Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кебурия Ирины Васильевны, поданную через суд первой инстанции 28 июня 2021 г, на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 20 апреля 2021 г, по административному делу N 2а-2894/2021 по административному исковому заявлению Кебурия Ирины Васильевны к администрации Ленинского района г. Новосибирска о признании незаконными действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кебурия И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия администрации Ленинского района г. Новосибирска, выразившиеся в прекращении выплаты ей компенсации за проезд в городском пассажирском транспорте; обязать административного ответчика восстановить ей выплату с момента прекращения.
В обоснование требований указала, что после достижения 55 лет Кебурия М.В, как пенсионер по возрасту, получала компенсацию за проезд в городском транспорте. 26 ноября 2018 г. административному истцу присвоена третья группа инвалидности. В 2019 году выплата компенсации прекращена. "адрес" в ответ на обращение административного истца уведомила ее о том, что выплата прекращена, поскольку инвалиды имеют право на получение льгот из средств федерального бюджета и получаемая ею ежемесячная выплата включает, в том числе компенсацию на проезд в городском транспорте. Полагает, что административный ответчик нарушил ее право на получение компенсации на проезд в городском транспорте, поскольку администрацией не принято соответствующего решения о прекращении выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 22 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 20 апреля 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Кебурия И.В. ставит вопрос об отмене судебных актов.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права. Настаивает, что процедура прекращения выплаты единовременной денежной выплаты на проезд в общественном пассажирском транспорте нарушена, поскольку решение о прекращении выплаты администрацией не принималось. Считает неверными выводы судов о том, что в состав единовременной денежной выплаты инвалидам входит компенсация проезда на городском общественном транспорте, полагает его противоречащим пункту 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", где речь идет о пригородном железнодорожном транспорте, междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Полагает, что имеет право как на единовременную денежную выплату как инвалид "данные изъяты", так и на единовременную денежную выплату на проезд в городском пассажирском транспорте как пенсионер.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кебурия И.В. является пенсионером по старости и с 26 ноября 2018 г. "данные изъяты". До установления инвалидности Кебурия И.В. получала денежную компенсацию за проезд на общественном городском транспорте. После установления инвалидности осуществление названной выплаты ей прекращено. Кебурия И.В. получает ежемесячную денежную выплату как инвалид "данные изъяты".
В ответе Кебурия И.В. от 25 декабря 2020 г. на ее обращение в администрацию Ленинского района г. Новосибирска указано, что основанием для прекращения выплаты послужил факт того, что Кебурия И.В. как инвалид "данные изъяты" относится к категории федеральных льготников, имеет право на получение ежемесячных денежных выплат из средств федерального бюджета, которые ей назначены и выплачиваются Управлением Пенсионного фонда. В получаемую сумму входит компенсация на проезд в городском пассажирском транспорте.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия администрации Ленинского района г. Новосибирска, выразившиеся в прекращении выплаты административному истцу компенсации за проезд на общественном городском транспорте из средств бюджета г. Новосибирска, соответствуют требованиям нормативных правовых актов, так как право Кебурия И.В. на получение указанных льгот реализовано путем получения ежемесячной денежной выплаты на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и одновременно получателем второй выплаты на основании постановления мэрии г. Новосибирска, Кебурия И.В. как пенсионер, быть не может.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 постановления мэрии г. Новосибирска от 2 ноября 2012 г. N 11111 "О мерах социальной поддержки отдельных категория граждан при проезде на городском общественном пассажирском транспорте" ежемесячная денежная выплата при оплате проезда в городском общественном пассажирском транспорте предоставляется: отдельным категориям граждан согласно перечню категорий граждан, проживающих в городе Новосибирске, имеющих право на ежемесячную денежную выплату при оплате проезда в городском общественном транспорте (приложение), при условии неполучения ими мер социальной поддержки при проезде в общественном пассажирском транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области - в размере стоимости месячного единого социального проездного билета и стоимости месячной активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта", установленной постановлением Правительства Новосибирской области.
В перечень граждан, проживающих в городе Новосибирске и имеющих право на названную ежемесячную выплату, включены граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (приложение к постановлению мэрии г. Новосибирска от 2 ноября 2012 г. N 11111).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, предусматривал меры социальной поддержки инвалидов по оплате проезда на всех видах общественного транспорта (пункт 1 статьи 30).
С 1 января 2005 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, статья 30 указанного Закона утратила силу, введена статья 28.1, в соответствии частями 1-3, 5 которой инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: инвалидам "данные изъяты" группы - 1 236 руб.
Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При разрешении административного спора суды обоснованно руководствовались указанными нормами права и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2015 г. N 2061-О, согласно которой ежемесячная денежная выплата инвалидам, которая выступает элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, компенсирует также предоставлявшуюся ранее действовавшим законодательством льготу по бесплатному проезду на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов не противоречат пункту 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг может направляться только часть суммы ежемесячной денежной выплаты. Таким образом, ежемесячная денежная выплата компенсирует не только услуги, перечисленные в статье 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, но и иные ранее предоставляемые натуральные льготы и гарантии.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение о прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты при оплате проезда в городском общественном пассажирском транспорте административным ответчиков не принималось, не могут являться основанием для удовлетворения административных исковых требований, поскольку правовых оснований для получения административным истцом указанной выплаты не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства и не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Кебурия И.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 20 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 октября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.