Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гришиной Г.Н, судей Харебиной Г.А, Пономаревой Е.И, при помощнике судьи Долдо А.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-251/2021 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Промышленный округ Ступино Квадрат" на решение Московского областного суда от 25 августа 2021 г, с учётом определений суда об исправлении описки от 9 сентября 2021 г, от 14 сентября 2021 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Промышленный округ Ступино Квадрат" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Гришиной Г.Н, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Промышленный округ Ступино Квадрат" по доверенности Сахарова О.В, просившего об отмене решения суда, возражения представителя Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности Парамзина А.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Промышленный округ Ступино Квадрат" (далее по тексту - ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", "адрес":
- с кадастровым номером N:71814, общей площадью 154 744 кв.м.;
- с кадастровым номером N:133, общей площадью 290 775 кв.м.;
- с кадастровым номером N:134, общей площадью 61 052 кв.м.;
- с кадастровым номером N:135, общей площадью 248 838 кв.м.;
- с кадастровым номером N:137, общей площадью 411 715 кв.м.;
- с кадастровым номером N:138, общей площадью 34 116 кв.м.;
- с кадастровым номером N:139, общей площадью 26 529 кв.м.;
- с кадастровым номером N:140, общей площадью 337 121 кв.м.;
- с кадастровым номером N:141, общей площадью 66 211 кв.м.;
- с кадастровым номером N:142, общей площадью 115 339 кв.м.;
- с кадастровым номером N:144, общей площадью 210 490 кв.м.;
- с кадастровым номером N:145, общей площадью 75 350 кв.м.;
- с кадастровым номером N:149, общей площадью 80 136 кв.м.;
- с кадастровым номером N:156, общей площадью 117 995 кв.м.;
- с кадастровым номером N:157, общей площадью 247 482 кв.м.;
- с кадастровым номером N:4265, общей площадью 45 320 кв.м.;
- с кадастровым номером N:474, общей площадью 190 988 кв.м.;
- с кадастровым номером N:489, общей площадью 34 854 кв.м.;
- с кадастровым номером N:492, общей площадью 19 800 кв.м.;
- с кадастровым номером N:158, общей площадью 88 783 кв.м.;
- с кадастровым номером N:186, общей площадью 237 204 кв.м, 17 земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. и 2 последних земельных участка по состоянию на 11 декабря 2018 г. равной их рыночной стоимости, установленной в рамках отчета ООО " "данные изъяты"" от 2 октября 2020 г. N 0708/2020.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость по состоянию на дату оценки, что затрагивает права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Московского областного суда от 12 июля 2021 г, с учетом определений суда об исправлении описки от 9 сентября 2021 г. и от 14 сентября 2021 г, административное исковое заявление ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной по состоянию на 1 января 2018 г, которая составила для земельного участка с кадастровым номером N:133 в размере 411 933 613 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:135 в размере 364 001 792 рубля; для земельного участка с кадастровым номером N:137 в размере 542 194 204 рубля; для земельного участка с кадастровым номером N:140 в размере 463 105 302 рубля; для земельного участка с кадастровым номером в размере N:142 в размере 196 601 709 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:144 в размере 318 559 385 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:145 в размере 148 336 571 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:149 в размере 155 909 511 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:156 в размере 200 243 395 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:157 в размере 362 423 181 рубля; для земельного участка с кадастровым номером N:4265 в размере 104 163 952 рубля; для земельного участка с кадастровым номером N:474 в размере 294 755 807 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:71814 в размере 249 035 325 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:158 в размере 90 446 454 рублей. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N:186 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 11 декабря 2018 г. равной рыночной стоимости в размере 187 125 818 рублей.
В отношении участков с кадастровыми номерами N:134, N:138, N:139, N:141, N:489, N:492, в установлении кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости отказано.
