Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 14 сентября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Седых С.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии, по кассационным жалобам Седых С.Н, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на решение Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Седых С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (правопреемнику Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ)) в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии.
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июля 2021 года, на ГУ-УПФ РФ в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж Седых С.Н. периоды: с 1 апреля 1994 года по 6 апреля 1994 года, с 26 января 1995 года по 31 января 1995 года, с 15 марта 1995 года по 15 августа 1995 года, с 15 ноября 1995 года по 15 марта 1996 года, произвести перерасчет страховой пенсии Седых С.Н. с 1 июля 2020 года, с учетом включения в страховой стаж периодов с 1 апреля 1994 года по 6 апреля 1994 года, с 26 января 1995 года по 31 января 1995 года, с 15 марта 1995 года по 15 августа 1995 года, с 15 ноября 1995 года по 15 марта1996 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Седых С.Н. отказано.
В кассационной жалобе Седых С.Н. просит решение Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июля 2021 года отменить, принять новое решение, в связи с несоответствием выводом суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Государственного учреждения-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области в кассационной жалобе просит решение Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июля 2021 года в части признания права на перерасчет пенсии с 1 июля 2020 года с учетом включения в страховой стаж периодов с 1 апреля 1994 года по 6 апреля 1994 года, с 26 января 1995 года по 31 января 1995 года, с 15 марта 1995 года по 15 августа 1995 года, с 15 ноября 1995 года по 15 марта1996 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске в обжалуемой части, в связи ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам, необоснованным включением периодов в страховой стаж.
Проверив законность и обоснованность решение суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационных жалобах (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 26 июля 2021 года подлежит отмене в части перерасчета страховой пенсии, по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.
Указанным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены в статье 8 указанного Федерального закона, согласно части 1 которой в редакции, действующей до 1 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (пункт 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015).
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
На основании части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.
Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 02 ноября 1992 года N 1-94-У утверждена Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж".
В соответствии с данной Инструкцией, время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий (пункт 1.1), учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию места отбывания наказания и производится по итогам календарного года (пункт 1.2), в общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду (пункт 1.3), общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией учреждения (пункт 1.4).
Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительно-трудового учреждения (пункт 2.1).
Сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного месяца времени (сумма рабочих часов переводится в число рабочих дней), уровне выполнения им норм (заданий) и средней заработной плате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета (пункт 3.1).
Впервые положения части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, были приняты на основании Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1.
В связи с внесением изменений в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, норма которой соответствует норме части 3 статьи 104 Уголовного-исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 2 ноября 1992 N 1-94-У была принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в пункте 1.1 которой также указано о том, что положение части 6 статьи 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 1 сентября 1992 года.
До внесения изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (действовавший в редакции Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года, от 4 марта 1983 года и от 18 сентября 1985 года) часть 6 статьи 38 и часть 3 статьи 66 предусматривали, что при условии добросовестной работы и примерного поведения осужденным, отбывшим наказание в колониях-поселениях, суд по совместному ходатайству органа, ведающего исполнением наказания, и наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, может включить время их работы в колониях-поселениях в общий трудовой стаж.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 29 сентября 2019 года Седых С.Н. является получателем пенсии по старости.
Седых С.Н. неоднократно был осужден к лишению свободы, в связи с чем находился в местах лишения свободы: с 7 февраля 1984 года по 6 июня 1984 года в СИ-1 города Липецка; с 7 июня 1984 года по 15 мая 1986 года в ИТК-2 города Липецка; с 15 мая 1986 года по 16 августа 1986 года в ИТК-1 города Усмань; с 17 августа 1986 года по 7 февраля 1987 года в ИТК-2 города Липецка; с 21 мая 1987 года по 21 июня 1987 года в СИ-1 города Липецка; с 22 июня 1987 года по 21 января 1988 года в ИТК-5 города Липецка; с 22 января 1988 года по 3 марта 1988 года в Т-1 города Липецка; с 4 марта 1988 года по 20 мая 1989 года в ИТК-5 города Липецка; с 30 марта 1993 года по 4 ноября 1993 года в Т-1 города Липецка; с 5 ноября 1993 года по 5 марта 1994 года в ИТК-5 города Липецка; с 6 марта 1994 года по 25 марта 1995 года в УЮ-400/5 Тульской области; с 30 марта 1993 года по 4 ноября 1993 года в ИТК-6 города Липецка.
Седых С.Н. 15 июня 2020 года обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии.
Решением ГУ-УПФ РФ в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) N 5480 от 3 июля 2020 года Седых С.Н. отказано в перерасчете пенсии, в связи с отсутствием сведений о периодах работы истца в местах лишения свободы, месте работы, должности.
30 ноября 2020 года Седых С.Н. вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, в связи с чем ответчик истребовал сведения о периодах работы истца в исправительных учреждениях во время отбывания наказания в виде лишения свободы после 1 сентября 1992 года, то есть за период с 1993 года по 1996 год.
