Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Зейналян Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N2а-961/2020 по административному иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Адвокатскому бюро "Лавров, фио и партнеры" о ликвидации, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Адвокатского бюро "Лавров, фио и партнеры" фио на решение Преображенского районного суда адрес от 31 июля 2020 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, представителя административного ответчика Адвокатского бюро "Лавров, фио и партнеры" фио, возражения представителя административного истца по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГУ МЮ РФ по Москве обратилось в суд с административным иском о ликвидации некоммерческой организации Адвокатского бюро "Лавров, фио и партнеры" и исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование иска, что указанная организация в нарушение требований закона не представила в орган, принявший решение о государственной регистрации информацию о продолжении деятельности с 2010 года, с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также с 2006 не представило в уполномоченный орган информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях расходования или использования и об их фактическом использовании или расходовании.
Решением Преображенского районного суда адрес от 31 июля 2020 года постановлено:
"Административный иск удовлетворить.
Ликвидировать Адвокатское бюро "Лавров, фио и партнеры за учетным номером 7714240141, ОГРН 1037718036806 и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц".
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить указанный судебный акт как незаконный и чрезмерный, утверждая о нарушении судом норм материального и процессуального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика - фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца по доверенности фио, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в силу следующего.
При рассмотрении дела установлено, что 06 августа 2003 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица Адвокатского бюро "Лавров, фио и партнеры" с ОГРН 1037718036806.
Запись также внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве за учетным номером 7714240141.
Установлено, что с 2006 года Адвокатское бюро "Лавров, фио и партнеры" не представляло в Главное управление сведения, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушая пункт 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Кроме того, с 2010 года АБ "Лавров, фио и К" в нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не размещала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчет о своей деятельности, а также не публиковала отчеты в средствах массовой информации.
22.05.2019 г. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве вынесло АБ "Лавров, фио и К" письменное предупреждение N77/03-20675 о допускаемых нарушениях действующего законодательства с обязанием их устранить до 05.07.2019 г, письменно проинформировать об этом Главное управление. 27.08.2019 г. повторно вынесено письменное предупреждение N77/03-37660 о допускаемых нарушениях действующего законодательства с обязанием их устранить до 07.10.2019 года, письменно проинформировать об этом Главное управление.
Предупреждения Адвокатским бюро исполнены не были; информация об устранении ответчиком выявленных нарушений законодательства в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации не поступила.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3).
Согласно ч.ч. 3, 3.2 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", который предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1313 Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Согласно подпункту 86 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 21.05.2009 N 146, пункту 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 456, административному истцу предоставлено право обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации по результатам контроля.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению; допущенные ответчиком нарушения закона, в отсутствие сведений об их устранении, являются основанием для прекращения деятельности организации в качестве юридического лица, ее ликвидации с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судебная коллегия с обоснованностью указанных выводов согласиться не может, полагая, что судом не учтены в полной мере нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, а также фактические обстоятельства дела.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 44 Федерального закона Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Из материалов административного дела, апелляционной жалобы и приложенных к ней документов следует, что 06 августа 2003 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица Адвокатского бюро "Лавров, фио и партнеры" с ОГРН 1037718036806.
Запись об административном ответчике также внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером 7714240141.
Из представленных документов следует, что Адвокатское бюро "Лавров, фио и партнеры" начиная с 2003 года по настоящее время ведет активную уставную деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе членами адвокатского бюро, продолжает свою деятельность, что также подтверждается сведениями о движении денежных средств по счету.
Кроме того, административным ответчиком исполнены требования пунктов 3 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а именно: представлены отчеты о продолжении своей деятельности, которые также предварительно размещены на информационном портале Минюста России.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 23 января 2007 года N 1-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 23 сентября 2014 года N 24-П, от 12 марта 2015 года N 4-П и другие), в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина фио, адрес "Медиа-Мост" и адрес "Московская Независимая Вещательная Корпорация" положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, предполагается, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции не учел вышеизложенного, а также фактических обстоятельств, согласно которым организация продолжает активную деятельность, в связи с чем пришел к ошибочному выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
По мнению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности, выявленные административным истцом нарушения сами по себе в рассматриваемом случае не являются достаточным основанием для применения такой исключительной меры как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.
При таких данных, решение суда на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку в данном случае ликвидация организации в судебном порядке явно несоразмерна последствиям выявленных нарушений законодательства в деятельности Адвокатского бюро "Лавров, фио и партнеры".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Преображенского районного суда адрес от 31 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Адвокатскому бюро "Лавров, фио и партнеры" о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.