Не согласившись с вынесенным судом решением ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" подана апелляционная жалоба.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат", считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и норм процессуального права по мотивам того, что в основу выводов суда о размере рыночной стоимости объектов недвижимости положены экспертное заключение и дополнительное экспертное заключение, содержащие нарушения требований законодательства об оценочной деятельности, просит отменить решение Московского областного суда от 25 августа 2021 г. и принять по административному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Представители ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Ступинского района, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" на праве собственности принадлежит:
земельный участок с кадастровым номером 50:33:0000000:71814, общей площадью 154 744 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 300 532 964, 72 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:133, общей площадью 290 775 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 580 107 756 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:134, общей площадью 61 052 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 121 801 182, 08 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:135, общей площадью 248 838 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 496 441 763, 52 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:137, общей площадью 411 715 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 821 387 893 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:138, общей площадью 34 116 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 68 062 784, 64 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:139, общей площадью 26 529 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 62 193 791, 73 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:140, общей площадью 337 121 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 672 569 879, 84 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:141, общей площадью 66 211 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 132 093 593, 44 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:142, общей площадью 115 339 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 230 105 918, 56 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:144, общей площадью 210 490 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 493 466 441, 30 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:145, общей площадью 75 350 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 176 648 279, 50 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:149, общей площадью 80 136 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 187 868 434, 32 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:156, общей площадью 117 995 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 230 419 456, 05 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:157, общей площадью 247 482 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 485 727 971, 76 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:4265, общей площадью 45 320 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 106 246 848, 40 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:474, общей площадью 190 988 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 447 332 093, 60 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:489, общей площадью 34 854 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 81 710 671, 98 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:492, общей площадью 19 800 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 46 418 526 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:158, общей площадью 88 783 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого определена 29 марта 2019 г. N 004д по состоянию на 11 декабря 2018 г. в размере 217 569 844, 14 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N:186, общей площадью 237 204 кв.м, категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость которого определена 29 марта 2019 г. N 004д по состоянию на 11 декабря 2018 г. в размере 448 118 680, 68 рублей.
В силу положений статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке от 2 октября 2020 г..N 0708/2020, выполненный ООО "Оценка для Бизнеса", согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:71814 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 34 297 460, 16 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:133 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 66 302 515, 50 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:134 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 13 921 077, 04 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:135 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 56 740 040, 76 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:137 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 93 879 254, 30 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:138 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 8 323 621, 68 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:139 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 6 472 545, 42 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:140 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 76 870 330, 42 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:141 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 15 097 432, 22 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:142 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 26 299 598, 78 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:144 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 47 995 929, 80 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:145 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 17 181 307 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:149 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 18 272 610, 72 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:156 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 26 541 795, 30 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:157 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 56 430 845, 64 рублей; земельного участка с
кадастровым номером N:4265 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 11 057 173, 60 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:474 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 43 549 083, 76 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:489 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 8 503 678, 92 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:492 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 4 830 804 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:158 по состоянию на 11 декабря 2018 г..составляет 7 835 099, 75 рублей; земельного участка с кадастровым номером N:186 по состоянию на 11 декабря 2018 г..составляет 18 143 733, 96 рублей.
В целях проверки представленных в материалы административного дела отчета об оценке на соответствие его законодательству об оценочной деятельности суд первой инстанции на основании определения Московского областного суда от 1 декабря 2020 г. назначил судебную оценочную экспертизу, поручив ее производство эксперту ООО " "данные изъяты"" ФИО8.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 19 февраля 2021 г. N СЭ-21/2021, выполненному экспертом ООО " "данные изъяты"" ФИО9, оценщиком при составлении отчета об оценке объектов недвижимости допущено нарушение требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов недвижимости и иные нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины их рыночной стоимости; определена рыночная стоимость оспариваемых земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г, на 11 декабря 2018 г.
В связи с наличием возражений ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат", ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки", а также в соответствии с тем, что в судебном заседании суда первой инстанции эксперт ФИО10. признал наличие допущенных технических ошибок и неточностей при расчете абсолютной валовой корректировки, согласился с нарушениями допущенными при расчете стоимости строительства надземного не отапливаемого паркинга объекта аналога машиноместа в подземном отапливаемом паркинге, определением Московского областного суда от 18 мая 2021 г. была назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза.
