Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Молчановой А.А, Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-699/2021 по коллективному административному исковому заявлению ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО1, ФИО82, Артюшенко ФИО132, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО2, ФИО86, ФИО87, ФИО3, ФИО88, ФИО4, ФИО89, ФИО90, ФИО5, ФИО91, ФИО92, ФИО6, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО7, ФИО8, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО9, ФИО103, ФИО104, ФИО10, ФИО105, ФИО11, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО12, ФИО13, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО14, ФИО15, ФИО112, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО113, ФИО114, ФИО19, ФИО20, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО21, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО22, ФИО23, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74 об оспаривании распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 12 августа 2015 года N П16/1208 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34", по апелляционным жалобам Министерства строительного комплекса Московской области и Общества с ограниченной ответственностью "Земельные ресурсы" на решение Московского областного суда от 23 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителей административных истцов - адвоката ФИО162, адвоката ФИО163, полагавших решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, административного ответчика Министерства строительного комплекса "адрес" ФИО154, заинтересованного лица ООО "Земельные ресурсы" ФИО155, ФИО156, адвоката ФИО157, представителя Министерства жилищной политики "адрес" по доверенности ФИО158, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 12 августа 2015 года NП16/1208 утвержден проект планировки и проект межевания территории по адресу: "адрес" (далее - Распоряжение от 12 августа 2015 года NП16/1208, Распоряжение).
Распоряжение от 12 августа 2015 года NП16/1208 опубликовано на сайте Министерства строительного комплекса Московской области 10 ноября 2015 года.
Административные истцы обратились в Московский областной суд с административным иском о признании недействующим Распоряжения от 12 августа 2015 года NП16/1208 в части утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в отношении земельных участков и зданий административных истцов, а также в части установления проектом планировки красных линий и линий отступа по земельным участкам и зданиям административных истцов, указав, что под жилым домом ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО44, ФИО5, ФИО91, ФИО92, расположенного по адресу: "адрес", проектом межевания образован земельный участок N площадью менее половины фактически занимаемой жилым домом и хозяйственными постройками истцов и указанной в техническом паспорте дома от 2006, 2009, 2014 годах. Вид разрешенного использования земельного участка N "под озелененные территории", что не соответствует виду разрешенного использования жилого дома, расположенного на нем.
ФИО85 и ФИО66 принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом с кадастровым номером N площадью 150 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" Дом и прилегающая территория включена на проекте межевания в границы озелененных территорий. На проекте межевания придомовая территория истцов разделена на несколько образуемых проектом межевания участков N и N. Участок N образуется под жилым домом истца, однако другая часть участка с хозяйственными постройками собственников дома выделена от жилого дома в отдельный участок N. Оба участка имеют вид разрешенного использования "под озелененные территории". Часть придомовой территории включена проектом планировки в границы расширения улицы Тайнинская. Административные истцы считают, что в результате такого проектирования лишаются значительной части придомовой территории, а установление вида разрешенного использования, не соответствующего назначению строения на нем, препятствует выкупу земельного участка собственниками жилых домов.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный под торговым павильоном ФИО3 включен в границы дорожной сети. Однако указанный земельный участок был образован под размещения торгового павильона. Сам торговый павильон был построен и реконструирован на основании разрешений на строительство/реконструкцию, выданных администрацией городского поселения Мытищи, и зарегистрирован в ЕГРН как объект капитального строительства. Расширение дороги в этой части территории генеральным планом не предусматривается, а включение нежилого здания и участка под ним в границы улицы препятствует как выкупу земельного участка собственником здания, так и реконструкции, и эксплуатации здания.
Под жилыми домами административных истцов ФИО107 и ФИО12 проектом межевания территории земельные участки не образованы, а их дома включены в образуемые проектом межевания земельные участки под строительство новых объектов, запроектированных в проекте планировки территории.
На земельных участках административных истцов ФИО76, ФИО77, ФИО122, ФИО125, ФИО37, ФИО61, ФИО70, ФИО71 проектом планировки предусмотрено строительство детских садов, в то время как на карте планируемого размещения объектов муниципального значения Генерального плана в указанных местах строительство данных объектов местного значения не запланировано.
