Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курчевской С.В, судей Бибеевой С.Е, Захаровой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о признании незаконным увольнения и исключения из кадрового резерва центрального аппарата ФССП России, изменении основания и даты увольнения с внесением соответствующих записей в трудовую книжку, взыскании компенсаций денежного содержания, среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, N2-80/2021)
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Московского районного суда города Рязани от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 14 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В, объяснения ФИО2, поддержавшего жалобу, представителя ФИО1 А.Р, возразившей против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о признании незаконным увольнения и исключения из кадрового резерва центрального аппарата ФССП России, изменении основания и даты увольнения с внесением соответствующих записей в трудовую книжку, взыскании компенсаций денежного содержания, среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований, с учетом уточнений, указал, что приказом Федеральной службы судебных приставов от 29.05.2020 N 524-к в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" с ним прекращен служебный контракт от 14.11.2019 N 2289 в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта. Данным приказом он освобожден от замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя при директоре ФССП России - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и уволен с федеральной государственной гражданской службы 31.05.2020. Также он был исключен из кадрового резерва центрального аппарата ФССП России в связи с увольнением с государственной гражданской службы Российской Федерации.
Считает указанный выше приказ незаконным, противоречащим действующему трудовому законодательству и нарушающим его права и законные интересы.
Решением Московского районного суда города Рязани от 26 февраля 2021 года в иске ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 14 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение и апелляционное определение как незаконные и необоснованные. Заявитель жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение правил оценки доказательств, норм материального права.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв со 2 декабря 2021 года до 13 часов 45 минут 23декабря 2021 года
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения сторон, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения и апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
При разрешении спора судами правильно определены и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В статье 1 указанного закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона N 328-ФЗ в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Статьей 92 названного Федерального закона установлены заключительные положения.
Согласно части 2 статьи 92 гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 13).
Судами по делу установлено, что приказом ответчика N1437-к от 14.11.2019 ФИО2 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, с ним заключен срочный служебный контракт с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет основного работника ФИО5
11.02.2020 ФИО5 подано заявление об изъявлении желания на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
22.04.2020 ФИО5 подано заявление о принятии её на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность судебного пристава-исполнителя РФ при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе РФ.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 29 мая 2020 года N523-к "Об увольнении федеральных государственных служащих Федеральной службы судебных приставов" с ФИО5 прекращен служебный контракт в соответствии с п.5 ч. 1 ст.33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной гражданской службы 31.05.2020 в связи с переводом гражданских государственных служащих по их просьбе на государственную службу иного вида.
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 29.05.2020 N 524-к в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" с ФИО2 прекращен служебный контракт от 14.11.2019 N 2289, ФИО2 уволен с федеральной государственной гражданской службы 31.05.2020 в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, ФИО2 освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, и исключен из кадрового резерва центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов в связи с увольнением с государственной гражданской службы.
Разрешая спор, и отказывая в иске ФИО2, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ФИО2 был принят на государственную гражданскую службу на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава- исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, занимаемую ФИО5, на период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В указанный период вступил в законную силу Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации". Истец изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, однако в процессе профессионального психологического отбора в отношении истца определена четвертая категория профессиональной пригодности, в связи с чем он 03.04.2020 был уведомлен о невозможности принятия его на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Так как контракт с ФИО5 по должности, временно замещаемой истцом, прекращен в связи с ее переходом на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность судебного пристава-исполнителя РФ при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе РФ, контракт с ФИО2 правомерно прекращен ответчиком в связи с истечением его срока.
Доводы ФИО2 о том, что служебный контракт должен был в такой ситуации быть прекращен по иному основанию, в связи с сокращением должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, поскольку обстоятельство, с которым связывается истечение срока действия срочного служебного контракта, - выход на службу ФИО5 из отпуска по уходу за ребенком, не наступило, обоснованно отвергнуты судами нижестоящих инстанций.
Гарантией для лиц, замещающих сокращаемые должности в реформируемом органе государственной власти является возможность перевода служащего на должность во вновь образуемом органе. Данная гарантия реализована в отношении основного работника, занимавшего сокращаемую должность федеральной государственной гражданской службы. Продолжение же службы по срочному контракту в новой должности для истца невозможно в связи с определенной группой профессиональной пригодности.
Иные доводы кассатора, в том числе, касающиеся дня увольнения, необоснованности исключения из кадрового резерва, также были предметом исследования и оценки судов обеих нижестоящих инстанций, судебные постановления которых содержат их исчерпывающий правовой анализ.
В дополнительной аргументации выводы судов, основанные на исследовании совокупности доказательств и полном установлении юридически значимых обстоятельств дела, а также на правильном применении и толковании норм материального права, не нуждаются, кассационный суд с мотивами принятых решения и апелляционного определения согласен.
Нарушений правил оценки доказательств по делу не установлено.
Несоответствия выводов судов, содержащихся в обжалуемых постановлениях, установленным фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, при рассмотрении дела не имеется.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы ФИО2
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда города Рязани от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.