Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Толкачёвой Аллы Васильевны на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г. по административному делу N 2а-118/2021 и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 3 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению "звание" Темирханова Тамерлана Османовича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неначислением дохода от инвестирования накоплений (далее - инвестдохода) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) на его именной накопительный счет (далее - ИНС).
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, удовлетворён административный иск Темирханова с требованиями о признании незаконными действий и решений от имени административных соответчиков, которые повлекли начисление денежных средств на именном накопительном счёте административного истца без учёта доходов от инвестирования за период с ноября 2008 г. до декабря 2019 г. вследствие несвоевременного включения его в реестр участников НИС.
Признав оспоренные действия незаконными, суд в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчёт величины инвестиционного дохода, который был бы начислен административному истцу в случае своевременного включения в реестр участников НИС за период с ноября 2008 г. по декабрь 2019 г, а Минобороны России - произвести перечисление для учёта на ИНС Темирханова суммы неначисленного административному истцу инвестиционного дохода за указанный период в определённом ФГКУ "Росвоенипотека" размере.
Представитель Минобороны России Толкачёва просит в кассационной жалобе, поданной 20 октября 2021 г, отменить постановленные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, которое привело к принятию неправильных судебных актов, и полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на судебную практику, полагает, что административным истцом пропущен процессуальный срок для защиты своих прав, предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), поскольку об их нарушении ему стало известно не позднее 20 апреля 2020 г. при неоднократном доведении командиром войсковой части N. до административного истца уведомлений и при ознакомлении с личной карточкой участника НИС о его включении в реестр участников НИС с 10 декабря 2019 г, в связи с чем он имел право выяснить последствия этого несвоевременного включения. При этом Толкачева обращает внимание на наличие у административного истца права на самостоятельное получение сведений о средствах, учтенных на его ИНС.
Далее Толкачева, анализируя нормы Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), Правила ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Правила), делает вывод о том, что получение дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения возможно только в случае наличия у участника НИС открытого ИНС, а поскольку Темирханов в спорный период не был включен в реестр участников НИС, и у него не был открыт ИНС, поэтому оснований для перерасчета доходов от инвестирования накоплений военнослужащему не имеется. В свою очередь, законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС за периоды, когда они не были включены в упомянутый реестр.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами административного дела подтверждается, что Темирханов проходит военную службу по контракту "данные изъяты". При этом первый контракт о прохождении военной службы заключён им 13 мая 2005 г, а второй - 13 мая 2008 г. В период прохождения военной службы 31 октября 2008 г. Темирханову присвоено воинское звание "звание", а 25 января 2010 г. - "звание"
При таких обстоятельствах Темирханов на основании пункта 3 части 2 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" подлежал включению в обязательном порядке в реестр участников НИС.
Несвоевременное включение Темирханова в реестр участников НИС произошло по независящим от административного истца обстоятельствам.
В указанный реестр Темирханов включён 10 декабря 2019 г, с указанием датой возникновения основания для включения в такой реестр 31 октября 2008 г. Однако при этом ему не произведено начислений инвестиционного дохода, который был бы учтён на ИНС административного истца в случае своевременного включения его в реестр участников НИС.
С личной карточкой участника НИС Темирханов ознакомлен 6 марта 2020 г, а о включении в реестр участников НИС уведомлен 15 апреля и 3 ноября 2020 г.
На основании рапорта военнослужащего от 10 ноября 2020 г, на ИНС административного истца 20 февраля 2021 г. были перечислены накопления и инвестиционный доход, полученный с января 2020 г. При этом ИНС участника НИС Темирханову закрыт не был и из реестра участников НИС он не исключён.
Дав надлежащую оценку юридически значимым обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций верно сочли установленным, что учёт на ИНС Тимерханова накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС и до дня включения в названный реестр произведён с нарушением требований закона, которое повлекло, в том числе, нарушение права административного истца на учёт дохода от инвестирования накоплений за указанный период.
Суды первой и апелляционной инстанций, анализируя в оспариваемых судебных постановлениях положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), частей 1, 4 и 6 статьи 5 и статьи 7 и 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих "данные изъяты", утвержденный приказом от 14 марта 2017 г. N 79, пришли к обоснованному выводу о правомерности требований административного истца и возложении обязанности по восстановлению его прав на Минобороны РФ и ФГКУ "Росвоенипотека".
Поскольку Темирханов подлежал обязательному включению в реестр участников НИС, он имел право с 31 октября 2008 г. на зачисление на его ИНС денежных средств в размере дохода от инвестирования. Согласно Правилам, ИНС участника НИС включает в себя, в том числе, размер доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. В связи с этим его требования, связанные с зачислением на его ИНС указанных денежных средств за период, когда он в связи с нераспорядительностью должностных лиц не состоял в реестре участников НИС, являются правомерными.
При этом суждения представителя Минобороны России об отсутствии оснований для перерасчета административному истцу инвестиционного дохода за спорный период, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено его начисление на счета участников НИС за периоды, когда они не были включены в упомянутый реестр, являются ошибочными.
Вопреки установленным для военнослужащих в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, Темирханов поставлен в неравные условия с теми военнослужащими, которые обладают сходными правами на жилищное обеспечение, но в отношении которых подобных нарушений не было допущено, поэтому его нарушенные права подлежат восстановлению в полном объеме.
При этом отсутствие в прямой постановке регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, то есть регламентации механизма действий в случае реализации ненадлежащим образом прав военнослужащих, которые гарантированы законом, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, являющейся, в силу статьи 3 КАС РФ, задачей административного судопроизводства.
Выводы судебных инстанций относительно порядка осуществления каждым из административных соответчиков действий по восстановлению нарушенных прав административного истца основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449, которым на Минобороны России возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" уполномоченный федеральный орган оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников; проводит учет накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников; осуществляет реализацию мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях сохранности накоплений для жилищного обеспечения, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний; представляет ежегодно в Правительство Российской Федерации отчетность о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников, о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, об использовании накоплений для жилищного обеспечения; выплачивает участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей накопления для жилищного обеспечения после возникновения права на их использование; определяет в соответствии с настоящим Федеральным законом требования к инвестиционной декларации управляющей компании, в том числе структуру инвестиционного портфеля; осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением об уполномоченном федеральном органе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Что касается доводов автора кассационной жалобы о пропуске Темирхановым установленного статьей 219 КАС РФ срока на обращение в суд, то он был предметом рассмотрения и правомерно отвергнут судами, поскольку административный истец продолжает проходить военную службу, является участником НИС и ИНС ему не закрыт, в связи с чем он вправе требовать устранения нарушений его прав, связанных с реализацией данного правового статуса, ранее возникшего и в настоящее время не утраченного.
Ссылка в кассационной жалобе на иные судебные акты несостоятельна, поскольку эти постановления принимались по другому спору, при участии иных лиц и при иных обстоятельствах, в связи с этим не носят преюдициального характера при разрешении настоящего дела.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 199, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 23 июня 2021 г и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 3 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению "звание" Темирханова Тамерлана Османовича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Толкачёвой Аллы Васильевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 14 декабря 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.