Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Поповой Е.И, Карсаковой Н.Г.
при секретаре Ш.
с участием прокурора Скибенко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 сентября 2021 года административное дело N2а-5197/2021 по апелляционной жалобе А.В.Р. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года по административному исковому заявлению А.В.Р. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Т.Е.А. и по административному иску Т.Е.А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово о признании бездействия незаконным, признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца А.В.Р. - П.Е.В, действующей на основании доверенности от 10 августа 2021 года сроком на два года, представителей административного истца Т.Е.А.- С.И.А, Л.И.А, И.С.С, действующих на основании доверенности от 02 августа 2021 года сроком на три года, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово Н.А.В, действующего на основании доверенности от 29 июля 2021 года сроком на один год, заключение прокурора Скибенко С.А, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Решением муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово от 30 июня 2021 года N 12 назначены выборы депутатов муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва на 19 сентября 2021 года (л.д.109 том 2).
Решением избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Автово (далее - ИКМО Автово) от 05 июля 2021 года N 3-2 полномочия окружных избирательных комиссий избирательных округов NN 1, 2, 3, 4 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербург муниципальный округ Автово шестого созыва возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово (л.д. 107 том 2).
Решением ИКМО Автово от 28 июля 2021 года N11-7 А.В.Р, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N 3 (л.д. 73 том 1).
Решением ИКМО Автово от 01 августа 2021 года N 15-16 Т.Е.А, выдвинутой избирательным объединением - местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по основанию, изложенному в статье 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", так как Т.Е.А. не представлены нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в заявлении о согласии баллотироваться неправильно указаны сведения о занимаемой должности; не представлено решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово; в нарушение подпункта "г" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" не представлен документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата; ИКМО Автово извещено о дате проведения конференции политической партии с нарушением установленных сроков (л.д. 99-101 том 1).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года N 256-20 отменено решение ИКМО Автово от 01 августа 2021 года N 15-16 "Об отказе в регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва" признано незаконным и отменено, на ИКМО Автово возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Т.Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального округа Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3 не позднее чем через 5 дней со дня принятия настоящего решения; ИКМО Автово указано при повторном рассмотрении руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в настоящем решении (л.д. 28-45 том 1).
Решением ИКМО Автово от 13 августа 2021 года N 18-16 Т.Е.А., выдвинутая избирательным объединением-местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N3 (л.д.91-98 том 1).
В Кировский районный суд Санкт-Петербурга поступили административные исковые заявления А.В.Р. (19 августа 2021 года) и Т.Е.А. (24 августа 2021 года, направлено посредством почтовой связи 21 августа 2022 года) о признании незаконным и отмене решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года N18-16 "О регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва" (л.д. 7-15, 57-58, 68-72 том 1).
Также Т.Е.А. в административном исковом заявлении просила:
-признать незаконным бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии в установленном пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке, а именно, путем голосования не менее чем пятью голосами членов ИКМО Автово с правом решающего голоса от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса "за" решение о регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва;
-обязать ИКМО Автово зарегистрировать её кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3 в срок, не позднее чем в три дня со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу (л.д. 7-15 том 1).
Определениями Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2021 года и 26 августа 2021 года административные исковые заявления А.В.Р. и Т.Е.А. приняты к производству суда (л.д. 1-5, 62-66 том 1).
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2021 года дела по административным исковым заявлениям А.В.Р. и Т.Е.А. объедены в одно производство, делу присвоен номер N2а-5197/2021 (л.д. 4-6 том 2).
В обоснование заявленных требований А.В.Р. указал, что решение ИКМО Автово от 13 августа 2021 года N18-16 о регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3 является незаконным, поскольку принято с нарушением требований пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как за принятие оспариваемого решения проголосовало четыре члена ИКМО Автово с правом решающего голоса вместо пяти; также Т.Е.А. не представила в ИКМО Автово все документы, необходимые в соответствии с законом для регистрации кандидата. Т.Е.А. выдвинута Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, однако в соответствии с Уставом партии решение о согласовании кандидатуры кандидатом при подаче документов в ИКМО Автово представлено не было, а также не представлено решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово; Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, поскольку извещение о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой принималось решение о выдвижении кандидатов, подано с нарушением сроков, установленных статьёй 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (л.д. 68-72 том 1).
