Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3212/2021 по иску Пироговой Светланы Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Пироговой Светланы Александровны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пирогова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени о признании незаконным решения от 08 июня 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период с 18 апреля 2017 года по 13 марта 2020 года в должности старшей медицинской сестры гастроэнтерологического отделения с кардиологическими койками стационара акционерного общества "Медико-санитарная часть "Нефтяник", о назначении пенсии с 12 июля 2017 года.
В обоснование исковых требований указала, что с 18 апреля 2017 года по 13 марта 2020 года она работала старшей медицинской сестрой гастроэнтерологического отделения с кардиологическими койками стационара в акционерном обществе "Медико-санитарная часть "Нефтяник", осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения. 17 марта 2020 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". 08 июня 2020 года ей отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, несмотря на то, что в оспариваемый период ею осуществлялась лечебная деятельность, а организационно-правовая форма организации не должна влиять на право работника на досрочное пенсионное обеспечение.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 19 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 сентября 2021 года Пироговой С.А. отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Пирогова С.А. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Тюмени от 19 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 сентября 2021 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В доводах кассационной жалобы указывает, что в соответствии с выданными лицензиями акционерное общество "Медико-Санитарная часть "Нефтяник" является учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность. Указывая, что она осуществляет лечебную деятельность, при этом организационно-правовая форма учреждения, где она работала и работает, не имеет правового значения при назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагает, что суды должны были прийти к выводу о необоснованности отказа пенсионного органа включить спорный период её работы в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Отказ во включении в специальный стаж данного периода работы влияет на её пенсионные права, поскольку недостаточность специального стажа составляет 11 месяцев 27 дней.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поименована должность старшей медицинской сестры в больницах всех наименований.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, предоставляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 марта 2020 года Пирогова С.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением от 08 июня 2020 года Пироговой С.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Пенсионным органом в специальный стаж не включен период работы с 18 апреля 2017 года по 13 марта 2020 года старшей медицинской сестрой гастроэнтерологического отделения с кардиологическими койками стационара в акционерном обществе "Медико-санитарная часть "Нефтяник", поскольку в Уставе акционерного общества, принятом 30 августа 2016 года не предусматривается наличие структурных подразделений, Положение о структурном подразделении не предоставлено в виду его отсутствия, что противоречит пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Продолжительность специального стажа работы Пироговой С.А. определена пенсионным органом в 29 лет 04 дня.
Не согласившись с указанным решением, Пирогова С.А. обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении периода работы Пироговой С.А. в акционерном обществе "Медико-санитарная часть "Нефтяник" в льготный стаж, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что акционерное общество "Медико-санитарная часть "Нефтяник" не является учреждением здравоохранения, является коммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме акционерное общество не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 66.3, 96, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что акционерное общество "Медико-санитарная часть "Нефтяник" является и являлось не учреждением, а коммерческой организацией, то есть организацией, имеющей иную организационно-правовую форму, в связи с чем оснований для включения периода работы Пироговой С.А. с 18 апреля 2017 года по 13 марта 2020 года в должности старшей медицинской сестры гастроэнтерологического отделения с кардиологическими койками стационара в акционерном обществе "Медико-санитарная часть "Нефтяник" в специальный стаж не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Настаивая на отмене судебных постановлений Пирогова С.А. указывает, что работая в спорный период в медицинском учреждении, осуществляя лечебную деятельность по охране здоровья населения, она имеет право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем вышеуказанные доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как верно указано судами, досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.
Как уже указывалось ранее, судами установлено, что в спорный период Пирогова С.А. осуществляла трудовую деятельность в акционерном обществе.
Акционерное общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, а не в целях оказания населению медицинской помощи, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В Списке N 781, вопреки ошибочному мнению истца, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационно-правовую форму акционерное общество, даже если общество осуществляет медицинскую деятельность.
Вопреки ошибочному мнению истца, выполнение ею работы по лечению больных с различными заболеваниями само по себе не свидетельствует о праве работника на льготное пенсионное обеспечение. При этом, термин "учреждение здравоохранения" необоснованно трактуется истцом расширительно и применяется ко всем субъектам здравоохранения.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Отказывая во включении спорного периода работы в специальный стаж, пенсионный орган ссылался на пункт 6 Правил N 781.
Согласно пункту 6 Правил N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о структурных подразделениях организаций, относящихся к воинским частям. Однако Пирогова С.А. работала в должности старшей медицинской сестры гастроэнтерологического отделения с кардиологическими койками стационара в акционерном обществе "Медико-санитарная часть "Нефтяник", который не относится к категории подразделений воинской части, в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы. Однако неверное применение пенсионным органом норм материального права не привело к принятию незаконного решения. Нормы материального права верно применены судами при разрешении заявленного Пироговой С.А. спора.
Исходя из правовых позиций изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 03 июня 2004 года N 11-П, а также в определении от 04 марта 2004 года N N 81-О, в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что акционерное общество "Медико-санитарная часть "Нефтяник" не относятся к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение, основаны на правильном применении положений пенсионного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорного периода работы и о назначении такой пенсии у судов не имелось.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в оспариваемых судебных постановлениях, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов или опровергали выводы судебных решений, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Иная точка зрения истца на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены судебных постановлений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пироговой Светланы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.