Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокуроров фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2518/2021 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Институт перерабатывающей промышленности" к Правительству Москвы о признании частично недействующими постановлений Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 г.", от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 29 ноября 2013 г. принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год", опубликованное 10 декабря 2013 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", а также размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Под пунктом 543 приложения включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006014:1022, площадью 7 187, 7 кв.м по адресу: адрес, адрес.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Под пунктом 1502 приложения включено указанное выше нежилое здание.
Под пунктом 1507 приложения включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006015:1019, площадью 8 399 кв.м по адресу:. Москва, адрес.
Под пунктом 1509 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006015:1034, площадью 4 897, 9 кв.м по адресу: Москва, адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов адрес" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года. Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Указанные здания включены в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год под пунктами 4338, 4595, 3219 приложения 1 соответственно.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП изложено в новой редакции, действующей в налоговом периоде 2017 года. Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Приложение 1 оспариваемого нормативного правового акта включены нежилые здания в налоговом периоде 2017 года:
под пунктом 5283 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006015:1019, площадью 8 399 кв.м по адресу:. Москва, адрес (нежилое здание 1);
под пунктом 5287 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006015:1034, площадью 4 897, 9 кв.м по адресу: Москва, адрес (нежилое здание 2);
под пунктом 5279 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006015:1015 по адресу: адрес, площадью 1 908, 2 кв.м (нежилое здание 3);
под пунктом 5299 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006015:1064, расположенного по адресу: адрес, площадью 3 697, 7 кв.м (нежилое здание 4);
под пунктом 5289 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006015:1037, площадью 9 629, 7 кв.м по адресу: адрес (нежилое здание 5);
под пунктом 5267 нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006014:1022, площадью 7 187, 7 кв.м по адресу: адрес, адрес (нежилое здание 6);
под пунктом 5281 нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006015:1017 по адресу: адрес, площадью 210, 1 кв.м (нежилое здание 7).
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года. Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Под пунктом 5483 приложения 1 включено нежилое здание 1, под пунктом 5487 нежилое здание 2, под пунктом 5479 нежилое здание 3, под пунктом 5499 нежилое здание 4, под пунктом 5489 нежилое здание 5, под пунктом 5468 нежилое здание 6.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года. Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанные здания в Перечень на 2019 год включены под пунктами 6261, 6265, 6259, 6278, 6267, 6248, 6260 соответственно.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года. Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Здания включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года под пунктами 3592, 9561, 9558, 6606, 15562, 18562, 9559 соответственно.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года. Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Спорные здания включены в перечень на 2021 год под пунктами 1863, 1867, 1861, 1876, 1869, 1852, 1862 соответственно.
Определением суда от 30.11.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО "Лауринт" (ИНН 7705229730); ООО "Спайдер" (ИНН 7705045853); ООО "Научно-внедренческое предприятие "Шаг" (ИНН 7705034690); ООО "Партинс" (ИНН 7795229314); ИП фио (ИНН 773312923050), являющиеся собственниками помещений в здании 1: ООО "Лауринт" нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006015:1187 площадью 693, 9 кв.м, ООО "Спайдер" нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3678, площадью 701 кв.м, ООО "Научно-Внедренческое предприятие "ШАГ" нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3681 площадью 116, 6 кв.м, ООО "Партинс" нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3679 площадью 696, 8 кв.м, ИП фио нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006015:3587 площадью 776, 1 кв.м.
Закрытое акционерное общество "Институт перерабатывающей промышленности" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующими указанных выше пунктов постановлений, ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, отсутствуют основания для включения зданий в Перечень, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Представители адрес "Институт перерабатывающей промышленности" в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривали.