Заключением дополнительной судебной оценочной экспертизы ООО " "данные изъяты"" от 19 июля 2021 г..N СЭ-21Д/2021, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:71814 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 249 035 325 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:133 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 411 933 613 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:134 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 132 440 682 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:135 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 364 001 792 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:137 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 542 194 204 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:138 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 82 769 026 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:139 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 67 467 408 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:140 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 463 105 302 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:141 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 141 361 282 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:142 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 196 601 709 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:144 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 318 559 385 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:145 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 148 336 571 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:149 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 155 909 511 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:156 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 200 243 395 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:157
по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 362 423 181 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:4265 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 104 163 952 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:474 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 294 755 807 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:489 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 84 218 511 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:492 по состоянию на 1 января 2018 г..составляет 53 145 702 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:158 по состоянию на 11 декабря 2018 г..составляет 90 446 464 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:186 по состоянию на 11 декабря 2018 г..составляет 187 125 818 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельных участков на основании заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, иные сведения, имеющие существенное значение.
В удовлетворении требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N:134, N:141, N:489, N:492, N:138, N:139 судом отказано, поскольку их рыночная стоимость на дату оценки превышает кадастровую стоимость.
Анализ текста апелляционной жалобы не выявил доводов, которые бы позволили не согласиться с таким выводом суда.
Принимая заключение судебной оценочной экспертизы и дополнительной судебной оценочной экспертизы, с учетом письменных пояснений эксперта и его допроса в судебном заседании суда первой инстанции, в качестве достоверного и допустимого доказательства в обоснование выводов о кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости, суд первой инстанции исходил из того, что выводы дополнительной судебной экспертизы мотивированы, научно обоснованы, исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, эксперт провел анализ рынка недвижимости, к которым относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении их рыночной стоимости; им проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений; содержащиеся в заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
Доказательства, подтверждающие недостоверность выводов эксперта относительно величины рыночной стоимости объектов оценки, о неправильности произведенных расчетов, а также о недостоверности использованной оценщиком информации, как об объектах оценки, так и принятых объектах-аналогах в заключении дополнительной судебной оценочной экспертизы, не представлены.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, а также соответствует критериям, предъявляемым положениями статей 3, 4 Закона об оценочной деятельности.
Вопреки доводам жалобы при определении рыночной стоимости исследуемых земельных участков экспертом были проанализированы открытые источники информации о ценах предложений к продаже земельных участков, различные интернет-ресурсы с объявлениями о продаже земельных участков на дату оценки (страницы 31-33 дополнительного заключения эксперта). По результатам анализа данных источников, экспертом проанализирована выборка объявлений о продаже участков, размещенных до 11 декабря 2018 г. В выборке на страницах 32-33 дополнительного заключения эксперта представлены участки, расположенные в населенных пунктах Московской области и сопоставимые по виду разрешенного использования с исследуемыми объектами. Средний уровень цен на сопоставимые объекты: 135 000 - 600 000 рублей/сотка без учета скидки на торг.
Использование объектов N 3, 4, по мнению эксперта, в расчетах могло привести к существенной погрешности, так как данные объекты представляют собой объекты с минимальным и максимальным удельными показателями стоимости. Объект-аналог N 6 не использовался в расчетах, так как расположен в отличном от объектов исследования направлении Московской области. Аналог N 5 не использовался в расчетах, так как на участке имеются коммуникации, а также в тексте объявлений по аналогу к продаже предлагается участок площадью 12 га, однако по данным ПКК участок имеет площадь 10, 53 га и является размежеванным земельным участком. Таким образом, в качестве аналогов отобраны объекты N N 1, 2, 7. Средний уровень цен на сопоставимые объекты: 250 000 - 589 827 рублей/сотка без учета скидки на торг.
Земельных участков с характеристиками, аналогичными исследуемым, содержится в открытом доступе ограниченное количество, что обусловило незначительную выборку объектов для сравнительного анализа. По мнению эксперта, по результатам анализа указанных выше источников было отобрано достаточное количество образцов для проведения расчетов методом последовательных корректировок в рамках сравнительного подхода после результатов обработки первичной выборки.
