Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника директора АНО "Центр по работе с проблемой насилия " ... " Ривиной А.В. по доверенности фио на постановление судьи Перовского районного суда адрес от 01 июня 2021 года, которым директор АНО "Центр по работе с проблемой насилия " ... " Ривина ... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
05 апреля 2021 года главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отношении директора АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " Ривиной... составлен протокол об административной ответственности по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами для рассмотрения по подведомственности направлен в Перовский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует защитник Ривиной А.В. по доводам поданной жалобы, согласно которым, должностным лицом административного органа грубо нарушен порядок проведения проверки, установленный Федеральным законом РФ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом отсутствия в материалах дела оригинала обращения, подписанного фио, того обстоятельства, что мотивированное представление должностного лица административного органа и решение прокурора о согласовании проведение внеплановой документарной проверки представлены для ознакомления лишь в районном суде, в связи с чем акт по результатам проведения проверки подлежит исключению из числа доказательств как недопустимое доказательство; настоящее дело неправомерно рассмотрено без участия прокурора или должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, чем нарушены положения ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; в адрес привлекаемого к административной ответственности должностного лица организации для сведения не направлены приложения к протоколу об административном правонарушении; материалы дела не содержат доказательств участия АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " в политической деятельности в интересах иностранных источников финансирования, с учетом того, что принятие закона о противодействии домашнему (семейному) насилию не является вопросом политики; также не доказана пропаганда организацией и ее должностного лица ЛГБТ; в действиях должностного лица Ривиной А.В. отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ; судья районного суда неправомерно применила положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", не подлежащего применению в данном случае; привлечение к
административной ответственности по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ нарушает положения ст.ст.10, 11, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; назначено чрезмерно суровое, несоразмерное содеянному, административное наказание, значительный размер штрафа ничем не мотивирован и не обоснован.
В судебное заседание Московского городского суда фио, будучи извещенной о месте и времени слушания дела, не явилась, обеспечила явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника, проверив доводы поданной жалобы, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется, в связи со следующим.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от Российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на адрес.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на адрес, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В силу п. 7 ст. 32 того же Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 данного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Указанная обязанность возлагается, в том числе, на лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации.
Порядок ведения реестра и бланк заявления утверждены приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N223 "О порядке введения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", пунктом 12 которого определено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство юстиции Российской Федерации, которое осуществляет полномочия по ведению названного реестра.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения на основании распоряжения ГУ Министерства Юстиции РФ по Москве от 30 ноября 2020 года N... внеплановой документарной проверки АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " должностными лицами административного органа выявлено, что в 16.46 час. 25 декабря 2020 года по адресу: адрес, директор АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... ", являющейся некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, получающей финансирование от иностранных организаций и участвующей в политической деятельности, осуществляемой на адрес, фио, в нарушение требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", не подала в уполномоченный территориальный орган заявление о включении данной организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Вопреки позиции автора жалобы, факт совершения директором АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " Ривиной А.В. указанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются, в том числе, заявлением фио от 27 ноября 2020 года, входящий NО-2525; распоряжением ГУ Министерства Юстиции РФ по Москве от 30 ноября 2020 года N... о проведении внеплановой документарной проверки АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... "; заявлением о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой документарной проверки от 30 ноября 2020 года; решением заместителя прокурора адрес о согласовании проведения внеплановой документарной проверки вышеназванной организации от 02 декабря 2020 года; уведомлением от 02 декабря 2020 года о проведении внеплановой документарной проверки и сведениями об отправлении данного уведомления в адрес АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... "; актом по результатам проведения внеплановой документарной проверки АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " от 25 декабря 2020 года; сопроводительными письмами от 28 декабря 2020 года и от 24 февраля 2020 года о направлении и о повторном направлении в адрес указанной организации для сведения акта по результатам внеплановой документарной проверки; свидетельством о государственной регистрации юридического лица АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " от 26 апреля 2018 года; выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой директором указанной организацией является фио; Уставом некоммерческой организации; протоколом Общего собрания учредителей АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " N 1 от 28 февраля 2018 года; сообщением Комитета общественных связей и молодежной политики адрес от 09 декабря 2020 года о том, что АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " в Реестр негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти адрес, не включена; сообщением первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и
противодействия коррупции адрес о поступлении в Департамент коллективного уведомления о проведении публичного мероприятия от группы граждан, в число которых входит директор АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " фио, с целью призыва к решению проблемы дискриминации женщин, избавлению от различных форм сексизма, насилия по отношению к женщинам, демонстрации протеста граждан против проявления дискриминации, в том числе трудовой, различным формам сексизма и насилия, демонстрации несогласия с политикой органов государственной власти, отдельных членов этих органов, в области равноправия, защиты женщин от насилия и дискриминации, принятия закона о криминализации домашнего насилия, с заявленной численностью участников 2 000 человек, а так же о том, что данное мероприятие прошло 08 марта 2019 года в Парке культуры и отдыха "Сокольники" без нарушения общественного порядка; текстом уведомления о проведении указанного публичного мероприятия; договорами пожертвований, письмами о предоставлении грантов с их переводами на русский язык; сведениями адрес о движении денежных средств по счетам АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... "; выписками (выдержками) о движении денежных средств по открытым банковским счетам данной организации; скриншотами сведений, имеющихся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; отчетами о деятельности АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " в 2019 году и за период сентябрь 2019 года - август 2020 года; распоряжением Минюста России от 29 декабря 2020 года N 1322-р о включении АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; протоколом об административном правонарушении от 05 апреля 2021 года в отношении АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... "
в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется должностному лицу общества, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие Ривиной А.В., в установленном порядке и заблаговременно извещенной о месте и времени составления протокола посредством почтовой и электронной связи, копия протокола для сведения также направлена по адресу регистрации по месту жительства данного должностного лица организации, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол содержит все сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно судьёй районного суда положены в основу обжалуемого постановления.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
Вопреки позиции автора жалобы, нормами КоАП РФ не предусмотрено обязательное участие в рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в полномочия которого также не входит поддержание обвинения от имени государства.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.
