Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Жуленко Н.Л, Папушиной Н.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" об обязании создать в ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" условия для воспитания и проживания детей от 0 до 3 лет
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховского суда Республики Бурятия от 30 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Жанчибон С.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" о понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований указано, что в результате проведенной межрайонной прокуратурой проверкой исполнения законодательства, регулирующего вопросы помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарные лечебные учреждения и организации, осуществляющие надзор за данной категорией несовершеннолетних, выявлены нарушения.
На территории Республики Бурятия только ГБУЗ "Специализированный психоневрологический Дом ребенка "Аистенок", подведомственный Министерству здравоохранения республики, осуществляется надзор за детьми в возрасте от рождения и до достижения 3 лет. На территории МО "город Северобайкальск", МО "Северобайкальский район" социальные услуги несовершеннолетним оказывает ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее также - ГБУСО "ССРЦН", Учреждение, Центр), подведомственный Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия. Однако Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия не созданы условия для воспитания и проживания детей возрастной категории от рождения до 3 лет в ГБУСО "ССРЦН", в связи с чем не обеспечен круглосуточный прием малолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или оставшихся без попечения родителей. Допущенные нарушения препятствуют реализации прав детей, в том числе, в возрасте от рождения до 3 лет, на социальную помощь и защиту, свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении Минсоцзащиты Республики Бурятия полномочий в установленной сфере деятельности.
Просит возложить на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обязанность в срок до 1 сентября 2021 г. по созданию в ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" условий для воспитания и проживания детей от рождения до 3 лет.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 9 июня 2021 г. исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 30 августа 2021 г, с учетом определения об исправлении описки от 6 сентября 2021 г, решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 9 июня 2021 г. отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы от прокурора, участвующего в деле, поступили возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, от Правительства Республики Бурятия поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывает на то, что Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия не созданы условия для воспитания и проживания детей возрастной категории от рождения до 3 лет в ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", и просит обязать ответчиков создать в ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" условия для воспитания и проживания детей от рождения до 3 лет.
Из Устава ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" следует, что учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Бурятия. Полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения о имени Республики Бурятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что предметом и основными видами деятельности Учреждения являются профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации, их временное содержание, содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей и иных законных представителей, на воспитание в семью, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и иных законных представителей, пребывающих в Учреждении, социально-психологическое сопровождение замещающих семей, а также предоставление временного бесплатного проживания и питания, социального сопровождения лицам из числа детей, завершивших пребывание в Учреждении, но не старше 23 лет.
Из объяснения, данного директором ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" ФИО5, следует, что в настоящее время в Центре содержатся 15 несовершеннолетних детей, двое из которых не достигли 3-х летнего возраста. В соответствии с Уставом Центр не принимает детей от рождения до 3 лет. Указанные несовершеннолетние помещены в Центр, поскольку учреждения здравоохранения здоровых детей принимать отказываются. Центр является реабилитационным, оказывает социально-реабилитационные услуги, в связи с чем считает, что указанная категория детей должна помещаться в учреждения здравоохранения.
Согласно ответу Администрации МО "г. Северобайкальск", за текущий ДД.ММ.ГГГГ. было произведено отобрание 2 детей от рождения до 3 лет, дети помещены в ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" п. Нижнеангарск.
Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 13, ч. 3, 5 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", п. 11. Раздела 3 Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896, п. 2.3.3.8. ГОСТ Р52495-2005, а также ссылаясь на п. 2.2 Устава ответчика ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что ни примерным положением о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, ни Уставом ответчика ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" не предусмотрено содержание несовершеннолетних от рождения до 3 лет, законодатель не предусматривает их размещение в указанных учреждениях, поскольку согласно действующему законодательству дети в этом возрасте помещаются в учреждения органов здравоохранения.
Кроме того, положения ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, п.п. 20, 21 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481, к ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" не относятся.
Проверяя законность принятого решения в апелляционном порядке, суд второй инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда и принимая новое об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что факт нахождения и содержания детей от рождения до 3 лет в ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" подтверждается материалами дела; сторонами не опровергнут довод прокурора о том, что в связи с отсутствием на территории муниципальных образований "г. Северобайкальск", "Северо-Байкальский район" организаций для детей-сирот органы системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних вынуждены обращаться в ГБУСО "Северобайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" для помещения детей в учреждение; законом не предусмотрено направление здоровых детей с рождения до достижения 3 лет в медицинские организации, следовательно, судом первой инстанции неправомерно сделан вывод о том, что все дети в этом возрасте помещаются в учреждения органов здравоохранения.
Также отметил, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, значительной нагрузкой на систему здравоохранения, направление детей от рождения до 3 лет в учреждения органов здравоохранения является затруднительным и может повлечь неблагоприятные последствия для здоровья несовершеннолетних.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они отвечают требованиям гражданского и семейного законодательства, все имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно.
Согласно п. 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги (п. 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Правовая позиция суда апелляционной инстанции, изложенная в апелляционном определении, является правильной, выводы суда второй инстанции, вопреки мнению кассатора, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Исходя из положений статей 67, 71, 195-198 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Указанные требования закона судом апелляционной инстанции при разрешении спора были выполнены.
Ссылка кассатора на применение судом недействующего нормативного акта, а именно, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г, которым утверждены СанПин 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктами 1.6 и 1.7 которых предусмотрено, что дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в которых создаются условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы, а под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации, несостоятельна.
Действительно, пункт 94 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1631 "Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" содержит ссылку на Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г, однако пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1631 предусмотрено, что оно вступает в силу с 1 января 2021 г, таким образом, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции указанное Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. являлось действующим нормативным правовым актом.
Таким образом, нахождение детей в возрасте до 3 лет в медицинском учреждении возможно по медицинским показаниям, в остальных случаях дети помещаются в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации.
В данном случае, отменяя решение суда и принимая новое решение, суд апелляционной исходил прежде всего из интересов несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Иные доводы кассатора направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, иному толкованию норм материального права, были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, которые были обоснованно отклонены и не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховского суда Республики Бурятия от 30 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.