Как следствие, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о нарушениях при назначении и производстве экспертизы в ходе рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не нашли, оснований для переоценки экспертного заключения, которое подвергается апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы аналогичны доводам, которые проверялись судом первой инстанции и справедливо с учетом допроса эксперта в судебном заседании, не признаны в качестве оснований, позволяющих усомниться в выводах эксперта, поскольку не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения, что находит отражение в судебном акте.
На все представленные по административному делу замечания (совпадающие с доводами апелляционной жалобы) экспертом даны ответы, содержащие опровержения утверждений административного истца о порочности экспертного заключения, со ссылкой на нормы действующего законодательства об оценочной деятельности, а также требования федеральных стандартов оценки, примененные при производстве экспертизы.
Между тем судебная коллегия полагает необходимым судебный акт в части установления кадастровой стоимости равной рыночной объектов недвижимости с кадастровыми номерами N:138, N:139, в части отказа в установлении кадастровой стоимости равной рыночной объекта недвижимости с кадастровым номером N:158 отменить.
В силу части 1 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.
Суд, принявший решение по административному делу, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может исправить допущенные в этом решении описки, опечатки, явные арифметические ошибки независимо от того, вступило ли решение суда в законную силу (часть 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Определением Московского областного суда от 9 сентября 2021 г. исправлена описка в решении суда, а именно: исключено из абзаца 2 резолютивной части решения суда на странице 13 указание на установление стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N:138, N:139.
Определением Московского областного суда от 14 сентября 2021 г. исправлена описка в решение суда, а именно: исключено из абзаца 3 на странице 12 и из абзаца 1 на странице 13 мотивировочной части решения указание на земельный участок с кадастровым номером N:158. Исключено из абзаца 2 резолютивной части решения суда на странице 14 указание на участок с кадастровым номером N:158, дополнен абзац 2 резолютивной части решения на странице 13 строкой ": с кадастровым номером N:158 в размере 90 446 464.00 рублей". Абзац 2 резолютивной части решения суда на странице 14 дополнен указанием на земельные участки с кадастровыми номерами N:138, N:139. По всему тексту решения суда кадастровый номер N:14265 исправлен на: N:4265.
Суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришёл к выводу об исправлении описок, поскольку, по мнению суда, неверное указание в резолютивной части решения на установление кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N:138 в размере 82 769 026 рублей и N:139 в размере 67 467 408 рублей по состоянию на 1 января 2018 г. (превышает ранее установленную их кадастровую стоимость), а также отказ в установлении кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N:158 в размере 90 446 464 рублей (ниже ранее установленной его кадастровой стоимости) является опиской, ее исправление не влечет изменения принятого по делу решения.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными ввиду следующего.
Исправляя описки, в определениях суда от 30 августа 2021 г, от 14 сентября 2021 г, суд первой инстанции отказал в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N:138 и N:139 по состоянию на 1 января 2018 г, а также установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N:158 в размере 90 446 464 рублей, то есть, фактически изменил решение суда от 25 августа 2021 г, что является недопустимым.
Фактически суд первой инстанции в решении Московского областного суда от 25 августа 2021 г. допустил ошибки, которые не могут свидетельствовать о том, что в данном решении содержатся какие-либо описки, опечатки, поскольку при изготовлении решения судом первой инстанции не допущено искажения слов или смысла отдельных частей судебного акта. В данном случае исправление описки влечет за собой изменение решения суда по существу.
Часть исправлений, которые содержатся в определениях суда от 9 сентября 2021 г. и 14 сентября 2021 г, не являются исправлениями, которые в силу статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации можно исправить, а фактически являются изменением судебного решения от 25 августа 2021 г. Однако закон не предполагает его произвольное применение судом и закрепляет общее правило, согласно которому судебное решение обладает свойством неизменности, предоставляя суду возможность в целях процессуальной экономии и решения задач административного судопроизводства исправить только описки или явные арифметические ошибки в судебном постановлении. Исправление описки не должно приводить к изменению сущности и содержания решения суда.
