Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Томашука "данные изъяты" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Томашука К.В. к Избирательной комиссии муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего оставить обжалуемый судебный акт без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Томашук К.В. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия).
Заявленные Томашуком К.В. требования мотивированы тем, что решением Мирнинского районного Совета депутатов муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) IV-N 27-3 от 4 октября 2021 года назначены досрочные выборы Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на ДД.ММ.ГГГГ. Он выдвинул свою кандидату на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" и представил в избирательную комиссию все необходимые для регистрации документы, в том числе, подписные листы избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата. Оспариваемым решением избирательной комиссии ему отказано в регистрации в качестве кандидата со ссылкой на то, что при заверении подписных листов кандидат часть даты их заверения (месяц и год) внес не собственноручно, а печатным способом.
Решение избирательной комиссии он считает незаконным, поскольку дату в подписных листах он указывал собственноручно, месяц и год были напечатаны при изготовлении бланков подписных листов, поскольку было очевидным, что заверять подписные листы он будет в октябре 2021 года. Кроме того, проект подписного листа при подготовке к печати предварительно был представлен члену избирательной комиссии, которым такой проект был одобрен. Полагает, что нарушены его избирательные права, так как законодательного запрета на возможность внесения в подписные листы части даты печатным способом при одновременном проставлении другой части даты собственноручно не имеется.
Решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ требования Томашука К.В. удовлетворены частично, признано незаконным и отменено решение Избирательной комиссии муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Томашуку К.В. в регистрации в качестве кандидата по выборам на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), на Избирательную комиссию муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Томашука К.В. в качестве кандидата по выборам на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), назначенным на ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление в части требований об обязании Избирательной комиссии муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) зарегистрировать Томашука К.В. кандидатом по избранию на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) оставлено без удовлетворения.
Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что дата заверения подписных листов Томашуком К.В. с отражением требуемого по заполнению дня, месяца и года позволяет однозначно воспринимать дату, указанную в соответствующих графах, а отсутствие в рукописном виде заполнения месяца и года постановки подписи заверения не может расцениваться как отсутствие данной даты.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Томашуком К.В. требований.
ДД.ММ.ГГГГ Томашуком К.В. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и оставлении в силе решения Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на соблюдение им избирательного законодательства при заверении подписных листов, считает, что факт заполнения месяца и года заверения кандидатом подписного листа машинописным способом не препятствует проверке достоверности собранных подписей. Допущенное судом апелляционной инстанции толкование норм избирательного права повлекло необоснованное ограничение его избирательных прав.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущено нарушений, влекущих отмену принятого по делу апелляционного определения в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Мирнинского районного Совета депутатов муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) IV-N 27-3 от ДД.ММ.ГГГГ назначены на ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия).
ДД.ММ.ГГГГ Томашуком К.В. представлены в Избирательную комиссию муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) документы для регистрации его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) в порядке самовыдвижения, в том числе подписные листы с 274 подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ Томашуку К.В. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на основании пункта 8 части 4.4 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)".
Принятое избирательной комиссией решение мотивировано тем, что в нарушение пункта 13 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представленные кандидатом подписные листы изготовлены с нарушением установленной формы, часть даты заверения (месяц и год) внесены печатным способом, что влечет признание всех подписей в таком подписном листе недействительными.
Согласно пункту 1 стати 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Основания для признания подписей избирателей недействительными установлены в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Так, в соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, а в соответствии с подпунктом "и" - все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Порядок заверения подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата установлен в пунктах 12, 13 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Согласно пункту 13 указанной статьи каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своей фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции обоснованно признал оспариваемое решение избирательной комиссии об отказе Томашуку К.В. в регистрации кандидатом по основанию недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, законным, поскольку дата заверения подписных листов, включающая число, месяц, год, как это определено Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени", внесена кандидатом Томашуком К.В. не собственноручно. Данная дата частично (месяц, год) напечатана типографическим способом, что противоречит вышеприведенным требованиям избирательного законодательства.
Кроме того, внесением печатного текста в графы, подлежащие заполнению (заверению) кандидатом собственноручно, фактически изменена установленная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (приложение 6) форма подписного листа.
Поскольку допущенные нарушения при оформлении подписных листов и их заверении влекут признание всех подписей избирателей в подписных листах недействительными, у Избирательной комиссии муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) имелись предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основания для отказа в регистрации Томашука К.В. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Доводы кассационной жалобы административного истца правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ином толковании положений избирательного законодательства и по существу противоречат принципу равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Поскольку судом апелляционной инстанции обстоятельства дела установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено, оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саза (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Томашука К.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.