Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьева В.Н, судей Баера Е.А, Кравченко Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 75RS0025-01-2021-001076-56 по иску военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 28 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2021 г, заслушав доклад судьи Кравченко Н.Н, объяснения прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Обращаясь в суд, врио военного прокурора Борзинского гарнизона ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, указывая, что на территории военного городка N12 (с. Бильчиртуй Могойтуйского района Забайкальского края), расположена котельная инв. N7 и ее тепловые сети, построенная и введенная в эксплуатацию в 1999 году, которая обеспечивает тепловой энергией объекты военной инфраструктуры. Согласно результатам ежегодных осенних (весенних) осмотров за 2020 год котельная, ее оборудование и тепловые сети требуют проведения капитального ремонта. Однако до настоящего времени ремонтные работы не проведены, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций. С 2017 года котельная и ее тепловые сети закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств для подготовки к отопительному периоду 2021-2022 годов на капитальный ремонт котельной инв. N7 и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке "адрес"), связанный с заменой оконных и дверных проемов, кровли; заменой инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения здания); заменой котлов КВТ-2 - 2 шт.; заменой насосов марки К45/30 - 2 шт.; заменой насоса марки К8/18 - 1 шт.; заменой электрооборудования и силовых электрокабелей; заменой 322 м. трубопровода диаметром 157 мм.; возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить капитальный ремонт котельной N7 и ее тепловых сетей в объеме, определенном актом весеннего осмотра и ведомостью дефектов от 2020 г, оформленными должностными лицами производственного участка N9/5 службы N9, утвержденными командованием в/ч 59313-83.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 28 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2021 г, возложена обязанность на Минобороны России выделить лимиты бюджетных средств для подготовки к отопительному периоду 2021-2022 г.г. на капитальный ремонт котельной инв. N7 и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке "адрес" связанный с заменой оконных и дверных проемов, кровли; заменой инженерных систем (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения здания); заменой котлов КВТ-2 - 2 шт.; заменой насосов марки К45/30 - 2шт.; заменой насоса марки K8/18 - 1 шт.; заменой электрооборудования и силовых электрокабелей, заменой 322 м. трубопровода диаметром 157 мм.; на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт котельной N7 и ее тепловых сетей, в объеме, определенном актом весеннего осмотра и ведомостью дефектов от 2020 г, оформленными должностными лицами производственного участка N9/5 службы N9, утверждёнными командованием в/ч N
В кассационной жалобе Министерством обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных. Приводятся доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных возражений по доводам кассационной жалобы не поступило.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца, проверив законность судебных постановлений, правильность применения и толкования судом норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
На основании п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.7 Федерального закона 30 декабря 2009 г. N384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент), строительные конструкции и основание здания должны обладать такой прочностью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения здания или его части.
Из ст.16 Технического регламента следует, что эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не должны достигать предельного состояния по прочности и устойчивости. Указанная статья определяет, что под предельным состоянием по прочности и устойчивости следует понимать разрушения любого характера.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания.
Статья 24 названного закона определяет, что при эксплуатации общественных помещений, зданий и сооружений должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами Российской Федерации.
В соответствии со ст.19 Технического регламента для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в зданиях и сооружениях должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения.
В соответствии со ст.36 Технического регламента безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством, в том числе, их технического обслуживания и текущих ремонтов.
Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190 "О теплоснабжении" гласит, что одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории военного городка "адрес" расположена котельная инв. N7 и ее тепловые сети, построенная и введенная в эксплуатацию в 1999 году. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N1141 вышеназванное недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Из ведомостей дефектов с подсчетом работ по капитальному и текущему ремонту от 14 апреля 2020 г, от 29 октября 2020 г, актов осмотра системы теплоснабжения от 14 апреля 2020 г, 29 октября 2020 г, перечня объектов, требующих капитального ремонта в 2021 году, тактико-технического задания на выполнение комплекса работ по объекту: "Реконструкция, модернизация и техническое перевооружение котельной инв. N7", военный городок N12, адрес: "адрес" утвержденного командующим войсками Восточного военного округа 19 марта 2021 г, следует, что котельная инв. N7 и ее тепловые сети, расположенная на территории военного городка "адрес", требует проведения капитального ремонта.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суд первой инстанции руководствуясь статьями 12, 210, 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N61-ФЗ "Об обороне", пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N1082, Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. N103, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N279, Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, пришел к выводу, что обязанность по проведению капитального ремонта котельной должна быть возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, а на Министерство обороны Российской Федерации должна быть возложена обязанность по выделению лимитов бюджетных средств на капитальный ремонт котельной и ее тепловых сетей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым судебная инстанция пришла к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в постановлениях судов и являются обоснованными.
Доводы жалобы о том, что при разрешении требований прокурора не был учтен судебными инстанциями регламент проведения капитального и текущего ремонта в Вооруженных Силах РФ, который подразумевает, что заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно лишь при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, тогда как лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства по ранее заключенным государственным контрактам; для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями, на основании результатов органами военного управления принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции или сносе; выполнение работ по капитальному ремонту возможно лишь после определения стоимости подлежащих выполнению работ; для установления состава и объема работ по капитальному ремонту, определения действительного технического состояния зданий и их элементов, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений, происходящих во времени, необходимо заключить государственный контракт с генподрядной организацией по обследованию сооружения объекта; по результатам обследования работ составляется техническое заключение, на основе которого заключается государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта; объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования плана капитального ремонта и заявочного плана капитального ремонта на соответствующий год; после составления актов осмотра, дефектных ведомостей и подтверждения характера работ определяется стоимость подлежащих выполнению работ путем составления локально-сметной документации; отсутствие
финансирования на проведение соответствующих мероприятий не являлось основанием для возложения судом на Министерство обязанности выделить лимиты бюджетных средств для проведения ремонтных работ, поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России как самостоятельное юридическое лицо обязано обеспечивать надлежащее содержание и обслуживание объекта, при этом реализация указанных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не ставится в зависимость от его финансирования; Министерство выделяет лимиты бюджетных средств на текущий, капитальный ремонты и реконструкцию зданий и сооружений ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России единовременно на текущий год, а не на каждый объект в отдельности; ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является получателем бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств, поэтому обязано выполнять капитальный ремонт объекта; понуждение Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Вооруженных Сил и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, нарушает принцип разделения властей, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, правомерно были отклонены судом апелляционной инстанции, с подробным изложением в апелляционном определении мотивов, по которым они подлежат отклонению, что соответствует положениям ч.3 ст.329 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права, сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Вопросы доказывания и оценки доказательств, на которых основаны доводы жалобы, не составляют оснований для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные доводы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 28 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 21 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Соловьев
Судьи Е.А. Баер
Н.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.