Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Масенина П.Е, судей:
Зинюшина Н.Н, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи Джаббарове Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-334/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О. на решение Московского гарнизонного военного суда от 16 июня 2021 г, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ивахненко ФИО7 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и формированием накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ивахненко, проходящий с 19 января 2009 г. военную службу по контракту, 19 января 2012 г. заключил второй контракт о прохождении военной службы.
9 октября 2012 г. административный истец в воинском звании старший матрос подал рапорт на имя командира войсковой части о включении его в реестр участников НИС.
В связи с наличием общей продолжительности военной службы по контракту 3 года Ивахненко подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) в добровольном порядке, то есть на основании его заявления с 9 октября 2012 г.
Однако именной накопительный счет (далее - ИНС) административному истцу открыт только 29 июня 2016 г. с датой возникновения оснований - 8 апреля 2016 г. на основании сведений, поступивших из регистрирующего органа. Учет накоплений на ИНС участника и передача их в доверительное управление производятся с 1 июля 2016 г, инвестиционный доход начисляется и учитывается с III квартала 2016 года. Целевой жилищный займ для приобретения жилого помещения не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались.
На основании сведений из регистрирующего органа в учетные данные внесена запись об изменении даты возникновения основания для включения с 8 апреля 2016 г. на 9 октября 2012 г, а также регистрационного номера участника НИС с N на N.
В связи с изменением даты возникновения основания для включения в реестр на ИНС участника системы были учтены 1 октября 2018 г. накопления за период с 9 октября 2012 г. по 8 апреля 2016 г. в размере "данные изъяты" По состоянию 1 января 2021 года на ИНС участника системы учтены накопления за период с 9 октября 2012 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты", из которых доход от инвестирования составляет "данные изъяты".
Полагая нарушенным право на начисление на ИНС доходов от инвестирования с 9 октября 2012 г, Ивахненко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС, и обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека) учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 9 октября 2012 г. в размере "данные изъяты" за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Ивахненко также просил взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, приведя п. 6, 11, 14 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ст. 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - Правила формирования накоплений), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, регулирующие вопросы формирования накоплений для жилищного обеспечения, в том числе доходов от их инвестирования, указывает, что решение не может быть исполнено, поскольку рассчитать предполагаемый доход от инвестирования за указанный в решении период не представляется возможным, причитающиеся административному истцу накопления в спорный период в доверительное управление не передавались, а утвержденная Правительством РФ методика такого расчета и предусмотренные законом процедуры отсутствуют, при этом, в отличие от накопительного взноса, доход от инвестирования участнику НИС не гарантирован законом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 этого же закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона о НИС учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации статьи 7 Закона о НИС постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Приказом Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 г. N 477 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этим же приказом функции регистрирующего органа Министерства обороны Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение Росвоенипотека.
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии см. абз. 3 п. 6 Правил формирования накоплений расчет накопительного взноса, подлежащего учету на ИНС участника НИС, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников НИС независимо от даты фактического включения его в указанный реестр и открытия в отношении его ИНС до даты возникновения основания для исключения его из указанного реестра.
Согласно абз. 3 п. 7 Правил формирования накоплений расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Федерального закона.
Из материалов дела видно, что Ивахненко, проходящий с 19 января 2009 г. военную службу по контракту, 19 января 2012 г. заключил второй контракт о прохождении военной службы и 9 октября того же года 2012 г. административный истец в воинском звании старший матрос подал рапорт на имя командира войсковой части о включении его в реестр участников НИС.
Однако в реестр участников НИС административный истец включен только в 2016 году с открытием ему ИНС 29 июня 2016 г.
Учет накоплений на ИНС участника и передача их в доверительное управление производятся с 1 июля 2016 г, инвестиционный доход начисляется и учитывается с III квартала 2016 года.
При этом накопительные взносы, которые должны были поступить на этот счет из федерального бюджета, в доверительное управление до III квартала 2016 не передавались и поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
Поскольку Ивахненко включен в реестр участников НИС только через 4 года со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически.
Правильно установив, что по состоянию на 1 января 2021 г. сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в октябре 2012 года, составляет "данные изъяты", а сумма уже учтенного инвестиционного дохода у Ивахненко за период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2020 г составляет "данные изъяты", гарнизонный военный суд верно рассчитал, что сумма инвестиционного дохода, который должен быть дополнительно начислен административному истцу вследствие несвоевременного включения его в реестр участников НИС, по состоянию на 1 января 2021 года составляет "данные изъяты" (руб.).
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к правильному выводу о том, что накопления на ИНС административного истца за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, то есть 9 октября 2012 г. по дату фактического открытия его ИНС, учтены в меньшем размере, а именно - без учета доходов от их инвестирования, что нарушило его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, о необходимости соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Вывод суда также согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
В связи с этим судебная коллегия находит проверяемое решение обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 16 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Ивахненко ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 14 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.