В обоснование заявленных требований Т.Е.А. указала, что решение ИКМО Автово от 13 августа 2021 года N18-16 о регистрации её в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3 принято с нарушением закона, так как голосовать "за" должно было пять членов ИКМО Автово с правом решающего голоса, то есть, большинство от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса (пять из восьми). В связи с непринятием законного решения о её регистрации 13 августа 2021 года ИКМО Автово совершила бездействие, которое нарушает принцип равенства кандидатов по смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", создает препятствия в реализации ему избирательных прав (л.д. 7-15 том 1).
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года административные иски А.В.Р. и Т.Е.А. удовлетворены; признано незаконным и отменено решение ИКМО Автово от 13 августа 2021 года N 18-16 о регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва; признано незаконным бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке решения о регистрации Т.Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва; на ИКМО Автово возложена обязанность зарегистрировать Т.Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 8-35 том 3).
В апелляционной жалобе А.В.Р. просит отменить решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные иски А.В.Р. и Т.Е.А. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 13 августа 2021 года N18-16 о регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово шестого созыва; в остальной части административного иска Т.Е.А. отказать (л.д. 50-59 том 3).
В обоснование доводов апелляционной жалобы А.В.Р. указал, что при принятии решения суд первой инстанции проигнорировал, что Т.Е.А. в нарушение подпункта "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "а" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" при подаче документов в ИКМО Автово не представила решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово кандидатом в ИКМО Автово, в то время как в соответствии с подпунктом 14.2.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" местное отделение Партии осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Партии без образования юридического лица. Исходя из требований абзаца первого пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 указанное решение о создании местного отделения должно быть представлено одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга N 303-46. Вместо указанного решения о создании местного отделения Т.Е.А. в ИКМО Автово представлены нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации - Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а также нотариально удостоверенная копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые неверно были внесены ИКМО Автово в подтверждении от 23 июля 2021 года о приеме у Т.Е.А. документов о выдвижении.
Непредставление 23 июля 2021 года указанного решения о создании местного отделения подтверждается материалами личного дела кандидата Т.Е.А, представленными в суд ИКМО Автово, а также пояснениями представителя ИКМО Автово, данными в ходе судебного разбирательства. В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 указанное решение о создании местного отделения может быть представлено первым представившим документы кандидатом, выдвинутым соответствующим избирательным объединением. Однако, первым представившим документы кандидатом Г.К.И. указанное решение о создании местного отделения 23 июля 2021 года в ИКМО Автово также не представлялось, что подтверждается материалами личного дела кандидата Г.К.И, представленными в суд ИКМО Автово, а также пояснениями представителя ИКМО Автово, данными в ходе судебного разбирательства. Указанное решение о создании местного отделения было представлено в ИКМО Автово как Т. Е.А. так и первым кандидатом Г.К.И. только 30 июля 2021 года, т.е. за рамками срока, установленного пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга N303-46, на что указывает подтверждение о приеме документов, выданным ИКМО Автово 30 июля 2021 года Т.Е.А. и первому кандидату Г.К.И.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва выдвигало список кандидатов и никакого документа о согласовании выдвижения списка кандидатов в распоряжении ИКМО Автово не имелось. В нарушение подпункта "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "г" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 при подаче документов в ИКМО Автово не представлен документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры Т.Е.А, выдвигаемой в качестве кандидата на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва, в то время как в соответствии с подпунктом 14.6.5.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" установлена необходимость согласования с Президиумом Регионального политического совета кандидатур выдвигаемых на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга при их выдвижении местным отделением (структурным подразделением партии). Исходя из требований абзаца первого пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 указанный документ, подтверждающий согласование с Президиумом Регионального политического совета кандидатуры Т.Е.А, должен быть представлен одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга N303-46.