Кроме того, КоАП РФ не предусмотрено и участие в судебном разбирательстве по данному делу прокурора, как лица, поддерживающего обвинение, так как в силу п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, тогда как рассматриваемое дело по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ не было возбуждено по инициативе прокурора.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
С учетом приведенных норм, отсутствие при рассмотрении настоящего дела судьей суда первой инстанции государственного обвинителя в лице прокурора или должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, как на то ссылается сторона защиты, не влияет на законность обжалуемого постановления судьи районного суда и не влечет его отмену.
Утверждения в жалобе о нарушении должностными лицами административного органа порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", опровергаются материалами дела, в том числе, распоряжением ГУ Министерства Юстиции РФ по Москве от 30 ноября 2020 года N... о проведении внеплановой документарной проверки АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... ", решением заместителя прокурора адрес о согласовании проведения внеплановой документарной проверки от 02 декабря 2020 года, копии которых уведомлением от 02 декабря 2020 года направлены в адрес организации посредством почтовой связи по адресу места нахождения АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... ", а также по электронной почте, актом по результатам проведения внеплановой документарной проверки АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " от 25 декабря 2020 года, копии которого сопроводительными письмами неоднократно направлялись в адрес указанной организации для сведения, что свидетельствует о соблюдении требований к порядку проведения такого рода проверок, установленных вышеназванным Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ.
Ссылки в жалобе на отсутствие в материалах дела оригинала обращения, подписанного фио, того обстоятельства, что мотивированное представление должностного лица административного органа и решение прокурора о согласовании проведение внеплановой документарной проверки для ознакомления стороне защиты представлены лишь в районном суде, не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку не повлекло нарушение права юридического лица на защиту, на правильность установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, не повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, и не нарушило право знать, в чем должностное лицо организации обвиняется.
Для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на адрес, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ч. 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В рамках рассматриваемого дела должностными лицами административного органа установлено осуществление организацией политической деятельности путем участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иных действиях, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике и др.
Так, согласно сайту АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... ".., "Ключевая задача Организации, по мнению ее руководства, заключается в том, чтобы "сделать проблему домашнего насилия видимой и создать такие условия, чтобы пострадавшие знали, куда обращаться за помощью, а общество перестало бы обвинять их в произошедшем"; в новостном разделе сайта организации (...) публикуется информационный материал, посвященный, в основном, проблематике насилия над женщинами и детьми, однако, в нем присутствуют публикации с критикой "преследования" некоммерческих организаций (в том числе феменистских) или конкретных лиц, уличенных в пропаганде (возможной пропаганде) нетрадиционных сексуальных отношений (ЛГБТ)...).
АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " активно участвует в продвижении и проведении кампании, направленной на принятие "закона о профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации", соавторами законопроекта выступили в том числе, учредители организации, на официальном сайте организации имеется не только специальный раздел, посвященный данному документу...
указано следующее: "Как только законопроект будет внесен, нам очень поможет, если Вы найдете на сайте Госдумы депутата своего, то есть, избранного Вами и/или который представляет Ваш избирательный округ, и напишите ему текст такого содержания: Как избиратель, округ которого Вы представляете в ГД РФ, требую поддержать законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в РФ".