После получения ответов на запрос из мест лишения свободы, ГУ-УПФ РФ в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) принято решение о включении периодов в страховой стаж истца и произведен перерасчет назначенной истцу пенсии с 1 марта 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периодов работы истца с 7 июня 1984 года по 7 февраля 1987 года, с 22 июня 1987 года по 20 мая 1989 года, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что периоды работы истца в местах лишения свободы за периоды до 1 сентября 1992 года не подлежат включению в страховой стаж при назначении пенсии, поскольку согласно положениям статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, действующей в спорный период, время отбывания наказания в местах лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного, не засчитывалось.
Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 года, а основанием для включения времени работы в период отбывания наказания в местах лишения свободы до 1 сентября 1992 года являлось решение суда, вынесенное по совместному ходатайству органа, ведующего исполнением наказания, и наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов трудящихся. Установив, что такое решение не принималось, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Принимая решение о возложении на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж Седых С.Н. периоды с 1 апреля 1994 года по 6 апреля 1994 года, с 26 января 1995 года по 31 января 1995 года, с 15 марта 1995 года по 15 августа 1995 года, с 15 ноября 1995 года по 15 марта 1996 года и произвести перерасчет страховой пенсии, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела справки, выданные исправительными учреждениями, исходил из наличия доказательств, свидетельствующих о работе истца в местах лишения свободы в заявленный период.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выше выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе пенсионного органа доводы об отсутствии оснований для перерасчета пенсии и доводы Седых С.Н. о необходимости включения в страховой стаж периодов до 1992 года, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты.
Отказывая в удовлетворении требований Седых С.Н. о перерасчете пенсии с момента ее назначения с 29 сентября 2019 года, суд первой инстанции указал на то, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии истцом не были представлены сведения о судимостях в спорные периоды времени, что подтверждается уведомлением от 30 августа 2019 года о приложенных к заявлению о назначении страховой пенсии Седых С.Н. документах, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для включения спорных периодов в страховой стаж, либо истребования уточненных данных о работе истца в спорные периоды.
Определяя дату перерасчета пенсии, суд исходил из того, что поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии (15 июня 2020 года) Седых С.Н. имел право на включение периодов с 1 апреля 1994 года по 6 апреля 1994 года, с 26 января 1995 года по 31 января 1995 года, с 15 марта 1995 года по 15 августа 1995 года, с 15 ноября 1995 года по 15 марта 1996 года в страховой стаж, перерасчет пенсии подлежит с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято его заявление о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения, а именно с 1 июля 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда в части определения даты перерасчета пенсии, неправильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Седых С.Н. об отказе в перерасчете пенсии с момента обращения с сентября 2019 года неправильно применили к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, не учли разъяснения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего сделали не соответствующий закону вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности пересчитать пенсию Седых С.Н. по старости.
В связи с неправильным применением норм материального права, суды не установили обстоятельства, имеющие значение для дела и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Седых С.Н. о назначении пенсии, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов работы.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
В силу статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Из материалов дела следует, что 30 августа 2019 года Седых С.Н. обращался в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области с заявлением о назначении пенсии по старости. Совместно с заявлением, согласно уведомлению, истец представил справку военного комиссариата, справки учреждений. Пенсионным органом на заявителя возложена обязанность представить справки о заработной плате за периоды с 4 августа 1975 года по 1 марта 1976 года, с 3 марта 1976 года по 15 мая 1976 года, с 20 января 1997 года по 3 ноября 1977 года, с 6 августа 1981 года по 2 июня 1983 года, с 30 апреля 1987 года по 20 мая 1987 года, с 13 июня 1989 года по 22 декабря 1992 года, с 5 августа 1993 года по 19 марта 1996 года.
Принимая решение от 2 декабря 2019 года о назначении пенсии пенсионным органом не были учтены в страховой стаж периоды работы, которые включены настоящим решением суда.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N2920-О, от 24 апреля 2018 года N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
Из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
При рассмотрении исковых требований Седых С.Н. приведенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судами первой и апелляционной инстанций применены не были.
Суды не дали оценку действиям ответчика, которым не были учтены спорные периоды работы истца в страховой стаж, что привело к повторному обращению в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии и свидетельствует о нарушении пенсионных прав истца, подлежащих защите в судебном порядке.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Седых С.Н, возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе, обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Седых С.Н, как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, необходимо ему предоставить с целью назначения пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы; что влияло на определение периода перерасчета пенсии.
Выводы суда об отсутствии у пенсионного органа оснований для включения спорных периодов в страховой стаж либо истребования уточненных данных о работе истца в спорные периоды по причине не представления истцом сведений о судимостях в спорные периоды, являются необоснованными, поскольку именно на ответчика возложена обязанность достоверно определить периоды для назначения пенсии, необходимые для этого документы и в случае необходимости оказать содействие в истребовании документов.
Вследствие неправильного применения норм материального права суды первой и апелляционной инстанций не определили и не установили юридически значимое для правильного разрешения данного спора обстоятельство, а именно, с какого дня подлежит перерасчету назначенная пенсия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда в части оставления без изменения решения суда первой инстанции о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 1 июля 2020 года, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 июля 2020 года в части оставления без изменения решения Правобережного районного суда города Липецка от 26 апреля 2021 года суда о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 1 июля 2020 года отменить, направить гражданское дело в отмененной части на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.