Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А, Масенина П.Е, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-353/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 1 июля 2021 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего N командного пункта (противовоздушной обороны) "данные изъяты" Барсукова ФИО7 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и неначислением дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Барсуков, окончивший высшее военное учебное заведение профессионального образования и получивший в связи с этим первое офицерское звание 21 июня 2008 г, подлежал включению с указанной даты в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) в обязательном порядке.
Однако в указанный реестр административный истец включен в августе 2016 года, с датой возникновения основания для включения в реестр - 21 июня 2008 г, его именной накопительный счет (далее - ИНС) открыт 28 августа 2020 г.
Учет накоплений на ИНС Барсукова, как участника НИС, и передача их в доверительное управление производится с 1 сентября 2020 г, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 3-го квартала 2020 г.
На основании сведений о лицах, получивших право на использование накоплений для жилищного обеспечения в связи с достижением общей продолжительности военной службы 20 лет, в том числе в льготном исчислении и изъявивших желание реализовать это право, денежные средства были перечислены на личный счет участника системы 27 января 2021 г. в размере "данные изъяты" По состоянию на 1 января 2021 г. на ИНС участника учтены накопления за период с 21 июня 2008 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты", из которых доход от инвестирования составляет "данные изъяты"
Полагая нарушенным право на начисление на ИНС доходов от инвестирования с 21 июня 2008 г, Барсуков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС;
- обязать федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека) учесть на его именном накопительном счете (N) недополученный доход от инвестирования за период с 21 июня 2008 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" за вычетом фактически начисленного дохода от инвестирования накоплений за период с 28 августа 2020 г. (дата фактического открытия ИНС) по 31 декабря 2020 г.
Барсуков также просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя и государственной пошлины при обращении в суд, в размере 25300 руб.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Барсукова удовлетворил частично, признав незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением Барсукова в реестр участников НИС, и обязал Росвоенипотеку дополнительно учесть на именном накопительном счете Барсукова за период с 21 июня 2008 г. по 31 декабря 2020 г. доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты" руб. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Суд также взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Барсукова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя, в общей сумме 3300 руб.
В удовлетворении требования Барсукова о взыскании в его пользу судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме, превышающей 3000 руб, суд Барсукову отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, приведя п. 6, 11, 14 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ст. 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - Правила формирования накоплений), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, регулирующие вопросы формирования накоплений для жилищного обеспечения, в том числе доходов от их инвестирования, указывает, что решение не может быть исполнено, так как рассчитать предполагаемый доход от инвестирования за указанный в решении период не представляется возможным, поскольку причитающиеся административному истцу накопления в спорный период в доверительное управление не передавались, а утвержденная Правительством РФ методика такого расчета и предусмотренные законом процедуры отсутствуют, при этом, в отличие от накопительного взноса, доход от инвестирования участнику НИС не гарантирован законом.
Приведя п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" считает, что расходы, связанные с оплатой услуг представителя, не являются разумными.
Полагает, что административный истец неправомерно не воспользовался правом на бесплатную юридическую помощь, предоставляемую Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 этого же закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона о НИС учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации статьи 7 Закона о НИС постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 г. N 477 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этим же приказом функции регистрирующего органа Министерства обороны Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение Росвоенипотека.
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, именной накопительный счет включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Изменения в именной накопительный счет вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в именной накопительный счет производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с. абз. 3 п. 6 Правил формирования накоплений расчет накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников накопительно-ипотечной системы независимо от даты фактического включения его в указанный реестр и открытия в отношении его именного накопительного счета до даты возникновения основания для исключения его из указанного реестра.
Согласно абз. 3 п. 7 Правил формирования накоплений расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Федерального закона.
Из материалов дела видно, что Барсукову после окончания высшего военного учебного заведения 21 июня 2008 г. присвоено первое воинское звание офицера.
Однако в реестр участников НИС административный истец включен только в августе 2020 года, его ИНС открыт 28 августа 2020 г.
Учет накоплений на ИНС Барсукова, как участника НИС, и передача их в доверительное управление производится с 01 сентября 2020 г, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС со 3-го квартала 2020 г.
По состоянию на 1 января 2021 г. на ИНС участника учтены накопления за период с 21 июня 2008 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты", из которых доход от инвестирования составляет "данные изъяты"
Поскольку Барсуков включен в реестр участников НИС только через 12 лет со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что накопления на ИНС административного истца за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, то есть с 21 июня 2008 г, учтены в меньшем размере, а именно - без учета доходов от их инвестирования, что нарушило его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, о необходимости соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Вывод суда также согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Что же касается доводов жалобы относительно неправомерности взыскания судом с Министерства обороны РФ в пользу административного истца расходов, связанных с оплатой услуг представителя, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд.
При этом ст. 112 КАС предусматривает возможность присуждения расходов на оплату услуг представителя стороне, в пользу которой состоялось решение суда, именно в разумных пределах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 июля 2007 г. N 382-О-О, от 22 марта 2011 г. N 361-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Разумность размеров, как категория оценочная, определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В пункте 13 этого же постановления разъяснено, что суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что на основании договора оказания юридических услуг от 11 февраля 2021 г, заключенного между ООО "Молодострой.Ру" (далее - Исполнитель) и Барсуковым (далее - Заказчик) Исполнитель принял на себя обязательство организовать работу по подготовке и юридическому сопровождению подачи искового заявления по предмету спора заказчика. В рамках договора исполнитель обязуется изучить представленные документы, составить документы по досудебному урегулированию спора, составить исковое заявление, осуществлять консультирование по предмету договора. Стоимость услуг составляет 25 000 руб.
Выполнение и оплата услуг по Договору подтверждается счетом на оплату от 11 февраля 2021 г, соответствующим Актом оказанных услуг от 14 мая 2021 г. с указанием о произведенной оплате по указанному Договору.
Правильно установив, что для обращения в суд Барсуков воспользовался услугами представителей, которыми составлен административный иск, гарнизонный военный суд с учетом принципов разумности, предмета рассматриваемого административного дела, его сложности, продолжительности судебного заседания в суде первой инстанции, объема оказанных представителями административного истца услуг, пришел к верному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления Барсукова о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела, правомерно взыскав с Министерства обороны РФ в его пользу 3300 руб. и отказав в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в большем размере.
Довод жалобы о том, что административный истец мог воспользоваться правом на бесплатную юридическую помощь, предоставляемую на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", является несостоятельным.
Так, частью 3 статьи 3 этого Федерального закона определено, что федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве.
Частью 4 статьи 54 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Такие основания для назначения Барсукову представителя для представления его интересов в судебных заседаниях отсутствовали.
В связи с этим судебная коллегия находит проверяемое решение обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 1 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Барсукова ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.