Также организация вошла в число инициаторов обращения с требованием о "принятии срочных мер для обеспечения защиты пострадавших от домашнего насилия в условиях изоляции в связи с коронавирусом", размещенного на портале "Российской общественной инициативы" (...), обращение (инициатива) за номером... размещена в апреле 2020 года и доступна для голосования до 04.04.2021, данное обращение имеет статус федерального и на момент проведения проверки число подписавших его составило более двух тысяч человек, об этом обращении также сообщается на сайте организации, в статье под заголовком "Государство создает видимость, что держит ситуацию под контролем. Почему Уголовный кодекс РФ не защищает пострадавших от домашнего насилия"...
Организация размещает на своем официальном сайте контактные данные (телефон доверия) Кризисного центра "АННА" - Региональной общественной организации помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр "АННА" (ОГРН...), включенной 26 декабря 2016 в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, за учетным номером 377160040.
В соответствии с размещенным на сайте организации отчетом, за период с апреля 2018 года по июнь 2019 года.., учредитель и директор организации фио принимала участие в презентации авторского курса с фио по адаптации Стамбульской Конвенции (Стамбульской Конвенции по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье) для обучения специалистов юридических профессий по работе с проблемой насилия над женщинами, участие в
... свой проект "Видеоинструкции для пострадавших от насилия", в котором приняли участие эксперты из МВД и кризисных центров, психологи и адвокаты, которые рассказали о необходимых действиях в случае физического или сексуального насилия, в целях реализации данного проекта составлен список видеоинструкций (...), на его странице указано, что Проект "Видеоинструкции для пострадавших от насилия" является победителем конкурса Human Rights Incubator и реализуется, как и соответствующий раздел сайта организации, при финансовой поддержке Европейской Комиссии.
05 декабря 2018 года на телеканале RTVI прошел круглый стол, посвященный международной акции "16 дней активных действий против гендерного насилия", в котором приняла участие, в том числе руководитель организации фио.., из выступления которой... следует, что...
Согласно сведениям, представленным Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции адрес, 25 февраля 2019 года в Департамент поступило коллективное уведомление о проведении публичного мероприятия (шествие и митинг), одним из подписавших лиц которого является директор организации фио, при этом целями мероприятия заявлены: призыв к решению проблемы дискриминации женщин, избавлению от различных форм сексизма, насилия по отношению к женщинам; демонстрация протеста граждан против проявления дискриминации, в том числе трудовой, различным формам сексизма и насилия; демонстрация несогласия с политикой органов государственной власти, отдельных членов этих органов, в области равноправия, защиты женщин от насилия и дискриминации. За принятие закона о криминализации домашнего насилия; заявленная численность участников публичного мероприятия - 2 000 человек, мероприятие прошло 08 марта 2019 года в Парке культуры и отдыха "Сокольники" без нарушения общественного порядка.
С учетом изложенного, организуемые и проводимые организацией перечисленные мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс, в связи с чем, вопреки доводам в жалобе, судьей суда первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии признаков участия АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " в политической деятельности, осуществляемой на адрес.
...
Поскольку директор АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... ", являющейся некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, фио выполняет организационно-распорядительные функции указанного юридического лица, вправе действовать от имени организации без доверенности в силу наличия у нее полномочий по принятию решений в различных областях деятельности организации и контролю за их исполнением, в том числе в области соблюдения требований законодательства об административных правонарушениях в области порядка управления, она несет и всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, вместе с тем, материалы рассматриваемого дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих тот факт, что указанным должностным лицом предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ссылок на такие доказательства не содержит и поданная в суд жалоба, тогда как исследованные судьей районного суда доказательства свидетельствуют о том, что такая возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у нее имелась, что указывает на ее вину.
Привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ по тем же обстоятельствам юридического лица, на что ссылается защитник в судебном заседании суда второй инстанции, не исключает ответственности его должностного лица по данной норме, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлениях от 17 января 2013 года N1-П и от 25 февраля 2014 года N4-П, в определении от 14 декабря 2000 года N244-О и от 26 ноября 2018 года N3062-О, виновность юридического лица так или иначе является следствием виновности его должностных лиц (работников), привлечение которых к административной или уголовной ответственности не освобождает - в силу прямого указания части 3 статьи 2.1 КоАП РФ - от административной ответственности само юридическое лицо, вина которого проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих физических лиц, действующих от его имени и допустивших правонарушение.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и характер совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, связанные с реализацией одного из важнейших гражданских прав в целях оказания воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, в том числе посредством формирования соответствующего общественного мнения, оснований для освобождения должностного лица Ривиной А.В. от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения на основании ст.2.9 КоАП РФ, в данном случае не имеется.
Судьёй суда первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица общества в его совершении.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки позиции автора жалобы, административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления, имущественного положения виновника, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного должностному лицу общества наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости не установлено.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Доказательств невозможности исполнения такого наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав привлекаемого к ответственности лицо.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Перовского районного суда адрес от 01 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, в отношении директора АНО "Центр по работе с проблемой насилия "... " Ривиной... оставить без изменения, жалобу по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.