При этом, согласно пункту 14.6 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ и пункту 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, не относится к документам, которые могут представляться в избирательную комиссию не всеми кандидатами; данный документ подлежит представлению в избирательную комиссию каждым кандидатом в отдельности. Непредставление 23 июля 2021 года документа, подтверждающего согласование с Президиумом Регионального политического совета кандидатуры Т.Е.А, подтверждается материалами личного дела кандидата Т.Е.А, представленными в суд ИКМО Автово, а также пояснениями представителя ИКМО Автово, данными в ходе судебного разбирательства. Имеющийся в подтверждении от 23 июля 2021 года, выданном ИКМО Автово Т.Е.А, прочерк свидетельствует о непредставлении 23 июля 2021 года в ИКМО Автово документа о согласовании кандидатур. Данное подтверждение подписано лично Т.Е.А. и ею не оспаривается. Документ, подтверждающий согласование с Президиумом Регионального политического совета кандидатуры Т.Е.А, был представлен в ИКМО Автово Т.Е.А. только 30 июля 2021 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга N303-46.
Суд первой инстанции не дал оценки тому, что в соответствии с пунктом 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N235/1486-6 извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме, при этом ЦИК России установлена форма такого извещения. В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что ИКМО Автово получила извещение о проведении Конференции местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово 19 июля 2021 года, в то время как сама Конференция состоялась 20 июля 2021 года. Судом первой инстанции установлено, что ИКМО Автово также извещалось о проведении Конференции местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово 12 июля 2021 года в 16 часов 03 минуты посредством телефонограммы. Данный вывод основан на журнале исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и детализации услуг связи ПАО "Вымпелком", при этом суд первой инстанции не учёл, что согласно записи в журнале телефонограмм звонок состоялся 12 июля 201 года в 16 часов 03 минуты, при этом, из детализации услуг связи ПАО "Вымпелком" следует, что данный звонок длился всего 11 секунд, в течение которых невозможно передать необходимую информацию, кроме того, председатель ИКМО Автово К.Л.В, допрошенная в ходе судебного разбирательства, опровергла информацию о том, что в ходе разговора её уведомили о проведении Конференции.
Суд первой инстанции не только не установилподлинность телефонного разговора, но и не выяснил причины, по которым при наличии достаточного времени до дня проведения Конференции (более недели) избирательное объединение выбрало такой способ извещения о проведении Конференции, который достоверно невозможно проверить (л.д.50-59 том 3).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы А.В.Р. и Т.Е.А, представители заинтересованных лиц Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОСИИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, Санкт-Петербургской избирательной комиссии, Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административные истцы - телефонограммой, представители заинтересованных лиц - телефонограммой и по электронной почте.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит рассматривать дело в их отсутствие, представители заинтересованных лиц Санкт-Петербургского избирательной комиссии, Местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" муниципального образования муниципальный округ Автово и административные истцы А.В.Р. и Т.Е.А. об отложении дела не просили, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца А.В.Р. и представителя административного ответчика ИКМО Автово, подержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Т.Е.А, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленным федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Частью 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии решения ИКМО Автово были грубо нарушены положения пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 27 статьи 38 названного Федерального закона перечень оснований отказа в регистрации кандидата списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24-26 настоящей статьи, является исчерпывающим.
Основания отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
В соответствии с пунктом 11 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" заседание избирательных комиссий является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Согласно пункту 13 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Установленное число членов ИКМО Автово с правом решающего голоса согласно пункту 4 статьи 36 Устава внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово, принятого решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 10 августа 2012 года N 16, восемь членов.
Большинство голосов от установленного числа членов комиссии равно пяти, однако из присутствовавших шести членов на заседании комиссии, на котором решался вопрос о регистрации Т.Е.А. кандидатом в депутаты, лишь четверо проголосовали за её регистрацию, что меньше половины от установленного численного состава, при этом два члена комиссии, проголосовали "против".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанное обстоятельство является основанием к признанию незаконным и отмене решения ИКМО Автово от 13 августа 2021 года N 18-16 о регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Учитывая, что ИКМО Автово не приняло во исполнение решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 9 августа 2021 года решение по заявлению Т.Е.А. о регистрации её кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по избирательному округу N3 в порядке, установленном в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допущенном ИКМО Автово незаконном бездействии и удовлетворил иск Т.Е.А. в указанной части.
