Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Лаврентьева В.В, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Джаббарове Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-522/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 6 октября 2021 г, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части 53167-Д главного старшины Иванова ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неначислением инвестиционного дохода на его именной накопительный счет (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Иванов заключил первый контракт о прохождении военной службы 19 июня 2006 г, а в мае 2010 г. он на основании поданного рапорта был включен в реестр участников НИС.
В последующем административный истец проходил военную службу по контракту на различных воинских должностях и был исключен из указанного реестра без права использования накоплений для жилищного обеспечения в связи с увольнением с военной службы в августе 2011 г. по собственному желанию.
8 июля 2014 г. Иванов вновь поступил на военную службу по контракту, однако, несмотря на то, что с указанной даты у него возникло право на включение в реестр участников НИС в обязательном порядке, в указанный реестр он был включен только 17 марта 2021 г. с датой основания включения в реестр - 8 июля 2014 г. В связи с этим размер инвестиционного дохода, подлежащий учету на его именном накопительном счете, отличается от дохода военнослужащих, включенных в реестр в июле 2014 г.
Полагая свои права нарушенными, Иванов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц МО РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС;
- обязать руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его ИНС неполученный доход от инвестирования за период с 8 июля 2014 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" руб.;
- взыскать с МО РФ в его пользу понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил. При этом судом в пользу административного истца с МО РФ были взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. и издержки, связанные с рассмотрением административного дела, в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе представитель МО РФ, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 3 и 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) и п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Постановление), указывают на то, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Иванову накопления были учтены на его ИНС после его открытия в 2021 году, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Обращает внимание на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2018 г. по делу N 33-43907/2018 и определением того же суда от 12 апреля 2019 г. по делу N 4-г3947/2019 в удовлетворении заявленных требований по аналогичному иску было отказано.
Отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", вступившего в силу 15 января 2012 г, у Иванова была возможность обратиться за бесплатной юридической помощью и взысканная с Министерства обороны РФ сумма судебных расходов не отвечает принципу разумности и справедливости, не соответствует сложности данного административного дела и объему оказанных юридических услуг.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, Иванов, заключивший первый контракт о прохождении военной службы 19 июня 2006 г, в мае 2010 г. был включен в реестр участников НИС, а в связи с увольнением с военной службы по собственному желанию в августе 2011 г. исключен из указанного реестра без права использования накоплений для жилищного обеспечения. В последующем 8 июля 2014 г. он вновь поступил на военную службу по контракту.
Таким образом, как верно установилсуд первой инстанции, административный истец в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона относится к участникам НИС, для которых основанием включения в реестр участников НИС является заключение нового контракта о прохождении военной службы, после поступления в добровольном порядке на военную службу из запаса.
При таких данных является правильным вывод гарнизонного военного суда о том, что Иванов подлежал включению в реестр участников НИС с 8 июля 2014 г.
Однако административный истец в указанный реестр был включён только 17 марта 2021 г, а его ИНС открыт 31 марта того же г. на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 8 июля 2014 г, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что только после открытия ИНС накопления Иванова стали учитываться Росвоенипотекой с учётом доходов от их инвестирования со 2 квартала 2021 г, в то время как согласно п. 72 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 г.) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в июле 2014 г, на 1 января 2021 г. должна составлять "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, разрешая административный иск в пределах заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС по вине должностных лиц МО РФ, накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Иванова после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС и по 1 января 2021 г. в размере "данные изъяты" руб, что, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что административный иск Иванова удовлетворен, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что понесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. и услуг представителя в размере "данные изъяты" руб. соответствуют требованиям действующего законодательства и принципам разумности, а также сложности предмета доказывания по данному административному делу и фактического участия в нем представителя административного истца, в связи с чем обоснованно взыскал с МО РФ в его пользу указанные суммы.
Ссылки представителя административного ответчика на судебные акты других судов судебная коллегия отвергает, поскольку они преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
Что же касается ссылки в апелляционной жалобе на возможность обращения Иванова за бесплатной юридической помощью, то ее следует признать несостоятельной, поскольку такое обращение является правом административного истца, а не его обязанностью.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 6 октября 2021 г. по административному исковому заявлению Иванова ФИО3 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.