Заявляя о наличии в решении суда описки, Общество фактически выражает несогласие с его законностью. Вместе с тем для проверки законности судебных актов институт исправления описок, опечаток и явных арифметических ошибок неприменим. Не вступившие в законную силу решения и определения Московского областного суда, принятые им по первой инстанции, могут быть пересмотрены в порядке апелляционного рассмотрения апелляционными судами общей юрисдикции (34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, суд первой инстанции при рассмотрении административного дела вышеприведенные обстоятельства и нормы процессуального права не учёл.
Как указано выше, дополнительной судебной оценочной экспертизой ООО " "данные изъяты"" от 19 июля 2021 г. N СЭ-21Д/2021 установлена рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером N:138 в размере 82 769 026 рублей; для земельного участка с кадастровым номером N:139 в размере 67 467 408 рублей, что превышает ранее установленную их кадастровую стоимость (68 062 784, 64 рублей и 62 193 791, 73 рублей соответственно), и тем самым нарушает права административного истца, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отказа административному истцу в удовлетворении административного иска в данной части.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 20-П в силу требований Конституции Российской Федерации, предъявляемых к обеспечению исполнения обязанности платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) и осуществления права на судебную защиту (статья 46) на основе общеправовых принципов равенства и справедливости, сама процедура судебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в любом случае не сводится к реализации обратившимся в суд лицом права на ее установление в размере, равном рыночной стоимости этого объекта, а предполагает проверку законности решений и действий, связанных с таким установлением, и обеспечение судебной защиты оспоренных или нарушенных прав.
При этом общее правило, возлагающее обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), корректируется обращенным к административному истцу требованием доказать основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, включая, соответственно, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 5 статьи 247 и пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости по сравнению с рыночной стоимостью вышеуказанных земельных участков не нашел своего подтверждения, равно как факт нарушения данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика земельного налога, а целью обращения административного истца в суд являлось именно снижение обязательств, в связи с завышением суммы налоговых платежей, а не установление факта рыночной стоимости земельных участков в определенном размере.
Таким образом, установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, превышающей установленную кадастровую стоимость, приведет к ухудшению финансового положения административного истца, как плательщика земельного налога, что, исходя из положений налогового законодательства, недопустимо.
Кроме того, дополнительной судебной оценочной экспертизой ООО " "данные изъяты"" от 19 июля 2021 г. N СЭ-21Д/2021 установлена по состоянию на 11 декабря 2018 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N:158, общей площадью 88 783 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости 90 446 464 рублей по состоянию на 11 декабря 2018 г. что ниже ранее установленной его кадастровой стоимости (217 569 488, 14). Таким образом, в данной части требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в части установления кадастровой стоимости равной рыночной объектов недвижимости с кадастровыми номерами N:138, N:139, в части отказа в установлении кадастровой стоимости равной рыночной объекта недвижимости с кадастровым номером N:158 подлежит отмене с принятием нового решением об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "Промышленный округ Ступино Квадрат" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:138, общей площадью 34 116 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N:139, общей площадью 26 529 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной; об удовлетворении административного искового заявления административного истца об установлении по состоянию на 11 декабря 2018 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:158, общей площадью 88 783 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 90 446 464 рублей (пункт 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В остальной части обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 25 августа 2021 г, с учётом определений суда об исправлении описки от 9 сентября 2021 г, от 14 сентября 2021 г, в части установления кадастровой стоимости равной рыночной объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:33:0030466:138, 50:33:0030466:139, в части отказа в установлении кадастровой стоимости равной рыночной объекта недвижимости с кадастровым номером 50:33:0030466:158 - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Промышленный округ Ступино Квадрат" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030466:138, 50:33:0030466:139 в размере рыночной - отказать.
Установить по состоянию на 11 декабря 2018 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030466:158, общей площадью 88 783 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, городское поселение Жилево, д. Петрово, АОЗТ "Колычево", в размере равном его рыночной стоимости 90 446 464 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленный округ Ступино Квадрат" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.