На земельных участках ФИО78, ФИО93, ФИО118, ФИО124, ФИО42, ФИО58, ФИО60, и на месте жилого дома по адресу: "адрес", принадлежащего истцам ФИО85 и ФИО66, с прилагающим к нему земельным участком проектом планировки предусмотрено строительство общеобразовательных школ, тогда как Генеральным планом они запланированы в других местах.
На земельном участке ФИО120 запроектирован спортивный комплекс, в то время как на карте планируемого размещения объектов муниципального значения генерального плана он также находится в ином месте.
На земельных участках административных истцов ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО164, ФИО83, ФИО2, ФИО86, ФИО88, ФИО4, ФИО89, ФИО6, ФИО95, ФИО96, ФИО94, ФИО159, ФИО8, ФИО98, ФИО99, ФИО100 Б, ФИО101 Б, ФИО9, ФИО103, ФИО11, ФИО107, ФИО108, ФИО13, ФИО112, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО113, ФИО114, ФИО19, ФИО21, ФИО23, ФИО123, ФИО126, ФИО127, ФИО129, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО38, ФИО40, ФИО45, ФИО46, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО57, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО67, ФИО72, ФИО73 предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов.
Земельные участки административных истцов ФИО90, ФИО93, ФИО15, ФИО20, ФИО115, ФИО122, ФИО125, ФИО42, ФИО56, ФИО59, ФИО60, ФИО71, ФИО74, жилой дом по адресу: "адрес", принадлежащий истцам ФИО85 и ФИО66 и жилой дом по адресу "адрес", принадлежащей истцам ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО44, ФИО5, ФИО91, ФИО92, с придомовой территорией на проекте планировки территории включены в зоны рекреационного назначения (озелененные территории).
Назначение общественных зданий, запроектированных на земельных участках административных истцов ФИО1, ФИО82, ФИО84, ФИО87, ФИО3, ФИО97, ФИО104 М, ФИО10 М, ФИО105, ФИО106, ФИО14, ФИО112, ФИО16, ФИО119, ФИО121, ФИО22, ФИО116, ФИО160, ФИО128, ФИО24, ФИО30, ФИО33, ФИО34, ФИО141- ФИО75, ФИО161, ФИО43, ФИО47, ФИО69, части жилого дома ФИО12 и на прилагаемом к дому земельном участке, не соответствует видам разрешенного использования, установленным в Правилах землепользования и застройки.
Земельные участки проектом межевания образованы с включением в их состав не только муниципальных земельных участков или земельных участков, собственность на которые не разграничена, но и земельных участков, находящихся в частной собственности административных истцов. При этом в нарушение ч. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации с административными истцами не заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Административные истцы указывают, что в составе проекта планировки незаконно утверждены красные линии по земельным участкам ФИО79, ФИО80, ФИО1, ФИО82, ФИО84, ФИО87, ФИО3, ФИО88, ФИО4, ФИО90, ФИО6, ФИО93, ФИО97, ФИО94, ФИО8, ФИО7, ФИО99, ФИО100 Б, ФИО101 Б, ФИО102, ФИО9, ФИО103, ФИО106, ФИО108, ФИО13, ФИО14, ФИО112, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО113, ФИО19, ФИО20, ФИО115, ФИО118, ФИО119, ФИО121, ФИО22, ФИО117, ФИО23, ФИО123, ФИО126, ФИО128, ФИО129, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО34, ФИО141- ФИО75, ФИО36, ФИО40, ФИО42, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО49, ФИО51, ФИО57, ФИО60, ФИО61, ФИО69, ФИО70, ФИО67, ФИО71, ФИО73, ФИО72, ФИО74, ФИО14, собственников жилого дома по адресу: "адрес" - ФИО85 и ФИО66, собственников дома по адресу "адрес" - ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО44, ФИО5, ФИО91, ФИО92, и линии отступа по земельным участкам ФИО128, ФИО43, которые в ряде случаев пересекают жилые дома, в результате чего административные истцы не могут провести реконструкцию принадлежащих им объектов, вести строительство на участках в границах красных линий и линий отступа.
Полагают, что Распоряжение от 12 августа 2015 года NП16/1208 принято в нарушение документации по территориальному планированию и в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 36.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 статьи 11.9, статьи 49, пункта 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ).
