Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Ирышковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 августа 2021 года по делу N 2-195/2021 по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области о взыскании задолженности по выплате денежного содержания, взыскании задолженности по выплате отпускных, процентов за нарушение сроков выплат, перерасчете денежного содержания, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - МИФНС N 5, Инспекции) о перерасчете денежного содержания для расчета отпускных, взыскании невыплаченных денежных средств.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 17 марта 1992 г. по 24 марта 2020 г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком; уволена с государственной гражданской службы по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с выходом на государственную пенсию.
Сославшись на то, что ответчик неправильно производил начисление денежного содержания за период ее нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, письменное обращение в Инспекцию с требованием выплатить недостающие суммы оставлено без удовлетворения, просила суд обязать ответчика произвести перерасчет денежного содержания для расчета отпускных, взыскать спорные суммы.
Уточнив исковые требования, просила взыскать задолженность по выплате заработной платы за период с 1 января 2017 г. по 5 февраля 2020 г. в размере 1 686 464, 40 рублей (применив к премиям районный коэффициент), задолженность по выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск за период с октября 2016 года по март 2020 года в сумме 769 337 рублей 32 копейки.
Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 августа 2021 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. С МИФНС N взыскана компенсация за неиспользованный отпуск за период с марта 2019 года по февраль 2020 года в размере 56 522 рубля 58 копеек, проценты за несвоевременную выплату на день вынесения решения 6922 рубля 14 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Ответчик представил возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее по тексту - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности
Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных выше приведенным Указом N601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления (от 27 марта 2014 г. N238-7, от 31 марта 2015 г.N 302-12 и 23 апреля 2016 г. N347-7), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из информации Минфина России также следует, что в период с 2015 года по 2017 год Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 году - постановление от 31 марта 2015 г. N 302-12, в 2016 году - постановление от 23 апреля 2016 г. N 347-7, в 2017 году - постановление от 23 февраля 2017 г. N 228-7.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по "адрес" в период с 17 марта 1992 г. по 1 апреля 2004 г. (1 июля 2004 г. была реорганизована путём присоединения к Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Мурманской области), с 1 июля 2004 г. переведена и назначена на должность начальника отдела выездных проверок N 2; с 19 апреля 2011 г. занимала должность начальника отдела выездных проверок.
24 марта 2020 г. служебный контракт с ФИО1 расторгнут в связи с выходом на государственную пенсию в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ.
Истица, проанализировав запрошенные в МИФНС России N 5 по Мурманской области документы о порядке расчета денежного содержания для расчета отпускных и расчеты за период службы, полагала, что ответчиком за период ее нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске не полностью выплачены суммы денежного содержания.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами материального права и исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу, что материальное стимулирование подлежало учету при расчете среднего заработка (денежного содержания) ФИО1 для расчета отпускных за период с октября 2016 года по март 2020 года.
Проанализировав положения статей 129, 135, 146, 148, 313 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал на необоснованность требований истицы о взыскании задолженности по заработной плате с 1 января 2017 г. по 5 февраля 2020 г. рублей (с учетом начисления процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента), поскольку в соответствии с приказом УФНС России по Мурманской области N 04-05/40 от 9 февраля 2010 г. о введении в действие Положения "О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области" на все виды единовременных поощрений полярные надбавки и районный коэффициент не начисляются.
Разрешая требования о взыскании задолженности по выплате отпускных, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, применив по заявлению ответчика последствия пропуска без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, пришел к выводу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск за период с марта 2019 года по февраль 2020 года в сумме 56522 рубля 58 копеек, исходя из того, что право на перерасчет компенсации отпуска возникло с 24 марта 2020 г. по 24 марта 2021 г, а с иском в суд истица обратилась 2 февраля 2021 г.
При этом судом учтено, что уважительные причины пропуска указанного срока, обстоятельства, препятствовавшие своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора, истицей не приведены.
Доводы истицы о том, что о нарушенном праве на получение спорных сумм ей стало известно после увольнения и ознакомления с представленными по ее требованию расчетами, выполненными МИФНС России N 5, в связи с чем срок на обращение в суд не пропущен, суд отклонил как несостоятельные, указав, что ФИО1, имея необходимое образование и опыт работы в МИФНС, имела возможность и должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права в дни, когда ей причитались соответствующие выплаты, но не были произведены ответчиком, однако мер ко взысканию недоначисленных сумм в установленный законом срок не принимала, объективных причин, препятствующих обращению за защитой нарушенного права не приведено.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Как установлено судами в ходе рассмотрения спора Инспекцией своевременно начислено и выплачено денежное содержание в период нахождения истицы в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения ФИО1 в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитывались премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за период работы с марта 2019 года по февраль 2020 года.
Также суды пришли к правомерному выводу, что поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами работодателя материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка (денежного содержания) для расчета отпускных.
Вместе с тем, судом указано, что истец имеет право на перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск за 2020 год, поскольку срок, установленный ч. 2 ст. 392 ТК РФ, на момент обращения заявителя в суд, истек.
Также нижестоящие суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления на спорную выплату районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.
Статьей 313 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Положению "О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области", утвержденному приказом УФНС по Мурманской области N 04-05/40 от09.02.2010, на все виды единовременных поощрений полярные надбавки и районный коэффициент не начисляются.
Кроме того, как установлено судами, спорная выплата дополнительного материального стимулирования не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а осуществлялась в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного органа управления" и имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то оснований для начисления на спорную выплату районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.