Оценивая доводы административного иска А.В.Р. в части оснований для отказа в регистрации Т.Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования г. Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3 в части непредставления необходимых документов для регистрации кандидата в депутаты вместе с заявлением об изъявлении баллотироваться в кандидаты в депутаты, суд первой инстанции принял во внимание выводы Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенные в решении от 09 августа 2021 года, в связи с рассмотрением жалобы Т.Е.А. на решение ИКМО Автово от 01 августа 2021 года N15-16 "Об отказе в регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва".
С данной оценкой считает возможным согласиться и судебная коллегия апелляционной инстанции.
Так, 04 августа 2021 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступила жалоба Т.Е.А. об отмене решения ИКМО Автово от 01 августа 2021 года N15-16 "Об отказе в регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета МО Автово шестого созыва" (л.д.28 том 1).
Рабочая группа Санкт-Петербургской избирательной комиссии исследовала личное дело кандидата в депутаты Т.Е.А. и в результате проверки изложенных заявителем и представителем ИКМО Автово доводов, установила, что отказ в регистрации Т.Е.А. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования г. Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3 является необоснованным по следующим обстоятельствам (л.д.28-45 том 1).
В соответствии с подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" кандидат одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом и волнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании; решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 95-ФЗ, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения, или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
23 июля 2021 года кандидатом Г.К.И. от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, первой представившей документы для выдвижения в ИКМО Автово в соответствии с пунктом 14.6 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в ИКМО Автово была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а именно - нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального деления Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово шестого созыва, изученного Рабочей группой и Санкт-Петербургской избирательной комиссией, в связи с чем повторного предоставления данного документа иным кандидатом от того же избирательного объедения не требовалось.
Г.К.И. в настоящий момент зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, что также подтверждено решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года по административному делу N2а-5200/2021, которое находится в открытом доступе на официальном сайте Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга, не обжаловалось, вступило в законную силу.
Согласно пункту 14.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово является структурным подразделением партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования в пределах соответствующего муниципального образования внутригородской территории города федерального значения, входящего в состав одного субъекта Российской Федерации (л.д.63 том 2).
Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово входит в состав Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (л.д.150-151 том 1).
В соответствии с пунктом 14.2.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово осуществляет свою деятельность без образования юридического лица (лд.63 том 2).
Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласно пункту 13.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также является структурным подразделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а согласно пункту 13.4 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации (л.д.47 том 2).
Согласно пунктам 13.7.7.6, 14.6.5 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово правомочно выдвигать кандидатов в депутаты на соответствующие выборы (л.д.48, 65 том 2).
Из решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что она согласилась с позицией Т.Е.А. о том, что кандидат в депутаты не могла представить нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, и правомерно представила нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что предусмотрено подпунктом "г" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом "а" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (л.д.28-45 том 1).
Рабочей группой Санкт-Петербургской избирательной комиссии установлено, что решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, а именно решение Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Единая Россия" от 04 апреля 2003 года "О создании местных отделений партии на территории муниципальных образований Санкт-Петербурга" было представлено Т.Е.А. 23 июля 2021 года, что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3, а также повторно представлено в ИКМО Автово 30 июля 2021 года (л.д.28-45, 119, 120-121, 147 том 1).
Решением Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 04 апреля 2003 года принято решение о создании 111 местных отделений в составе регионального отделения в границах соответствующих муниципальных образований (л.д.150 том 1).
Согласно выписке из перечня местных отделений, являющегося приложением к решению от 04 апреля 2003 года, создано местное отделение Всероссийской политической партии "Единство и Отечество" - Единая Россия муниципального образования округ Автово (л.д.151 том 1).
Санкт-Петербургская избирательная комиссия пришла к выводу, что 23 июля 2021 года в ИКМО Автово Т.Е.А. Е.А. было представлено необходимое Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 12 июля 2021 года, которым согласно Приложению к нему утверждена кандидатура Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N 3, а также данный документ представлен повторно в ИКМО Автово 30 июля 2021 года, что следует из подтверждения получения документов от кандидата. К данному решению в качестве приложения был приложен список утвержденных кандидатов в депутаты от избирательного объединения, но в данном случае избирательное объединение на Конференции голосовало за каждого выдвинутого кандидата в депутаты отдельно, в список вошли 20 кандидатов в депутаты по каждому избирательному округу, среди которых указаны как Г.К.И, так и Т.Е.А. (л.д. 119, 120-121, 147, 154-155 том 1).
