Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Никулиной И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Ли Юнлань, поданную через суд первой инстанции 21 ноября 2021 г, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г.
по административному делу N 2а-746/2021 по административному исковому заявлению Ли Юнлань к Министерству внутренних дел по Республике Бурятии о оспаривании бездействия, обязании принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Шатоновой М.В, представляющей интересы Министерства внутренних дел по Республике Бурятия, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ли Юнлань обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, выразившегося в отказе в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации; возложении на административного ответчика обязанности принять данное заявление в порядке, действующем до 14 января 2021 г.
Требования мотивированы тем, что 12 января 2021 г. гражданка "данные изъяты" Ли Юнлань обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия (далее - Управление) с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной квоты на 2021 г. Административный ответчик отказал в приеме документов, сославшись на изменение порядка подачи заявления в связи с принятием новых Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2345. Оспариваемый отказ административного ответчика в приеме заявления является незаконным, поскольку обращение Ли Юнлань последовало до вступления в силу изменений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2345. Основание, по которому заявителю было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, административным регламентом не предусмотрено. Прокуратура Железнодорожного района г. Улан-Удэ выявила нарушение прав заявителя и внесла в адрес административного ответчика представление об устранении нарушений закона.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального и процессуального права. Указывает, что вопреки выводов судов первой и апелляционной инстанций административный истец в составе группы из шести человек и в сопровождении переводчика обращался к административному ответчику, однако в приеме документов необоснованно было отказано в связи с изменением порядка подачи заявлений и справка об отказе в приеме заявления административным ответчиком не выдавалась. Данные обстоятельства подтверждаются также коллективным обращением в том числе и заявителя в органы прокуратуры. Кроме этого, ссылается на допущенные нарушения судами положения части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства, выразившиеся в неверном установлении обстоятельств дела, что привело к вынесению незаконных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что гражданка "данные изъяты" Ли Юнлань, находясь на территории Российской Федерации, намеревалась получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной на 2021 г. квоты.
Согласно пояснениям Ли Юнлань, изложенным в административном иске, 12 января 2021 г. в составе группы иностранных граждан она обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, расположенном по адресу: "адрес" "адрес" с целью получения государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной на 2021 г. квоты. Однако административный ответчик отказал Ли Юнлань в приеме документов, сославшись на принятие новых правил определения и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2345.
В журнале посетителей Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, где запись о явке Ли Юнлань 12 января 2021 г. отсутствует.
Как следует из журнала ОРВР УВМ МВД по Республике Бурятия для предварительной записи ИГ и ЛБГ на прием документов по РВП на 2021 г, на 12 января 2021 г. предварительно записано 13 граждан, среди которых Ли Юнлань не значится.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, опросив стороны и свидетелей, исходил из недоказанности факта обращения Ли Юнлань 12 января 2021 г. в установленном порядке в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия за получением государственной услуги.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Вопросы, касающиеся временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации, урегулированы в статье 6 названного Федерального закона, пунктами 1 и 2 которой в редакции, действующей до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 329-ФЗ (т.е. до 14 января 2021 г.), предусмотрено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Правила определения и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 названной нормы в редакции, действовавшей до 14 января 2021 г, устанавливает, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
На основании внесенных Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 329-ФЗ изменений с 14 января 2021 г. Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешении на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения, указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах. Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2345, также вступившим в законную силу с 14 января 2021 г.
В соответствии с ранее действующими Правилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 193, решение об установлении квоты на следующий год принимается Правительством Российской Федерации не позднее 30 ноября (пункт 7).
Порядок оказания услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определен в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 8 июня 2020 г. N 407 (далее - Административный регламент), согласно пунктам 19 и 20 которого государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами МВД России на региональном уровне.
В соответствии с пунктами 30 и 30.1 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания заявление (приложение N 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах.
Прием заявителей в подразделениях по вопросам миграции осуществляется в порядке очереди (пункт 58 Административного регламента).
На основании пункта 60 Административного регламента предварительная запись для подачи заявления осуществляется посредством Единого портала, телефонной связи либо при личном обращении гражданина в подразделение по вопросам миграции.
При осуществлении предварительной записи путем личного обращения заявителю выдается талон-подтверждение, содержащий информацию о дате и времени подачи заявления, номере кабинета, в который следует обратиться (пункт 60.5 Административного регламента).
Согласно пункту 86 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения N 1 и N 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
В силу пунктов 87 и 88 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления, наличие оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 45 Административного регламента. При наличии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к Административному регламенту), подтверждающая отказ в приеме заявления к рассмотрению.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен в пунктах 45 - 46 Административного регламента.
Исходя из приведенного правового регулирования, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при недоказанности личного обращения Ли Юнлань в подразделение по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия в установленном законом порядке 12 января 2021 года, суды пришли к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы об обратном аналогичны правовой позиции и доводам в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка на основании всестороннего и полного исследования доказательств, оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций судебная коллегия не находит.
Несогласие заявителя с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 16 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.