Решением Московского областного суда от 23 июля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признано со дня вступления решения суда в законную силу недействующим распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 12 августа 2015 года NП16/1208 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34" в части утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в отношении земельных участков (включая здания, строения, расположенные на них) с кадастровыми номерами:
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО76 и ФИО77;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО78;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО79;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО80 и ФИО99;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО81;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО82;
N, принадлежащего на праве собственности Артюшенко ФИО132;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО83;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО84;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО2;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО86;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО87;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО88;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО4;
N, N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО89;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО90;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО6;
N, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФИО6;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО93;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО94;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО95;
N38, принадлежащего на праве собственности ФИО96;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО97;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО7;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО8;
N, N, N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО98;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО100 и ФИО101;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО102;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО9;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО103 и ФИО13;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО104 и ФИО10;
N принадлежащего на праве аренды ФИО104 и ФИО10;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО105, ФИО104 и ФИО10;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО11;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО106;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО108;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственников квартир в многоквартирном доме ФИО14 и ФИО69;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО15;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО112;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО16;
N, N, принадлежащих на праве общей совместной собственности ФИО17 и ФИО18;
N, N, N, принадлежащих на праве общей долевой собственности ФИО17;
N, принадлежащего на праве долевой собственности ФИО113 и ФИО25;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО114;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО19;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО20 и ФИО115;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО116;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО117;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО21;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО118;
N, N, принадлежащих на праве общей долевой собственности ФИО119 ФИО35;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО120;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО121;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО22;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО23;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО122;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО123;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО124;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО125;
N, N, N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО126;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО127;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО128;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО129;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО24;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО26;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО27;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО28;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО29;
N, принадлежащего на праве собственности собственников квартир в многоквартирном доме ФИО30;
N, N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО31;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО32;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО33;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО34;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО36;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО37;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО38;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО39;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО40;
N, принадлежащего на праве аренды ФИО40;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО41;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО42;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО43;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО45;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО46;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО47;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО48;
N, N, N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО49;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО50;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО51;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО52;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО53, ФИО54 и ФИО55;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО56;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО57;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО58;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО59;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО60;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО61;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО62;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО63;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО64;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО65;
N, принадлежащего на праве общей совместной собственности ФИО67;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО68;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО70;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО71;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО72;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО73;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО74;