Представитель Правительства Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановления подписаны Мэром Москвы, размещены на официальном сайте Правительства Москвы в установленном законом порядке.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговли, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в редакции на период действия Перечней на 2014-2016 годы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
При рассмотрении дела установлено, что закрытое акционерное общество "Институт перерабатывающей промышленности является собственником:
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006015:3585, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0006015:1019, площадью 8 399 кв.м по адресу:. Москва, адрес (нежилое здание 1);
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006015:3584, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0006015:1034, площадью 4 897, 9 кв.м по адресу: Москва, адрес (нежилое здание 2);
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006015:1015 по адресу: адрес, площадью 1 908, 2 кв.м (нежилое здание 3);
- нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006015:1064, расположенного по адресу: адрес, площадью 3 697, 7 кв.м (нежилое здание 4);
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006015:3806, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0006015:1037, площадью 9 629, 7 кв.м по адресу: адрес (нежилое здание 5);
- нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006014:3548, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером 77:01:0006014:1022, площадью 7 187, 7 кв.м по адресу: адрес, адрес (нежилое здание 6);
нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006015:1017 по адресу: адрес, площадью 210, 1 кв.м (нежилое здание 7).
Из отзыва Правительства Москвы следует, что нежилые здания включены в оспариваемые пункты перечней по виду разрешенного использования земельных участков и фактическому использованиюзданий.
В соответствии ответом Филиала ФГБУ "ФКП Росрреестра по Москве от 15.11.221 г. N 2.16-/33996:
Нежилое здание 1 располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006015:117 по адресу адрес период с по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017 г, на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006015:67, расположенном по адресу: адрес, в период с по состоянию на 01.01.2018 г, 01.01.2019 г, 01.01.2020, 01.01.2021 г.
Для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006015:117 был установлен вид разрешенного использования по состоянию на 01.01.2014-01.01.2017 г.: - "эксплуатации части здания под административные цели и благоустройства территории", после 26.01.2017 г.: "деловое управление (4.1.) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.), образование и просвещение (3.5.) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)).
Для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006015:67 установлен вид разрешенного использования: "эксплуатации части здания под банковскую деятельность; эксплуатации части здания в административных целях".
Нежилое здание 2 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006015:33 по адресу: адрес видом разрешенного использования "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7), объекты размещения помещений и технических устройств подземных гаражей, стоянок (1.2.3)".
Нежилые здания 3, 4, 7 расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006015:116 по адресу: адрес, адрес, 3, 4, 5, 6 с видом разрешенного использования: "для эксплуатации учебных и административных зданий и использования прилегающей территории".
Нежилое здание 5 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006015:115 по адресу: адрес.
Для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006015:115 установлен вид разрешенного использования: на период по состоянию на 01.01.2014, 01.01.2015: земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок (1.2.3), земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6), земельные участки, предназначенные для размещения объектов образования (1.2.7); после 06.04.2015 г.: "гостиничное обслуживание (4.7) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
Нежилое здание 6 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006014:51 по адресу: адрес.
Для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006014:51 установлен вид разрешенного использования на период с 2014 г. по 2017 гг.: "эксплуатации части здания под административные цели, эксплуатации части здания под административные цели; эксплуатации части здания под гостиницу; эксплуатации части здания под гостиницу".
Для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006014:51 установлен вид разрешенного использования на период с 2016 г. по 2021 гг.: "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); гостиничное обслуживание (4.7) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))". На период с 01.01.2014 г. по 31.12.2015 г.: "эксплуатации части здания под административные цели; эксплуатации части здания под гостиницу".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к адрес в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес".
