Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием генерального директора ООО "Лияна" Г*** Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Лияна" Г*** Я.Г. на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лияна", УСТАНОВИЛ :
19 мая 2021 года главным специалистом сектора по вопросам торговли и услуг управы района Восточное Измайлово города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лияна" (далее - ООО "Лияна", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 18 июня 2021 года ООО "Лияна" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Лияна" Г*** Я.Г, просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что законный представитель ООО "Лияна" не присутствовал при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений и составлении протокола о применении названной обеспечительной меры, которая была осуществлена без участия понятых; видеозапись, приложенная к протоколу осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, является недопустимым доказательством; прибор, которым зафиксировано административное правонарушение, не является специальным техническим средством фиксации административных правонарушений; протокол об административном правонарушении неправомерно был составлен 19 мая 2021 года в 10 часов 00 минут в отсутствие законного представителя или защитника ООО "Лияна", которые не были извещены надлежащим образом о времени составления протокола; ООО "Лияна" является ненадлежащим субъектом административной ответственности, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено ответственное лицо - Х*** Ж.Р, что подтверждается материалами дела; Обществом приняты достаточные меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности в городе Москве, в том числе меры для обеспечения использования сотрудниками и посетителями универсама "Продукты" всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, информирование работников о необходимости их ношения, а также контроль за выполнением указанных мер.
Генеральный директор ООО "Лияна" Г*** Я.Г. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав генерального директора ООО "Лияна" Г*** Я.Г, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Согласно материалам дела, 20 апреля 2021 года в 13 часов 40 минут года в ходе проведения должностным лицом управы района Восточное Измайлово города Москвы осмотра помещений универсама "Продукты" по адресу: город Москва, улица 11-ая Парковая, дом 3, корпус 1 принадлежащего ООО "Лияна", в котором осуществляется торговая деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, установлено нарушение ООО "Лияна" требований пункта 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ: допущено нахождение в универсаме "Продукты" покупателей без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски или респиратора).
Действия ООО " Лияна " квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19 мая 2021 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там документов от 20 апреля 2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ; фотоматериалом и видеозаписью, иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Лияна" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что законный представитель ООО "Лияна" не присутствовал при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений и составлении протокола о применении названной обеспечительной меры, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
На основании ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательств, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Осмотр принадлежащего ООО "Лияна" помещения универсама "Продукты" по адресу: город Москва, улица 11-ая Парковая, дом 3, корпус 1 проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ с применением видеозаписи, а также в присутствии сотрудника универсама, которая согласно протоколу осмотра отказалась поставить свои подписи в протоколе, документы предоставлены не были, о чём должностным лицом в названном процессуальном документе сделаны соответствующие записи.
Обследование принадлежащих юридическому лицу помещений осуществлялось с использованием записывающего видеоустройства, в присутствии работников магазина, по результатам которого составлен протокол осмотра, к которому приобщена видеозапись на CD-носителе, установлено юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, а именно: ООО "Лияна", осуществляющее по адресу: город Москва, улица 11-ая Парковая, дом 3, корпус 1 торговую деятельность, связанную с совместным пребыванием граждан, которое было в дальнейшем привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, который на основании ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ производится должностными лицами, в силу ст. 28.3 настоящего Кодекса уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, является в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ одной из мер производства по делу об административном правонарушении.
На основании ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Видеозапись, приложенная к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 20 апреля 2021 года, и исследованная в ходе рассмотрения дела и жалобы, является допустимым доказательством, поскольку зафиксированные на ней данные согласуются с фотоматериалом и протоколом осмотра.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания видеозаписей доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Доводы жалобы о том, что Обществом предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, не могут повлиять на законность постановления судьи районного суда.
Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 20 апреля 2021 года, фотоматериала и видеозаписи следует, что ООО "Лияна", деятельность которого связана с совместным пребыванием граждан, не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не обеспечило использование посетителями на территории магазина средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок или респираторов), что является нарушением п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ, в связи с чем действия Общества образуют объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В данном случае также следует учитывать письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11 мая 2020 года NЕВ-32091/15, которым в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) организациям торговли среди прочего рекомендовано в случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения использования средств индивидуальной защиты при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего средства индивидуальной защиты, осуществлять информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима, при попытке прохода посетителя без средств индивидуальной защиты предложить ему купить их, например, в самом магазине на отдельной кассе, отказать посетителю, не использующему средства индивидуальной защиты, в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения, что направлено исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение посетителей магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, в частности, путём информирования граждан о необходимости использования средств индивидуальной защиты, проведения с ними разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за ношением ими средств индивидуальной защиты, реагирование в случае нарушения установленных правил.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Лияна" имелась возможность для соблюдения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Документы, приобщённые генеральным директором ООО "Лияна" Г*** Я.Г. к материалам дела, не влияют на его правильное разрешение, поскольку содержащиеся в них данные опровергаются иными доказательствами; указанные документы составлены в простой письменной форме, не содержит дату их составления, представлены после проведения 20 апреля 2021 года должностными лицами управы района Восточное Измайлово проверки выполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, и выявления факта нарушения с целью избежания "Лияна" привлечения к административной ответственности.
Из буквального толкования ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ следует, что извещения, адресованные юридическому лицу, направляются по месту его нахождения, определяемому на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения ООО "Лияна" является адрес: город Москва, улица 11-ая Парковая, дом 3, корпус 1.
Вопреки доводу жалобы о неизвещении надлежащим образом законного представителя или защитника ООО "Лияна" о времени и месте составления протокола, 22 апреля 2021 года по указанному адресу было направлено извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 19 мая 2021 года в 10 часов 00 минут, содержащееся в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20 апреля 2021 года. Почтовому отправлению присвоен номер штрих-кодового почтового идентификатора ***. Согласно информации с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение получено ООО "Лияна" 26 апреля 2021 года(л.д.19).
При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Общества, извещённый в установленном порядке, не явился, не подвал ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем права Общества на защиту нарушены не были.
Довод жалобы о том, что ООО "Лияна" является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено ответственное лицо - Х*** Ж.Р, также является несостоятельным.
Так, на основании договора аренды нежилого помещения от 1 июля 2020 года, заключённого Х*** А.Л. (Арендодатель) и Х*** Ж.Р. (Арендатор), Арендатору во временное владение и пользование за плату передано нежилое помещение по адресу: город Москва, улица 11-ая Парковая, дом 3, корпус 1 общей площадью 37, 7 кв. м, по целевому назначению розничная торговля продовольственными товарами (л.д. 16-17). Согласно имеющемуся в материалах дела решению N 1-А от 21 августа 2019 года единственного Учредителя ООО "Лияна", генеральным директором Общества является Х*** Ж.Б. Приказом руководителя ООО "Лияна" Х*** Ж.Р. N 1Н/21 от 15 февраля 2021 года Г*** *** назначена временно исполняющим обязанности генерального директора ООО "Лияна", о чём имеется подпись Г*** Я.Г. об ознакомлении с указанным документом. Приведённые данные свидетельствуют о том, что в ходе производства по делу субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, установлен правильно: им является ООО "Лияна".
Постановление судьи в части назначения ООО " Лияна " наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления судьи районного суда.
8 июня 2020 года издан указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ), в соответствии с п. 2.6 которого (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ" в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ внесены изменения: в дефисе пятом пункта 2.6 указа исключены слова "и рук (перчатки)" (п. 1.1 указа); дефис седьмой пункта 2.6 указа дополнить словами "(кроме требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки)" (п. 1.2 указа).
Таким образом, с 30 июля 2021 года отменены обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых производится реализация товаров, работ, услуг, и обеспечение указанной обязанности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность, а также обязанность использования работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток) на территории работодателя, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами и организациями правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено ООО " Лияна " в постановлении судьи районного суда, было отменено, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельства постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 18 июня 2021 года подлежит изменению путём исключения из него указания на необеспечение ООО " Лияна " соблюдения использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества ограниченной ответственностью " Лияна " изменить: исключить из него указание на необеспечение ООО " Лияна " соблюдения использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
В остальной части постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 18 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Лияна" Г*** Я.Г. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.