в отношении земельного участка площадью 652 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" принадлежащего на праве собственности ФИО107 на основании решения Мытищинского городского суда Московской области от 19 февраля 2019 года по гражданскому делу N со следующими координатами характерных точек границ:
N точек
Румбы град
Горизонтальное положение (м)
Координата X (м)
Координата Y (м)
1-2
СВ 32
6, 047
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2-3
ЮВ 57
6, 384
"данные изъяты"
"данные изъяты"
3-4
ЮВ 56
12, 123
"данные изъяты"
"данные изъяты"
4-5
ЮЗ 32
3, 204
"данные изъяты"
"данные изъяты"
5-6
ЮЗ 32
1, 645
"данные изъяты"
"данные изъяты"
6-7
СЗ 67
7, 266
"данные изъяты"
"данные изъяты"
7-8
ЮЗ 25
2, 496
"данные изъяты"
"данные изъяты"
8-9
ЮЗ 21
3, 101
"данные изъяты"
"данные изъяты"
9-10
ЮВ 64
5, 726
"данные изъяты"
"данные изъяты"
10-11
ЮВ 67
2, 509
"данные изъяты"
"данные изъяты"
11-12
ЮЗ 22
10, 414
"данные изъяты"
"данные изъяты"
12-13
ЮВ 60
1, 003
"данные изъяты"
"данные изъяты"
13-14
ЮЗ 27
1, 955
"данные изъяты"
"данные изъяты"
14-15
ЮЗ 23
11, 853
"данные изъяты"
"данные изъяты"
15-16
СЗ 63
3, 144
"данные изъяты"
"данные изъяты"
16-17
СЗ 63
2, 004
"данные изъяты"
"данные изъяты"
17-18
СЗ 60
12, 830
"данные изъяты"
"данные изъяты"
18-19
СЗ 63
0, 067
"данные изъяты"
"данные изъяты"
19-20
СВ 21
7, 289
"данные изъяты"
"данные изъяты"
20-21
СЗ 54
3, 513
"данные изъяты"
"данные изъяты"
21-22
СВ 26
20, 7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
22-23
СВ 25
54, 8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
23-1
СВ 25
54, 0
"данные изъяты"
"данные изъяты"
в отношении жилого дома по адресу: "адрес", принадлежащего ФИО12, и земельного участка со следующими координатами характерных точек границ:
NN меж. знаков
Координаты МСК-50
X
Y
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
12
"данные изъяты"
"данные изъяты"
13
"данные изъяты"
"данные изъяты"
14
"данные изъяты"
"данные изъяты"
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
в отношении жилого дома с кадастровым номером N общей площадью 404, 9 кв.м, инв. N, лит. А, А1, А2, А3, А4, а1, адрес: "адрес", принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО44, ФИО5, ФИО91 и ФИО92, и земельного участка площадью 6492 кв.м, находящегося под жилым домом и прилегающего к нему согласно сложившегося землепользования со следующими координатами характерных точек границ:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
Н1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
21
"данные изъяты"
"данные изъяты"
22
"данные изъяты"
"данные изъяты"
23
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
в отношении жилого дома с кадастровым номером N площадью 150 кв.м, адрес: "адрес", принадлежащему на праве общей долевой собственности ФИО85, ФИО66 и земельного участка площадью 2098 кв.м, находящегося под жилым домом и прилегающего к нему согласно сложившегося землепользования со следующими координатами характерных точек границ:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
12
"данные изъяты"
"данные изъяты"
13
"данные изъяты"
"данные изъяты"
14
"данные изъяты"
"данные изъяты"
15
"данные изъяты"
"данные изъяты"
16
"данные изъяты"
"данные изъяты"
17
"данные изъяты"
"данные изъяты"
18
"данные изъяты"
"данные изъяты"
19
"данные изъяты"
"данные изъяты"
20
"данные изъяты"
"данные изъяты"
21
"данные изъяты"
"данные изъяты"
22
"данные изъяты"
"данные изъяты"
23
"данные изъяты"
"данные изъяты"
24
"данные изъяты"
"данные изъяты"
25
"данные изъяты"
"данные изъяты"
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
в отношении нежилого здания (торгового павильона) с кадастровым номером N площадью 215, 4 кв.м, адрес: "адрес", принадлежащего на праве собственности ФИО3, и испрашиваемого ФИО3 земельного участка с кадастровым номером N под указанным зданием с разрешенным использованием для размещения торгового павильона, 200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии со следующим каталогом координат земельного участка:
Обозначение характерных точек границ
Уточненные координаты, м
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м
X
Y
1
2
3
4
н 1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
в отношении жилого дома номер объекта N площадью 113, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО102;
жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО128.
Также суд признал со дня вступления решения суда в законную силу недействующим распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области NП16/1208 от 12 августа 2015 года "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34" в части установления проектом планировки красных линий по земельным участкам (включая здания, строения, расположенные на них) с кадастровыми номерами:
N, принадлежащего на праве собственности ФИО79;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО80 и ФИО99;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО82;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО84;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО87;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО88;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО4;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО90;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО6;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО93;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО94;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО97;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО7;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО8;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО100 и ФИО101;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО9;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО103 и ФИО13;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО106;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО108;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственников квартир в многоквартирном доме ФИО14 и ФИО69;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО112;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО16;
N, N, принадлежащих на праве общей совместной собственности ФИО17 и ФИО18;
N, N, принадлежащих на праве общей долевой собственности ФИО17;
N, принадлежащего на праве долевой собственности ФИО113 и ФИО25;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО19;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО20 и ФИО115;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО117;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО118;
N, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО119 ФИО35;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО121;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО22;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО23;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО123;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО126;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО128;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО129;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО26;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО27;
N, принадлежащего на праве собственности собственников квартир в многоквартирном доме ФИО30;
N, N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО31;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО32;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО34;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО36;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО40;
N, принадлежащего на праве аренды ФИО40;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО42;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО43;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО45;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО46;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО47;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО49;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО51;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО57;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО59;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО60;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО61;
N, принадлежащего на праве общей совместной собственности ФИО67;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО70;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО71;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО72;
N, принадлежащего на праве собственности ФИО73;
N, N, принадлежащих на праве собственности ФИО74;
в отношении жилого дома по адресу: "адрес", 4-ый "адрес", принадлежащего ФИО12, и земельного участка со следующими координатами характерных точек границ:
NN меж. знаков
Координаты МСК-50
X
Y
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
12
"данные изъяты"
"данные изъяты"
13
"данные изъяты"
"данные изъяты"
14
"данные изъяты"
"данные изъяты"
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
в отношении жилого дома с кадастровым номером N общей площадью 404, 9 кв.м, инв. N, лит. А, А1, А2, А3, А4, а1, адрес: "адрес", принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО44, ФИО5, ФИО91 и ФИО92, и земельного участка площадью 6492 кв.м, находящегося под жилым домом и прилегающего к нему согласно сложившегося землепользования со следующими координатами характерных точек границ:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
Н1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
21
"данные изъяты"
"данные изъяты"
22
"данные изъяты"
"данные изъяты"
23
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Н1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
в отношении жилого дома с кадастровым номером N площадью 150 кв.м, адрес: "адрес", принадлежащему на праве общей долевой собственности ФИО85, ФИО66 и земельного участка площадью 2098 кв.м, находящегося под жилым домом и прилегающего к нему согласно сложившегося землепользования со следующими координатами характерных точек границ:
Обозначение характерных точек границ
Координаты, м
X
Y
1
2
3
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
12
"данные изъяты"
"данные изъяты"
13
"данные изъяты"
"данные изъяты"
14
"данные изъяты"
"данные изъяты"
15
"данные изъяты"
"данные изъяты"
16
"данные изъяты"
"данные изъяты"
17
"данные изъяты"
"данные изъяты"
18
"данные изъяты"
"данные изъяты"
19
"данные изъяты"
"данные изъяты"
20
"данные изъяты"
"данные изъяты"
21
"данные изъяты"
"данные изъяты"
22
"данные изъяты"
"данные изъяты"
23
"данные изъяты"
"данные изъяты"
24
"данные изъяты"
"данные изъяты"
25
"данные изъяты"
"данные изъяты"
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
в отношении нежилого здания (торгового павильона) с кадастровым номером N площадью 215, 4 кв.м, адрес: "адрес", принадлежащего на праве собственности ФИО3, и испрашиваемого ФИО3 земельного участка с кадастровым номером N под указанным зданием с разрешенным использованием для размещения торгового павильона, 200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии со следующим каталогом координат земельного участка:
Обозначение характерных точек границ
Уточненные координаты, м
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м
X
Y
1
2
3
4
н 1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
н 1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
0, 1
в отношении жилых домов: жилого дома номер объекта N площадью 113, 8 кв.м, расположенному по адресу: "адрес" принадлежащему на праве общей долевой собственности ФИО102;
жилого дома с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", принадлежащему на праве общей долевой собственности ФИО128.
Суд признал со дня вступления решения суда в законную силу недействующим распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 12 августа 2015 года NП16/1208 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34" в части установления проектом планировки красных линий по земельным участкам (включая здания, строения, расположенные на них) в части установления проектом планировки линий отступа по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:12:0100224:54, принадлежащего на праве собственности ФИО128 и 50:12:0100223:91, принадлежащего на праве собственности ФИО43.
Не согласившись с постановленным решением, административный ответчик Министерство строительного комплекса Московской области, заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью "Земельные ресурсы" (далее по тексту ООО "Земельные ресурсы") подали апелляционные жалобы, в которых просят судебный акт отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Министерство строительного комплекса Московской области в обоснование жалобы указывает на невыполнение административными истцами обязанности представить доказательства нарушения оспариваемым актом их прав и законных интересов. При этом выводы суда о нахождении объектов недвижимости, принадлежащих истцам, в границах территории, в отношении которой принят проект территории и проект межевания территории, утвержденные оспариваемым Распоряжением от 12 августа 2015 года NП16/1208, основаны на недопустимом доказательстве - картографическом ресурсе "Яндекс", неточность которого подтверждается его разработчиком.
Полагает, что выводы суда о несоответствии Распоряжения от 12 августа 2015 года NП16/1208 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Генеральному плану городского округа Мытищи Московской области и Правилам землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области, не подтверждены соответствующими доказательствами по делу.
Не согласился с выводами суда первой инстанции, что в отношении земельных участков административных истцов не могло быть принято решение о развитии застроенной территории.
