Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А... Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Советским районным судом г. Улан-Удэ, кассационную жалобу Фань Шушунь на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 года по делу N 2а-1023/2021 по административному исковому заявлению Ма Юань, Фань Шушунь к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконными действий и бездействия, обязании принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя административного ответчика Шатоновой М.В, возражавшей по существу доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
граждане Китайской Народной Республики Ма Юань, Фань Шушунь обратились в суд с исковыми заявлениями, объединенными судом в одно производство для совместного рассмотрения, о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Республике Бурятия по отказу 22 декабря 2020 года в приеме заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и бездействия в выдаче соответствующих справок; признании незаконным бездействия Министерства внутренних дел по Республике Бурятия, выразившегося в неприеме 12 января 2021 года заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и в выдаче соответствующих справок; возложении на административного ответчика обязанности принять у административных истцов заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, мотивируя тем, что в нарушение действующего Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 8 июня 2020 года N 407, справки об отказе в принятии заявлений истцам не выдавались; основания, по которым заявителям было отказано в приеме заявлений, Административным регламентом не предусмотрены. Обращение иностранных граждан имело место до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2345 и начала действия внесенных в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений. 22 декабря 2020 года врио начальника ОРВР Управления заявления были проверены по форме и содержанию, по полноте представленных документов; все ошибки, на которые было указано, истцами исправлены и устранены; квота на 2021 год установлена и имелась в наличии.
Прокуратурой Железнодорожного района г..Улан-Удэ выявлены нарушения прав иностранных граждан и в адрес административного ответчика внесено представление об их устранении.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 ноября 2021 года, административным истцом Фань Шушунь ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что юридически значимыми обстоятельствами дела являются обстоятельства отказа и бездействия в приеме документов сотрудников МВД по Республике Бурятия, поскольку обстоятельства личного обращения иностранного гражданина определены желанием и целью иностранного гражданина урегулировать свое правовое положение, а не целью выявить нарушения со стороны представителей государственной власти. Считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод судов о том, что истцы лично не обращались к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Отмечает, что до марта 2021 года по всем районам Республики Бурятия никто из иностранных граждан не подал заявление на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку по всем районам республики было дано соответствующее указание об отказе в приеме заявлений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административные истцы, их представитель и представители заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Вопросы, касающиеся временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации, урегулированы в статье 6 названного Федерального закона, пунктами 1 и 2 которой в редакции, действующей до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 329-ФЗ (т.е. до 14 января 2021 года), предусмотрено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Правила определения и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 названной нормы в редакции, действовавшей до 14 января 2021 года, устанавливает, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
На основании внесенных Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 329-ФЗ изменений с 14 января 2021 года Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешении на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения, указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах. Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2345, также вступившим в законную силу с 14 января 2021 года.
В соответствии с ранее действующими Правилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года N 193, решение об установлении квоты на следующий год принимается Правительством Российской Федерации не позднее 30 ноября (пункт 7).
Порядок оказания услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определен в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 8 июня 2020 года N 407 (далее - Административный регламент), согласно пунктам 19 и 20 которого государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами МВД России на региональном уровне.
В соответствии с пунктами 30 и 30.1 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания заявление (приложение N 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах.
Прием заявителей в подразделениях по вопросам миграции осуществляется в порядке очереди (пункт 58 Административного регламента).
На основании пункта 60 Административного регламента предварительная запись для подачи заявления осуществляется посредством Единого портала, телефонной связи либо при личном обращении гражданина в подразделение по вопросам миграции.
При осуществлении предварительной записи путем личного обращения заявителю выдается талон-подтверждение, содержащий информацию о дате и времени подачи заявления, номере кабинета, в который следует обратиться (пункт 60.5 Административного регламента).
Согласно пункту 86 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения N 1 и N 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
В силу пунктов 87 и 88 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления, наличие оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 45 Административного регламента. При наличии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к Административному регламенту), подтверждающая отказ в приеме заявления к рассмотрению.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен в пунктах 45 - 46 Административного регламента.
Исходя из приведенного правового регулирования, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив факт предварительной записи административного истца Фань Шушунь путем личного обращения в подразделение по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия на прием документов на 9 февраля 2021 года при недоказанности личного обращения Фань Шушунь и Ма Юань в указанное подразделение в установленном законом порядке 22 декабря 2020 года и 12 января 2021 года, а также недоказанности предварительной записи Ма Юань на какие-либо иные даты, суды пришли к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Приведенные Фань Шушунь в кассационной жалобе доводы об обратном аналогичны правовой позиции и доводам в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка на основании всестороннего и полного исследования доказательств, оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций судебная коллегия не находит.
Несогласие истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, вопреки утверждению подателей кассационной жалобы, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на данной стадии производства по административному делу.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Иное толкование подателями жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фань Шушунь - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.