Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Солтыс Е.Е, судей Ерохиной И.В. и Шветко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о возложении обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности
по кассационным жалобам Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 25 марта 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шветко Д.В, выслушав представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, Федеральной службы исполнения наказаний России Лучинкина С.С, поддержавшего доводы жалобы, а также считавшего доводы кассационной жалобы Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области обоснованными и подлежащими удовлетворению, заключение прокурора 4 отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лаптева О.Н, просившего оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФСИН России, ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Воронежской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил обязать ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области обеспечить пожарную безопасность объектов защиты, а именно: оборудовать установками пожарной сигнализацией помещения жестяно-сварочного цеха и помещений 13 отряда; оборудовать системой оповещения и управлением эвакуацией людей о пожаре помещения жестяно-сварочного цеха и помещений 13 отряда; привести в рабочее состояние системы и установки противопожарной защиты (установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управлением эвакуацией людей о пожаре) в методико-административном здании, в столовой, в зданиях отрядов N1, 2, а также в производственных помещениях цеха изготовления бочек; обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управлением эвакуацией); при недостаточности денежных средств возложить на ФСИН России обязанность обеспечить финансирование для устранения нарушений требований пожарной безопасности на объектах ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 25 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 июля 2021 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России просят постановленные судебные акты отменить, отказав в удовлетворении исковых требований. В доводах кассационной жалобы ссылаются на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие оснований для возложения на ФСИН России субсидиарной ответственности, выделяемых денежных средств достаточно для обеспечения пожарной безопасности учреждения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК N 1 УФСИН России по Воронежской области просит постановленные судебные акты отменить, отказав в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы указывает на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, в том числе отсутствия у процессуального истца полномочий на подачу настоящего иска.
В отзыве на кассационную жалобу УФСИН России по Воронежской области и ФСИН России, ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области просит удовлетворить доводы жалобы, отменив судебные акты.
В возражениях на кассационную жалобу ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Воронежской области прокуратура Воронежской области просила оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленными судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной специализированной прокуратурой проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области требований законодательства при содержании в учреждении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, заключенных под стражу, были выявлены следующие нарушения:
не оборудованы установками пожарной сигнализации помещения жестяно-сварочного цеха и помещения 13 отряда (Приложение А, п. АЗ, таблица АЗ, СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, с изменением N 1");
не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения жестяно-сварочного цеха и помещения 13 отряда, (п. 3.1 таблица 2 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности");
находятся в неисправном состоянии системы и установки противопожарной защиты (установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) в методико-административном здании, в столовой, в зданиях отрядов N1, 2, а также в производственных помещениях цеха изготовления бочек, (п. 61 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 N 390 (далее Правила);
не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документацией заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления пожарной сигнализации), (п. 63 Правил). Направлены представления об устранении нарушений законодательства.
Согласно сообщению УИТИОСВ ФСИН России, в рамках распоряжения ФСИН России от 9 декабря 2019 г. N290-р "О планировании и исполнении федерального бюджета" в УФСИН России по Воронежской области на 2020 год на мероприятия пожарной безопасности были доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 1 463 000 рублей, а также подготовлены предложения по корректировке, установленных на 2021 год, в объеме 654 600 рублей.
ФКУ ИК N УФСИН ФИО5 по "адрес" в адрес УФСИН ФИО5 по "адрес" были направлены служебные письма N/ТО/31/11-1014 от ДД.ММ.ГГГГ, N/ТО/31/11-1271 от ДД.ММ.ГГГГ, N/ТО/31/11-1342 от ДД.ММ.ГГГГ, N/ТО/31/11-2365 от ДД.ММ.ГГГГ, N/ТО/31/11-134, N/ТО/31/11-1674 от ДД.ММ.ГГГГ, N N/ТО/31/11-2466, 37/ТО/31/11-3954 от ДД.ММ.ГГГГ, N/ТО/31/11-6698 от ДД.ММ.ГГГГ о потребности в бюджетном финансировании на противопожарные мероприятия в период с 2018 по 2020 год.
Из справки начальника ПЧ-1 ФИО10 следует, что в 2020 году выделены денежные средства в размере 180 000 рублей на противопожарные мероприятия, которые освоены.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 4 марта 2020 года исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены.
На ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области возложена обязанность устранить нарушения требований статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона "Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в части обеспечения личной безопасности осужденных и персонала, а именно, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре помещение общежития для осужденных отряда N10 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, при недостаточности у ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области собственных денежных средств возложена обязанность на ФСИН России и УФСИН России по Воронежской области организовать финансирование мероприятий по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре вышеуказанных помещений, решение вступило в законную силу.
Из сообщения начальника ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области от 18 ноября 2020 года следует, что нарушения, выявленные по факту возгорания, стали возможны в результате недобросовестного отношения к обязанностям сотрудников учреждения, приняты меры к устранению, размещено извещение на приобретение приборов автоматической пожарной сигнализации на деревообрабатывающий участок на сумму 36165 руб. 33 коп, в металлообрабатывающем цехе проводится демонтаж старой проводки.
Как усматривается из акта обследования систем противопожарной автоматики объектов ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области, утвержденного 10 марта 2021 года, общая стоимость оборудования и материалов для выполнения монтажа АПС и СОУЭ составляют 326 118 руб. 60 коп, данный вид работ возможен только при наличии проектной документации по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре, при наличии оборудования и проектной документации срок монтажа составляет 1 год.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 18 Конституции Российской Федерации, статей 1, 20, 37 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", части 2 статьи 1, статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьями 1, 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 161, 158, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 9, 11, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пункта 13.1 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214, статьями 9, 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пунктов 4, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, пунктами 2.1, 2.5.1 Устава ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области, пришел к выводу о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства, допущенных ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области, приводящих к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц, удовлетворил исковые требования путем устранения выявленных нарушения законодательства, а также указал, что при недостаточности у ответчика денежных средств ответственность по его обязательствам несет ФСИН России в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, выводы судов подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы УФСИН России по Воронежской области и ФСИН России об отсутствии оснований для возложения на ФСИН России субсидиарной ответственности были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 120, статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, верно указал, что на ФСИН России возложены функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. ФСИН России обязана решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования.
Довод кассационной жалобы ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области в части отсутствия у прокурора права для обращения с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц противоречит положениям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Иск обоснованно предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательства в области пожарной безопасности, поскольку соблюдение требований законодательства, направлено на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся в ФКУ ИК-N1 УФСИН России по Воронежской области. Судом установлено, что отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре препятствует своевременному предотвращению воздействия опасных факторов пожара, спасению людей при пожаре, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - осужденных, содержащихся в учреждении, сотрудников ФКУ ИК N1 УФСИН России по Воронежской области, иных лиц, посещающих, либо находящихся на территории учреждения, а также граждан из жилого сектора г. Семилуки, примыкающего к учреждению.
По своему содержанию, приведенные доводы в кассационных жалобах направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Выводы судов мотивированы, а доводы кассационной жалобы не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Семилукского районного суда Воронежской области от 25 марта 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 июля 2021 года - оставить без изменения, а кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Д.В. Шветко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.