ООО "Земельные ресурсы" в апелляционной жалобе указывает на тот факт, что, исходя из положений статей 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект планировки территории может захватывать земельные участки и строения, не предусмотренные частями 3 и 4 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что само по себе не свидетельствует о нарушении прав собственников таких земельных участков и строений. Поскольку решение об изъятии для реализации проекта планировки территории земельных участков для государственных и муниципальных нужд не принято, проект планировки в части размещения указанных объектов утратил свою силу 12 августа 2018 года и прав административных истцов не затрагивает.
Обращал внимание, что ряд административных истцов приобрели принадлежащие им объекты недвижимости после 12 августа 2018 года, в связи с чем нарушение их прав отсутствует.
По утверждению заявителя, оспариваемый проект планировки территории на момент его принятия соответствовал Генеральному плану городского округа Мытищи Московской области и Правилам землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области. В дальнейшем в связи с принятием определения Верховного суда Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N4-АПГ16-33 Правила землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области в части утратили силу, что, по мнению заявителя, повлекло недействительность и оспариваемого Распоряжения, имеющего меньшую юридическую силу, что фактически восстановило права истцов, в связи с чем избранный истцами способ восстановления нарушенных прав носит излишний характер.
Не согласился с выводами суда первой инстанции о преюдициальной силе решения Московского областного суда от 9 декабря 2020 года по административному делу 3а-370/2020, поскольку указанное решение в законную силу не вступило.
На доводы апелляционных жалоб представителем административных истцов и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административные истцы, представители заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, администрации г.о. Мытищи Московской области, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей административных истцов - адвоката ФИО162, адвоката ФИО163, административного ответчика Министерства строительного комплекса Московской области ФИО154, заинтересованного лица ООО "Земельные ресурсы" ФИО155, ФИО156, адвоката ФИО157, представителя Министерства жилищной политики "адрес" по доверенности ФИО158, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Органы местного самоуправления уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).
Из содержания статьи 8, частей 1 и 2 статьи 46 ГрК РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Муниципальное образование Мытищи Московской области" наделено статусом городского округа (далее - городской округ Мытищи).
Утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории в силу пункту 26 статьи 6 Устава муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области", принятого решением Совета депутатов муниципального образования от 21 апреля 2016 года N 4/1, входит в компетенцию муниципального образования.
В силу пункта 3 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) на основании генеральных планов городских округов, правил землепользования и застройки городских округов (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских округов в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории городского округа.
В соответствии с Положением о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03 октября 2013 года N 786/44, в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области является Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, разрабатывающим и проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности, осуществляет полномочия по принятию решения по утверждению документации по планировке территории, в целях реализации своих полномочий и по вопросам своей компетенции (пункт 1, подпункт 2 пункта 13.1 Положения).
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме. Распоряжение от 12 августа 2015 года NП16/1208 официально опубликовано на официальном сайте Правительства Московской области и официальном сайте Министерства строительного комплекса Московской области, надлежащим образом доведено до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
В силу части 2 статьи 62, пункта 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные истцы по делам об оспаривании нормативных правовых актов обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы административных истцов либо возникла реальная угроза их нарушения, а на суд возлагается задача выяснить, действительно ли нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (п. 1 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на территории, в отношении которой принято оспариваемое Распоряжение от 12 августа 2015 года NП16/1208, что в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порождает право на обращение с настоящим иском в суд.
При этом судом всесторонне были проверены возражения административных ответчиков, касающихся отсутствия нарушения прав истцов, которым дана соответствующая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правоотношения по планировке и межеванию территории урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4, глава 5 ГрК РФ).
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Из частей 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого распоряжения) следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Как следует из Распоряжения от 12 августа 2015 года NП16/1208 проект планировки территории и проект межевания территории по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34 разработан в целях размещения комплексной застройки с объектами социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с постановлением администрации городского поселения Мытищи от 2 октября 2013 года N 1561 "О разрешении ООО "Земельные ресурсы" разработки документации по планировке и межеванию застроенной территории площадью 176 га по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, городское поселение Мытищи, мкр. 31, 34 и в соответствии с заданием N 47 на разработку документации по планировке территории, утвержденным Главой городского поселения Мытищи от 24 декабря 2013 года.