В силу пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из сравнительного анализа положений ст. 378.2 НК РФ и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП. Так положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП (в новой редакции действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
На момент принятия оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества на 2020-2021 годы действовали Правила землепользования и застройки адрес, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории адрес, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным Правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
В силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, четко указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги, и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы изменение, определенного Налоговым кодексом Российской Федерации, содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установленные в отношении земельных участков, на которых расположены спорные здания, виды разрешенного использования земельных участков не в полной мере соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций", являются смешанными, обладают признаками множественности видов.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в ряде решений (Постановления от 22 июня 2009 г. N 10-П, от 24 марта 2017 г. N 9-П и от 2 июля 2020 г. N 32-П; Определения от 27 октября 2015 г. N 2428-О, от 8 ноября 2018 г. N 2796-О, от 2 июля 2019 г. N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
Взимание налога на имущество исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции РФ, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Данная позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Согласно указанному постановлению виды разрешенного использования и местоположение каждого участка непосредственно предопределены не фискальными принципами и задачами, но принципами и целями комплексного и устойчивого развития территорий, территориального планирования и градостроительного зонирования, землепользования и застройки, границами территориальной зоны, правилами землепользования и застройки и градостроительным регламентом, а также особенностями уже сложившегося (согласно ранее действовавшим правилам) землепользования в отношении конкретных участков. При таком их назначении и разнообразии архитектурно-градостроительная деятельность и землеустройство имеют иные цели и последствия, нежели гарантии экономически обоснованного, равномерного и справедливого налогообложения недвижимости. Связывая налоговую базу исключительно с одним из видов разрешенного использования земельных участков, оспариваемое законоположение относится не к земельному налогу, а к налогообложению размещенных на участке объектов недвижимости, из которых одни по назначению и фактическому использованию могут соответствовать признакам торгового центра, а другие, расположенные на том же участке, получат тот же самый статус торгового центра с тем же исчислением налоговой базы при ином их назначении или фактическом использовании.
В таких случаях распределение налоговой нагрузки, обусловленное оспариваемыми правилами определения налоговой базы, теряет единообразные экономические основания и может стать несправедливым ввиду различий в налоговом бремени, поскольку (и если) такие различия не вызваны иными существенными обстоятельствами, которые оправдывали бы их в конституционно-правовом отношении.
При допустимой в силу закона множественности видов разрешенного использования земельного участка с правом использовать размещенные на нем здания (строения, сооружения) не только в качестве офисов, торговых (деловых) центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания предрешает отнесение любых объектов недвижимости к тем, для которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом кадастровой стоимости, принимая во внимание один лишь из видов разрешенного использования участка безотносительно к назначению и (или) фактическому использованию размещенных на нем зданий (строений, сооружений). Этим обусловлено и взимание налога в повышенном размере безразлично к реальной доходности недвижимости, причем вопреки явно выраженным законодательным намерениям, в том числе о налоговых поощрениях в пользу объектов производственного (промышленного) назначения.
Как указывалось выше, в пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку нежилое здание 7 имеет площадь менее 1000 кв. метров, с учетом вышеприведенных законодательных норм фактическое использование данного здания не имеет правового значения и не может являться основанием для включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что включение этого здания в оспариваемые Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1.1 Закона адрес N 64 "О налоге на имущество организаций".
Проверяя доводы административного ответчика о правомерности включения зданий в Перечни по критерию фактического использования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - адрес по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция).
Пунктами 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития адрес и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка, офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Согласно подпункту 6 пункта 1.4 Порядка объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания.
Государственной инспекцией по контролю за объектами недвижимости адрес совместно с ГБУ "МКМЦН" осуществлены обследования зданий и составлены следующие акты о фактическом использовании, в отношении:
нежилого здания 1 Акт N 9007446 от 21.10.2014 (т. 1 л.д. 106);
нежилого здания 2 Акт 9014105 от 01.09.2014 (т. 1 л.д. 112);
нежилого здания 3 Акт N9019309 от 19.04.2016 г. (т. 1 л.д. 92);
нежилого здания 4 Акт N 9013386/ОФИ от 15.09.2017 (т. 1 л.д. 84);
нежилого здания 6 Акт N 9007246 от 10.10.2014 (т. 2 л.д. 156);
нежилого здания 7 Акт N 9014584/ОФИ от 25.07.2018 (т.1 л.д. 120);
в отношении нежилого здания 5 Акты обследования фактического использования суду не представлены.
Однако, суд считает, что акты Государственной инспекции по недвижимости адрес о фактическом использовании зданий не соответствуют приведенным требованиям пунктов Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Так, в Актах не приведены выявленные признаки размещения помещений под офисы и общественное питание, соответствующие пункту 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, не приведен расчет использования зданий под указанные цели более, чем на 20 процентов.
