Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Масенина П.Е.
судей: Перепелкина А.И, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Попове В.А, с участием представителя административного истца Зубриновича Ю.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-242/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2021 года, которым частично удовлетворён административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Пруцкова ФИО8 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неполным начислением на именной накопительный счёт доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Пруцков с августа 2004 года по июнь 2009 года проходил военную службу по контракту в должности курсанта военного училища, по окончании которого подлежал, но не был включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - реестр НИС).
В реестр участников НИС административный истец включён только в ноябре 2014 года с датой возникновения основания для включения в этот реестр с 21 июня 2009 года.
В декабре 2014 года ФГКУ "Росвоенипотека" открыло Пруцкову именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который произвело учёт накоплений для жилищного обеспечения, в том числе накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, а также стало учитывать доход, получаемый от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход), размер которого на 31 декабря 2016 года составил "данные изъяты"
Полагая, что инвестиционный доход начислен в меньшем, чем причитается размере, Пруцков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением в реестр участников НИС, и просил обязать ФГКУ "Росвоенипотека" за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода и за вычетом ранее учтённого инвестиционного дохода учесть на его ИНС этот доход за период с июня 2009 года по 16 июня 2017 года, то есть на дату получения им целевого жилищного займа.
Судом первой инстанции административный иск удовлетворён частично.
Суд признал незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, и обязал ФГКУ "Росвоенипотека" за вычетом фактически учтённого зачесть на ИНС Пруцкова за период с июня 2009 года по 31 декабря 2016 года за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода денежные средства в размере "данные изъяты"
Кроме того, суд взыскал в пользу административного истца с Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении административного иска в части, касающейся возложения на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по учёту на ИНС Пруцкова инвестиционного дохода за период с января по 16 июня 2017 года судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование жалобы её автор, приводя положения ст. 3, 5, 16-17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, отмечает, что возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС участников НИС.
Утверждает о том, что поскольку Пруцков включён в реестр участников НИС только в ноябре 2014 года и до этого времени ИНС ему не открывался, то получать доход от инвестирования до указанного года, когда денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались, не представляется возможным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами, которым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888 определён ДЖО.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Из материалов дела видно, что Пруцков с августа 2004 года по июнь 2009 года являлся курсантом военного училища, по окончании которого подлежал включён в реестр участников НИС, однако в этот реестр он был включён только в ноябре 2014 года с датой возникновения основания для включения в него с 21 июня 2009 года.
В декабре 2014 года административному истцу открыт ИНС, а поэтому накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно переданы не были, в связи с чем доходы от их инвестирования не учитывались до открытия ИНС.
Таким образом, поскольку Пруцков включён в реестр участников НИС только через 5 лет со дня возникновения у него этого основания по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, то он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС и имевшими возможность фактически реализовать это право.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением Пруцкова в реестр участников НИС накопления на его ИНС ФГКУ "Росвоенипотека" необоснованно учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС административного истца после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС, что является нарушением его права, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Установив, что по состоянию на 1 января 2017 года инвестиционный доход у военнослужащего, получившего право на тех же условиях и в одно с Пруцковым время (с июня 2009 года) стать участниками НИС, составил "данные изъяты" рублей, а у административного истца - "данные изъяты", суд первой инстанции правомерно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть на ИНС Пруцкова за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода денежные средства в размере "данные изъяты"
Данный вывод суда первой инстанции не противоречат правовой позиции по указанному вопросу, изложенной в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор жалобы, по вышеприведённым основаниям являются ошибочными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2021 года по административному иску Пруцкова ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 1 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.