Решение о развитии застроенной территории микрорайонов 31, 34 площадью 176 га согласно схеме, было принято постановлением главы городского поселения Мытищи от 28 сентября 2012 года N 1599 "О развитии застроенной территории мкр. 31, 34 г. Мытищи".
Проект планировки территории и проект межевания территории разработало ООО "Земельные ресурсы" на основании части 8.1 статьи 45 ГрК РФ, как лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории.
В силу статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого Распоряжения (норма утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ), развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту. На застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в настоящей статье.
Таким образом, положения части 3 статьи 46.1 ГрК РФ, определяют условия принятия решения о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные дома, и непосредственным образом не распространяются на собственников земельных участков и объектов индивидуального жилищного строительства, применительно к решению вопроса об их принудительном изъятии.
Само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков и объектов недвижимости на данных участках, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как законодательная возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена исключительно наличием государственных или муниципальных нужд.
В силу положений частей 4 и 5 статьи 46.1 ГрК РФ на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, но не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 данной статьи.
Административный ответчик не представил доказательств наличия исключительных обстоятельств, которые бы обуславливали невозможность развития застроенной территории без интеграции (включения) в нее объектов недвижимости административных истцов с законодательно установленной возможностью принудительного изъятия принадлежащих им объектов, либо с учетом сохранения существующей индивидуальной жилой застройки оспариваемым нормативным правовым актом.
Судебная коллегия учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что возможность принятия органами местного самоуправления решений в области градостроительства должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных решений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства (Определение от 30 июня 2020 года N1491-О).
Так, из представленного в материалы дела проекта планировки и проекта межевания следует, что подлежащая освоению в рамках данного проекта территория проекта площадью около 176 Га занята индивидуальной жилой застройкой и двухэтажными бараками, большая часть которых находится в ветхом состоянии.
Между тем, объекты недвижимости административных истцов не включены в перечень ветхих и подлежащих сносу, вопросы изъятия земельных участков в порядке статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации не разрешены, что влечет невозможность реализации проектов планировки и межевания и свидетельствует о несоответствии указанного нормативного правового акта положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что Конституция Российской Федерации не исключает ограничение права частной собственности (статья 55, часть 3) и лишение имущества (статья 35, часть 3), при этом возможность перераспределения собственности уравновешивается конституционно-правовым принципом неприкосновенности частной собственности, который может быть выведен из совокупности конституционно-правовых положений и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения права собственности.
То обстоятельство, что постановление главы городского поселения Мытищи от 28 сентября 2012 года N 1599 "О развитии застроенной территории мкр. 31, 34 г. Мытищи" до настоящего времени не отменено, на что обращает внимание податели апелляционных жалоб, правового значения не имеет. Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным, на что обращено внимание в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Сопоставив положения как ранее принятого Генерального плана Мытищинского муниципального района, так и действующего Генерального плана городского округа Мытищи, с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N 4-АПГ16-33, судебная коллегия отмечает, что на Генеральном плане территория 31 и 34 микрорайонов обозначена как территория смешанной застройки и частично как территория делового, общественного, коммерческого назначения и размещения объектов социального и коммунального бытового назначения, что позволяет сохранять индивидуальную жилую застройку, однако оспариваемым нормативным актом такое сохранение существующей застройки не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым распоряжением права административных истцов не нарушаются судебная коллегия отклоняет. В материалы дела административными истцами представлены документы, с достаточностью свидетельствующие о невозможности провести реконструкцию объектов капитального строительства, оформить право собственности под жилыми домами, начать застройку принадлежащих им земельных участков со ссылкой в соответствующих правоприменительных решениях органов местного самоуправления на оспариваемое распоряжение. Сама по себе давность издания оспариваемого акта правового значения не имеет, так как в рассматриваемом случае не подлежат применению нормы о принудительном изъятии имущества административных истцов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства по делу, применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, надлежащим образом оценил представленные доказательства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных административными истцами требований.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что земельные участки, находящиеся в пользовании административных истцов, не подлежали включению в состав территории, подлежащей развитию в силу прямого указания приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 23 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительного комплекса Московской области и Общества с ограниченной ответственностью "Земельные ресурсы" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.