В представленных Актах по зданиям 1, 2, 4, 6 имеются только фото фасадов зданий, Акт по зданию 4 не содержит ни одной фотографии, подтверждающей использование здания для целей размещения офисов делового/коммерческого назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Мероприятия по установлению вида фактического использования этих зданий для целей налогообложения выполнены исключительно на основании визуального осмотра фасада здания, без доступа в здание. В указанных Актах сведения об использовании помещений в здании для размещения офисов и объектов бытового обслуживания отсутствуют, что не позволяет однозначно определить целевое использование здания, как того требуют положения пунктов 3.4, 3.5, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В разделе 6.2. "Определение долей помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности" Актов по зданиям 6, 7 не приведены данные по вспомогательным помещениям, в связи, с чем вывод об отнесении 100 % от общей площади, сделанный без корректировки на места общего пользования, является необоснованным.
Суд считает, что Акт по зданию 3 с достоверностью не подтверждает использование этого здания более, чем на 20 процентов под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, поскольку в Акте и приложенных к нему фотоматериалов отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие размещение в здании офисов, в значении, придаваемом указанному понятию пунктом 1.4 постановления Правительства Москвы N257-ПП, не указаны организации, занимающие помещения под эти цели. Кроме того, как следует из указанного Акта, к объектам общественного питания отнесен ресторан при гостинице, при этом не определена площадь каждого из этих заведений, что в силу вышеприведенных норм законодательства является неправомерным. Как установлено в судебном заседании, в нежилом здании 3 располагается НОЧЦДПО "Международная промышленная академия" основным видом деятельности которого является оказание образовательной услуги по реализации образовательных программ, отель Ibis Москва Павелецкая, в котором расположен ресторан для гостей отеля, под размещение ООО "Транспицца" по договору аренды передано 133, 6 кв.м, остальные площади заняты службами административного истца. Данные обстоятельства не опровергнуты представителем ответчика.
В результате анализа вышеуказанных Актов обследования выявлены нарушения порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП при проведении контрольных мероприятий, в связи с чем, данные Акты не позволяют суду сделать однозначные выводы о том, что здания использовались более чем на 20% от общей площади в качестве офисных помещений, объектов общественного питания
Представленные административным ответчиком сведения из сети "Интернет" о находящихся в зданиях организациях не могут быть приняты во внимание, поскольку сам по себе факт нахождения в здании каких-либо организаций не свидетельствует об использовании более 20 процентов от общей площади спорного помещения в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Единственным надлежащим доказательством использования помещений в многоквартирном доме для размещения офисов в силу Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения может являться акт Госинспекции, однако, указанные Акты составлены с нарушениями, не позволяющими суду прийти к однозначному выводу о соответствии зданий критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлениях N19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2014-2021 годы.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующим с 1 января указанных налоговых периодов включение в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость спорных нежилых зданий.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу адрес "Институт перерабатывающей промышленности" расходы по уплате государственной пошлины в сумме сумма.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Институт перерабатывающей промышленности" к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2014 года пункт 543 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 г."
Признать недействующими с 01 января 2015 года пункты 1507, 1509, 1502 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Признать недействующими с 01 января 2016 года пункты 3219, 4338, 4595 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов адрес".
Признать недействующими с 01 января 2017 года пункты 5283, 5287, 5279, 5299, 5289, 5267 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы N 789-ПП от 29 ноября 2016 года "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2018 года пункты 5483, 5487, 5479, 5499, 5489, 5468 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2019 года пункты 6261, 6265, 6259, 6278, 6267, 6248, 6260 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов адрес".
Признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 3592, 9561, 9558, 6606, 15562, 18562, 9559 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2021 года пункты 1863, 1867, 1861, 1876, 1869, 1852, 1862 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Институт перерабатывающей промышленности" расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.