Дело Г.К.И. не было исследовано судом первой инстанции, на что было обращено внимание судебной коллегии, но в данном случае, это не было обязательным, так как данное дело исследовалось Санкт-петербургской избирательной комиссией, установленные обстоятельства отражены ею в решении от 09 августа 2021 года, никем не опровергнуты, а также положены в основу решения Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга N2а-5200/2021, вступившего в законную силу на момент рассмотрения настоящего административного дела.
Санкт-Петербургской избирательной комиссией было установлено, что решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово было представлено ИКМО Автово Т. Е.А. 23 июля 2021 года.
Судебная коллегия считает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства в данной части, с учетом выводов, указанных в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года, не подлежат переоценке, так как решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года N256-20 в данной части не оспорено, незаконным не признано.
Следует отметить, что 23 июля 2021 года Т.Е.А. в ИКМО Автово представлено согласно подтверждению о получении документов, среди прочего:
-пункт 10 "копия Устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения" - "получено 74 листа";
-пункт 11 "в случае выдвижения кандидата избирательным объединением, которое не является юридическим лицом, решение о его создании" - "получено 1 лист";
-пункт 12 "решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата" - "получено 13 листов";
-пункт 13 "документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата" - "получено 1 лист", -пункт 14 "документ, подтверждающий делегирование полномочий по выдвижению кандидата (в случае если это предусмотрено уставом избирательного объединения) - "получено 1 лист" (л.д.120-121 том 1).
Судебная коллегия считает, что указание данных документов в подтверждении о приеме документов подлежит буквальному толкованию, исправления которые внесены в подтверждение (зачеркнуто в пункте 13 и указано справка о судимости) и в пункте 14, не заверены Т.Е.А, установить момент исправления не представляется возможным.
Согласно выписке из протокола Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово от 20 июля 2021 года следует, что решение о выдвижении кандидата в депутаты внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципального округа Автово шестого созыва при голосовании каждой кандидатуры принималось в результате тайного голосования, в избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 21 и пунктами 1-3 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, пунктом 14.6.5.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово от 20 июля 2021 года об итогах тайного голосования делегатов Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, с учетом наличия письменного согласия на выдвижение от избирательного объединения "Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово" на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года (л.д.127 том 1).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года и судом первой инстанции дана оценка о надлежащем извещении ИКМО Автово о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, с которой судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
ИКМО Автово извещалась о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, посредством телефонограммы 12 июля 2021 года, в подтверждение чего в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представлен журнал (выписка) исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и детализация услуг связи ПАО "Вымпелком" (л.д.24-25, 26-27 том 1).
С учетом выводов Санкт-Петербургской избирательной комиссии, сделанных на основании представленных документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИКМО Автово извещалось 12 июля 2021 года в 16 часов 03 минуты о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, назначенной на 20 июля 2021 года в 19 часов 00 минут.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку исходя из положений пункта 3.1.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N.., извещение о Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в виде передачи телефонограммы представителю ИКМО Автово является допустимым и законным.
Доводы апелляционной жалобы А.В.Р. о том, что длительность звонка в 11 секунд нельзя признать надлежащим извещением ИКМО Автово о проведении Конференции, так как за это время невозможно передать необходимый объем информации об извещении о Конференции, и что ИКМО Автово отрицает факт такого извещения 12 июля 2021 года, не являются основаниями для признания незаконным и отмены решения суда.
Кроме того, дополнительно ИКМО Автово извещалось о проведении Конференции 19 июля 2021 года, что ИКМО Автово не оспаривалось.
При этом, участия в Конференции ИКМО Автово не принимало и о переносе заседания Конференции в связи с несвоевременным изменением не ходатайствовало.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Согласно пункту 4.12.2 Методических рекомендаций извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока. На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения, при их отсутствии - направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения.
