Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу Булатовой ФИО5 на вступившие в законную силу постановление должностного лица - заместителя начальника ИФНС N20 по Московской области Петровой И.Н. N N от 16 сентября 2020 года, решение судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 18 мая 2021 года и решение судьи Московского областного суда от 22 июня 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица- генерального директора ООО "Торговый дом Папирус- Столица" Булатовой ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 20 по Московской области N от 16 сентября 2020 года, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Папирус-столица" (далее также - ООО "ТД "Папирус-столица", Общество) Булатова Д.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 22 июня 2021 года, постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Булатова Д.Е. просит отменить состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и дополнений к ней позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В силу с пункта "б" части 9 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 291-ФЗ) (далее также - Закон N 173) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено указанным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Статьей 12 выше указанного Закона установлен исчерпывающий перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидентов в счет оплаты за поставленный ему товар, не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
Поскольку совершенная резидентом и нерезидентом валютная операция также не входит в число валютных операций, совершение которых без использования счетов в уполномоченных банках предусмотрено данным Законом, ее осуществление, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Из материалов дела следует, что ООО "ТД ПАПИРУС-СТОЛИЦА" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" предоставлен отчёт о движении средств по счету N N в филиале ДБ АО "СБЕРБАНК" в г. Алматы (Республика Казахстан) и подтверждающие банковские документы. Между филиалом "ПАПИРУС-АЛМА-АТА" ООО "ТД ПАПИРУС-СТОЛИЦА" и нерезидентом ОсОО "Полиграфбумресурсы" (Республика Казахстан) заключён договор поставки товара (бумага) N 015-17 от 10.10.2017 г, который действует в течении года и пролонгируется неограниченное количество раз. Оплата по договору на сумму 6 518 00 тенге 18 сентября 2018 года поступила на счёт общества N N в филиале ДБ АО "СБЕРБАНК" в г. Алматы (Республика Казахстан), расположенном за пределами территории Российской Федерации. Согласно анализу представленной выписки установлено, что Общество не перечислило валютную выручку, полученную от ОсОО "Полиграфбумресурсы" (Республика Казахстан), на счёт открытый в уполномоченном банке. Таким образом, ООО "ТД ПАПИРУС- СТОЛИЦА", генеральным директором которого являлась Булатова Д.Е, зачислив 18 сентября 2018 года N N в филиале ДБ АО "СБЕРБАНК" в г. Алматы (Республика Казахстан), денежные средства, поступившие от ОсОО "Полиграфбумресурсы" в размере 6 518 000 тенге в качестве оплаты за товар (бумага офсетная) нарушило требования, установленные ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" лицом, ответственным за ведение дел экономического субъекта является единоличный исполнительный орган этого экономического субъекта (генеральный директор), либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Согласно пункту 1.5 Положения "Учетная политика" ООО "ТД Папирус-Столица" на 2016-2018 годы, утвержденного приказом генерального директора от 31.12.2015г, ответственным за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, является генеральный директор. Должность генерального директора ООО "ТД Папирус-столица" занимала Булатова Д.Е.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения, в том числе в абзац второй части 5 статьи 12 и статью 19 названного закона.
Новая редакция части 5 статьи 12 с изменениями, вступившими в силу с 1 июля 2021 года, предусматривает, что наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей статьи, на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, были отменены.
В соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 года N 223-ФЗ) требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 - 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 - 2522, 2524 - 2530, 2601-2704 00 (кроме 7102 39 000 0), 2709 00, 2710... ".
Таким образом, Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" с изменениями, вступившими в силу 1 июля 2021 года, содержит положения, отменяющие обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, в том числе за переданные нерезидентам товары.
На счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации могут быть зачислены денежные средства в иностранной валюте по внешнеторговым экспортным договорам, в отношении которых требования о репатриации иностранной валюты отменено.
Обязательные требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в новой редакции не применяются для внешнеторговых контрактов с расчетами в иностранной валюте, за исключением контрактов по позициям, перечисленным в части 8 статьи 19.
Как следует из материалов дела, денежные средства от ОсОО "Полиграфбумресурсы" в размере 6 518 000 тенге на счет Общества N КZ N в филиале ДБ АО "СБЕРБАНК" в г. Алматы (Республика Казахстан) за товар: "Оплата за бумагу офсетная" от 18.09.2018г, что соответствует группе товаров с позицией 48 "Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона" Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, не предусмотренной перечнем товаров, классифицированных в соответствии с единой ТНВД ЕАЭС, приведенным в части 8 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов дела усматривается, что на момент вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2021 года N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" административное наказание, назначенное постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 20 по Московской области N от 16 сентября 2020 года исполнено не было.
Таким образом, положения Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" с изменениями, вступившими в силу с 1 июля 2021 года, устраняющими административную ответственность за осуществление расчетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации по счетам в неуполномоченных банках, распространяются на Булатову Д.Е.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Исходя из положений указанных норм при отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя подлежит прекращению.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление административного органа и судебные акты, состоявшиеся в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Папирус-столица" Булатовой Динары Евгеньевны о привлечении ее к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление должностного лица - заместителя начальника ИФНС N20 по Московской области Петровой И.Н. N N от 16 сентября 2020 года, решение судьи Железнодорожного городского суда Московской области от 18 мая 2021 года и решение судьи Московского областного суда от 22 июня 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица- генерального директора ООО "Торговый дом Папирус- Столица" Булатовой ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.