса с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Выводы о наличии в действиях ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" объективной стороны состава административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора по Астраханской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 21 сентября 2020 года, решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от 12 ноября 2020 года, решение судьи Астраханского областного суда от 18 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Единый санитарно-экологический комплекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.