Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Малаховой Е.А. (далее - Малахова Е.А.), действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ", на вступившие в законную силу постановление судьи Татищевского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 г. и решение судьи Саратовского областного суда от 15 февраля 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" (далее - ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Татищевского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 15 февраля 2021 г, ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Малахова Е.А, действующая в интересах ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ", просит отменить названные судебные акты, приводя доводы о их незаконности, и прекратить производство по делу.
ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на неё не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 указанного Федерального закона техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Пунктом 4 Приложения N 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ предусмотрено, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1, 2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1, 6 мегапаскаля; 2) III класс опасности для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0, 005 мегапаскаля до 1, 2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0, 005 мегапаскаля до 1, 6 мегапаскаля включительно.
В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с пунктами 5 и 6 ПравилПравил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в государственном реестре не позднее 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 5 названных Правил.
В силу подпунктов "в", "г", "и", "л" пункта 4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1083, в охранных зонах объектов магистральных газопроводов запрещается: устраивать свалки, осуществлять сброс и слив едких и коррозионно-агрессивных веществ и горюче-смазочных материалов; складировать любые материалы, в том числе горюче-смазочные, или размещать хранилища любых материалов; осуществлять рекреационную деятельность, кроме деятельности, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 6 настоящих Правил, разводить костры и размещать источники огня; размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, за исключением объектов, указанных в подпунктах "д" - "к" и "м" пункта 6 данных Правил.
В соответствии с пунктом 51 Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520, осуществление мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО МТ разрешается только после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации или экспертизы промышленной безопасности документации и получения разрешения на проведение указанных работ в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности и законодательством в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки в отношении ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ", проведенной на основании приказов Средне-Поволжского управления Ростехнадзора 2 июня 2020 г. N и от 22 сентября 2020 г. N, 25 сентября 2020 г. в 14 часов 30 минут выявлено, что магистральные трубопроводы эксплуатируются названой организацией на опасном производственном объекте "Участки магистральных газопроводов Сторожевского ЛПУ МГ" (регистрационный N N, I класс опасности), расположенном по адресу: Саратовская область, Татищевский район, посёлок Сторожевка, с нарушением вышеуказанных обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно:
- неверно проведена идентификация. В составе названного опасного производственного объекта учтены газопроводы, которые имеют критерий отнесения к опасным производственным объектам в соответствии с пунктом 4 Приложения 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, и предназначенные для транспортировки природного газа под давлением до 1, 2 мегапаскаля включительно (участок магистрального газопровода Степное-Сторожевка, протяженность 2 км, рабочее давление 0, 58 МПа, протяженность 0, 577 км, рабочее давление 0, 58 МПа; газопровод-отвод ГРС Красноармейск-Коробки-Сторожевка (АГРС-БК-ГРС- 11-16 г. Красноармейск), протяженность 3, 1 км, рабочее давление 0, 58 МПа; газопровод-отвод на ГРС Каменский (свх. Суворовский), протяженность 0, 09 км, рабочее давление 0, 58 Мпа; газопровод-отвод на с. Усть-Залиха, протяженность 0, 47 км, рабочее давление 0, 58 Мпа; выходной шлейф г. Саратов ГРС 2А 9 на город протяженность 0, 405 км, рабочее давление 1, 17 МПа; шлейф 1 на ТЭЦ-5, общая протяженность 0, 31 км, рабочее давление 1, 17 МПа; шлейф 2 на ТЭЦ-5, общая протяженность 0, 31 км, рабочее давление 1, 17 МПа; шлейф 1 на ТЭЦ-5, общая протяженность 0, 65 км, рабочее давление 1, 17 Мпа; шлейф 2 на ТЭЦ-5, общая протяженность 0, 65 км, рабочее давление 1, 17 МПа; шлейф на Елшанку, общая протяженность 0, 45 км, рабочее давление 1, 17 МПа; шлейф на АГНКС, общая протяженность 0, 05 км, рабочее давление 1, 17 МПа; котельная с котлами N 1, 2 LIDIA 50; газорегуляторный пункт РП-10, на собственные нужды ГИС Б. Копены; газопровод на собственные нужды ГИС Б. Копены);
- отсутствует проектно-исполнительная документация, экспертиза на реконструкцию магистрального газопровода Степное-Сторожевка 55, 5 км в части его перевода в разряд газопроводов высокого давления 1 категории (Р=1, 18 МПа), с изменением охранных зон;
- нарушена охранная зона магистрального газопровода Первомайское-Сторожевка 58, 3 км. Д530 (в охранной зоне (20 м) находится кирпичный дом ФИО5; в охранной зоне (10 м) находится свалка мусора; в охранной зоне находится древесно-кустарниковая растительность, лесные насаждения.
Указанные обстоятельства вменяемого ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: актом проверки от 25 сентября 2020 г. (т. 1 л.д. 21-29); предписанием от 25 сентября 2020 г. (т. 1 л.д. 30-33); протоколом об административном правонарушении от 2 октября 2020 г. (т. 1 л.д. 37-40), и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доказательства, на основании которых установлена виновность ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" получены в ходе проведения проверки. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу, являются несостоятельными. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, не согласиться которой оснований не имеется. При этом мотивы, по которым одни доказательства были приняты судами и положены в основу принятых по делу судебных актов, а другие доказательства были отвергнуты, изложены в судебных актах.
Довод заявителя в жалобе о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за малозначительные правонарушения, а предоставляет только право суду принять такое решение.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Однако в данном случае, с учетом признаков объективной стороны, роли правонарушителя, существенно нарушены охраняемые общественные отношения в области промышленной безопасности, и установленные действия ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" не могут быть признаны малозначительными. Выводы судей предыдущих инстанций об отсутствии оснований для признания административного правонарушения малозначительным, являются правильными.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, не представлено.
Вопреки доводам жалобы наличие каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 указанного выше Кодекса, судебными инстанциями не установлено.
Поданная в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалоба не содержит каких-либо подтвержденных правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены или изменения обжалуемых актов. Приведенные в ней иные доводы, сводятся к несогласию с принятыми по делу актами, они являлись предметом исследования и проверки в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Действия ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании оценки совокупности исследованных судебными инстанциями доказательств.
Постановление о привлечении ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Татищевского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 г. и решение судьи Саратовского областного суда от 15 февраля 2021 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Малаховой Е.А, действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ", - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.