Судебная коллегия, оценивая обстоятельства дела, принимает во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова".
Названным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П постановлено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.
Вместе с тем, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1087-О-О).
Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).
В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках (пункт 4.6 Методических рекомендаций).
Извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2 Методических рекомендаций).
Кроме того, избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, определенном организующей выборы избирательной комиссией, и сообщает средствам массовой информации о выявленных фактах недостоверности таких сведений (пункты 6 - 8 статьи 33 названного Федерального закона N 67).
Из материалов административного дела не следует, что Т.Е.А. была незамедлительно извещена рабочей группой ИКМО Автово о выявленных недостатках, неполноте представленных документов, в том числе и в течение установленных законодателем трех дней. Такое извещение было оформлено и доведено до Т.Е.А. только 28 июля 2021 года с предоставлением срока для исправления недостатков до 30 июля 2021 года, то есть за пределами трехдневного срока.
Со дня получения извещения о выявленных недостатках, неполноте представленных документов Т.Е.А. устранила их в трехдневный срок и 30 июля 2021 года представила истребуемые ИКМО Автово документы.
Однако, представление Т.Е.А. истребуемых ИКМО Автово документов 30 июля 2021 года, Санкт-Петербургской избирательной комиссии в своем решении от 09 августа 2021 года было расценено как повторное их представление. Данный вывод, указанный в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии не оспорен и подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия расценивает представление документов Т.Е.А. 30 июля 2021 года не как необходимость их представления в связи с тем, что они не были поданы первоначально ни Т.Е.А, ни Г.К.И. (как первым кандидатом от избирательного объединения), а как их необходимость представления по извещению ИКМО Автово от 28 июля 2021 года (во исполнение извещения). Истребуемые документы Т.Е.А. были представлены в срок, за сутки до принятия решения по утверждению кандидата в депутаты.
Ненадлежащее принятие рабочей группой ИКМО Автово документов у Т.Е.А. 23 июля 2021 года, их возможная утрата в какой-либо части, а как следствие не представление полного личного дела кандидата суду, не может быть поставлена в вину кандидату в депутаты, при наличии листка подтверждения, представленного в суд от 23 июля 2021 года, и обстоятельств, установленных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии в решении от 09 августа 2021 года и судом первой инстанции, которые в своей совокупности и взаимосвязи не противоречат друг другу.
Кроме того, решением Санкт-Петербургской комиссии от 09 августа 2021 года N 256-20 также установлено, что обстоятельства, указанные в решении ИКМО Автово от 01 августа 2021 года N 15-16 "Об отказе в регистрации Т.Е.А. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета муниципальный округ Автово шестого созыва" не относятся к основаниям отказа в регистрации кандидата в депутаты, перечисленным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Т.Е.А. был соблюден порядок выдвижения и регистрации кандидатов, установленный Федеральным законом в пункте 4 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что нашло также свое подтверждение в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 09 августа 2021 года.
Несогласие с таким выводом суда сводится к переоценке, что не может быть положено в основу отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при оценке правомерности постановленного судом первой инстанции решения имеют значение выводы Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где на избирательную комиссии муниципального образования возложена обязанность незамедлительно известить кандидата о недостатках в представленных им документах, данная обязанность призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения.
Также Конституционный суд отметил, что неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации. Подобный - порождаемый бездействием избирательной комиссии - "расхолаживающий эффект" может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок. В случае же принятия при таких обстоятельствах решения о регистрации кандидата он оказывается в уязвимой ситуации, поскольку нарушения в представленных им в избирательную комиссию документах, своевременно не выявленные ею, могут повлечь отмену судом решения о его регистрации, однако ни он, ни зарегистрировавшая его избирательная комиссия не вправе их устранить. Указанная уязвимость в правовом положении кандидата, по сути, создается как ненадлежащим исполнением им обязанности по обеспечению качества, полноты и достоверности переданных им сведений и документов, так и - если нарушения в представленных документах должны были быть очевидны для избирательной комиссии - ее бездействием.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца А.В.Р. с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве о*снования отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В.Р. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.