Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а-554/2021 (УИД 23OS0000-01-2020-001646-10) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дружба" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Дружба" на решение Краснодарского краевого суда от 21 мая 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Дружба" Зинченко Н.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дружба" (далее - ООО "Дружба") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 21476752 +/- 40550 кв. м, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 61950000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка. Определенная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка в размере 95571546, 4 рублей существенно превышает его рыночную стоимость, установленную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы" (далее - ООО "Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы") в отчете от 4 декабря 2020 г. N К-211/10, что нарушает права административного истца, являющегося плательщиком арендной платы, размер которой исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 мая 2021 г, постановленным в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной экспертизы; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 91920000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ООО "Дружба" подало на него апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование приведены доводы о том, что положенное в основу решения суда экспертное заключение вызывает сомнения в его достоверности и не могло служить доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка.
Относительно апелляционной жалобы административного истца департаментом имущественных отношений Краснодарского края представлен письменный отзыв, содержащий доводы о ее несостоятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 КАС РФ судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, административный истец на основании договора аренды от 22 мая 2015 г. N 8801000152 является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 21476752 +/- 40550 кв. м, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес"
Из представленного в материалы административного дела расчета арендной платы, являющегося приложением к договору аренды, следует, что плата за пользованием земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2019 г. и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 4 октября 2019 г. N 2092 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" в размере 95571546, 4 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 г.
Принимая во внимание, что ООО "Дружба" является арендатором вышеуказанного земельного участка, результаты определения его кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика арендной платы в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет от 4 декабря 2020 г. N К-211/10, выполненный оценщиком ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы" (далее - отчет об оценке), из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 г. составила 61950000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, исследовав отчет об оценке земельного участка, в связи с возникшими сомнениями в достоверности определенной в отчете об оценке рыночной стоимости, судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а в случае несоответствия - определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" (далее - ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС").
Согласно заключению эксперта ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" Р. от 20 февраля 2021 г. N К8-2344/2021 отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 91920000 рублей.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции принял обжалуемое решение, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с выводами эксперта.
С учетом выводов судебной оценочной экспертизы суд апелляционной инстанции находит обоснованным утверждение суда о невозможности использования отчета об оценке в качестве допустимого доказательства, объективно подтверждающего размер рыночной стоимость земельного участка. Выводы экспертного заключения в данной части сомнений не вызывают. Вместе с тем указанное заключение вызывает сомнения в его обоснованности в части определенного экспертом размера рыночной стоимости земельного участка.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в соответствии со статьями 7, 8 которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
При этом, в силу статьи 25 того же Федерального закона на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения. В заключении эксперта должны быть отражены предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объекта недвижимости, может считаться допустимым доказательством только в том случае, когда оно выполнено с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности, обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов.
При оценке представленного в материалы административного дела заключения эксперта от 20 февраля 2021 г. N К8-2344/2021, выполненного экспертом ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" Р, у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в его обоснованности, поскольку из заключения эксперта не следует, что в ходе исследования экспертом были установлены качественные характеристики объекта экспертизы на дату оценки. Кроме того, в заключении отсутствует описание ценообразующих факторов (текущее использование (фактическое использование), рельеф, степень заброшенности земельного участка).
В ходе допроса в судебном заседании эксперта Р, сомнения в обоснованности представленного в материалы дела экспертного заключения не были устранены.
С учетом выявленных нарушений, определением суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 83 КАС РФ по делу назначено проведение повторной судебной оценочной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью Оценочная фирма "Спектр" (далее - ООО Оценочная фирма "Спектр") Р.
В соответствии с заключением эксперта ООО Оценочная фирма "Спектр" Р. от 18 ноября 2021 г. N 15 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 г. составила 78390145 рублей.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив данное экспертное заключение в соответствии с приведенными положениями процессуального закона, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта Р. не имеется. При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4
Определение экспертом рыночной стоимости земельного участка с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, осуществлено с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта экспертизы от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от использования иных подходов экспертом обоснован.
Содержащиеся в заключении сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Данные сведения подтверждены и проверяемы, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, к заключению приложены копии размещенных в сети "Интернет" объявлений в виде распечаток страниц соответствующих сайтов, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения первостепенно рассматриваются как средство производства в сельском хозяйстве. Ценность таких земельных участков определяется их продуктивной способностью. Количественным показателем, отражающим как реальное, так и потенциальное качество земель сельскохозяйственного назначения, определяющим их экономическую ценность является балл бонитета - интегральный показатель, учитывающий индивидуальные биохимические, агротехнические свойства земель и совокупное влияние агроклиматических факторов на их продуктивность. При проведении расчетов эксперт сопоставил оцениваемый земельный участок с объектами-аналогами, как по указанным качественным характеристикам, так и по иным факторам, влияющим на их стоимость.
Исходя из целевого назначения и вида разрешенного использования земельного участка эксперт пришел к обоснованному выводу о том, что оценка рыночной стоимости земельного участка для целей установления ее в качестве кадастровой не может исходить из какого-либо иного варианта использования земельного участка, кроме сельскохозяйственного.
4
Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит.
Поскольку допустимых и относимых доказательств, которые опровергали бы выводы эксперта, лицами, участвующими в деле, не предоставлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований ставить экспертное заключение под сомнение.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости объекта, кроме заключения эксперта ООО Оценочная фирма "Спектр" Р. от 18 ноября 2021 г. N 15, не имеется, суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления размера кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с заключением эксперта в суд поступило ходатайство ООО Оценочная фирма "Спектр" о взыскании расходов по проведению повторной судебной оценочной экспертизы в размере 30000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" основополагающим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ, с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Допущенное при установлении кадастровой стоимости земельного участка расхождение с рыночной стоимостью (18 %) укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и свобод административного истца.
Указанное в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
С учетом изложенного, судебные расходы по оплате проведенной по делу повторной судебной оценочной экспертизы в размере 30000 рублей подлежат взысканию с административного истца.
Размер подлежащих взысканию денежных средств подтверждается отвечающими требованиям допустимости и достоверности письменными доказательствами, в том числе представленным ООО Оценочная фирма "Спектр" расчетом, свидетельствующим о действительной стоимости судебной экспертизы, объеме произведенных экспертной организацией работ, их расчете и финансово-экономическом обосновании и является разумным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 21 июля 2020 г. изменить в части размера кадастровой стоимости земельного участка.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 21476752, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 78390145 рублей
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Заявление общества с ограниченной ответственностью Оценочная фирма "Спектр" об оплате стоимости производства судебной оценочной экспертизы удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дружба" в пользу общества с ограниченной ответственностью Оценочная фирма "Спектр" в счет оплаты стоимости судебной экспертизы 30000 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 декабря 2021 г.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.